Стратегический вопрос
Пожалуй, самое значимое событие, произошедшее на форуме, – подписание соглашения по реконструкции "Северной верфи" между Санкт-Петербургом и ОСК. Инвестиции в предприятие составят порядка 300 млрд рублей до 2030 г. Каких ожидать результатов? Увеличения обработки металла в 15 раз ‒ до 90 тыс. тонн металла в год, что позволит строить до 11 средне- и крупнотоннажных судов. Также "Северная верфь" сможет строить суда длиной до 350 м и шириной до 60 м: танкеры типа Aframax, газовозы, контейнеровозы, балкеры, лесовозы, универсальные сухогрузы, спасательные, научно-исследовательские суда, рыболовный и вспомогательный флот. Модернизация предприятия ускорит строительство судов и их техническую готовность на стапеле до 90%. Проект также даст дополнительные 4000 рабочих мест.

Не менее важно – возведение новой верфи (а, возможно, двух) по инициативе ОСК для строительства судов ледового класса для Северного морского пути. Одну из них хотят построить в Приморье, другую, вероятнее всего, построят в Архангельской области.
В России на уровне государства появится понятие "транспортный суверенитет" и будет включено в Транспортную стратегию РФ до 2035 г. Также в стратегии планируется закрепить преференции российскому флоту и компаниям из дружественных стран, работающих с Россией. Помимо этого вместе с представителями бизнеса прорабатывается законопроект, закрепляющий приоритетный вывоз грузов из российских портов судами под российским флагом.

Также в первый день форума обсудили перспективы развития Трансарктического транспортного коридора. По словам директора ААНИИ Александра Макарова, лед в Арктических морях в зимний период есть и будет оставаться и усложнять навигацию. Это нужно учитывать и развивать портовую инфраструктуру, беспилотные технологии, автоматизированные системы управления движением судов.
На взгляд губернатора Архангельской области Александра Цыбульского для устойчивого развития Арктики необходим единый, комплексный проект. Ключевая задача – объединить межотраслевые инициативы в единую программу, выстроить финансово-экономическую модель развития АЗРФ.
"Северный морской путь — связующее звено, ключевой экономический актив российской Арктики. Без него невозможно дальнейшее освоение минерально-сырьевой базы, развитие производств на Севере. Нам нужно точно просчитать, какая государственная поддержка необходима, в каком объёме и с какой приоритезацией", – отметил Александр Цыбульский.
Транспортная группа FESCO запустила сервис контейнерных перевозок между Россией и портом Дурбан в Южно-Африканской Республике. Губернатор Ульяновской области Алексей Русских высказался за создание ключевых операторов МТК "Север-Юг".

Судостроению и судоходству – дорогу
Тем временем в 2025 г. власти Республики Татарстан и Кировской области планируют завершить расчистку участка реки Вятки от города Вятские Поляны до устья – места впадения в Каму. Это сделает реку на данном отрезке судоходной в течение всей навигации с мая по октябрь.
"Уже есть первое достижение: город Вятские Поляны, который находится в низовьях Вятки, временно стал речной столицей Кировской области – в Вятские Поляны в этом году по большой воде заходили большие круизные корабли. Договорились с федеральными органами о совместном финансировании", – рассказал в ходе ПМЭФ-2025 губернатор Кировской области Александр Соколов.
На полях форума стало известно, что вскоре на "Острове фортов" (г. Кронштадт) начнет работу Всероссийский центр морских профессий. Также Ксения Шойгу отметила, что флот пассажирских катамаранов Кронштадта будет увеличен до десяти.

Интереснейший федеральный проект "Пять морей и озеро Байкал" может дать жизнь строительству самой большой марины в России в городе Санкт-Петербург. Марина будет полного цикла с возможностью хранения зимой до 1000 яхт, летом до 1500 яхт. Соглашение о сотрудничестве подписано между Санкт-Петербургом, ООО "Горская" и Санкт-Петербургской региональной спортивной общественной организацией "Яхт-клуб Санкт-Петербурга".

ГТЛК и Астраханская область подписали договор о сотрудничестве, предметом которого является обновление водного транспорта региона.

"Мы готовы предложить Астраханской области наши компетенции и инструменты для обновления парка водного транспорта и модернизации сопутствующей инфраструктуры. Это позволит повысить качество транспортного обслуживания населения и внесет вклад в экономическое развитие региона", — прокомментировал генеральный директор ГТЛК Евгений Дитрих.

Между ФГУП "Росморпорт", Росморречфлот и СК "Ак Барс" подписано соглашение о намерениях по строительству крупнотоннажных судов. "ВодоходЪ" и правительство Бурятии заключили договор о строительстве круизного электросудна для Байкала. Подписание договора состоялось на недавно построенном электросудне "Стрельна" типа "Москва 2.0", на котором, кстати, недавно побывала редакция "Корабел.ру". Это головное электросудно построено на верфи "Эмпериум" и является современной версией легендарной серии теплоходов проекта Р-51 – самого популярного прогулочного судна в СССР. Всего вместе с головным законтрактовано еще 7 судов.

Два продуктовоза, строящиеся на ССК "Звезда" находятся на этапе ходовых испытаний и могут быть в текущем году переданы "Совкомфлоту". Также на ПМЭФ-2025 обсудили скорость строительства судов на ССК "Звезда".
"Предприятия показывают устойчивый рост по объему выполненных работ. Безусловно, значительную роль здесь играет крупнейшая судостроительная верфь ССК "Звезда", у которой на сегодня в портфеле заказов более 60 судов. Только в первом квартале текущего года предприятием произведена закладка двух балкеров "Михаил Егоров" и "Мелитон Кантария", – отметила по поводу этого вопроса первый вице-губернатор – председатель регионального правительства Вера Щербина.
На ПМЭФ-2025 заключили важные соглашения, которые будут способствовать восстановлению судоремонта на Севморзаводе. В свою очередь совладелец инфраструктурной корпорации AEON Роман Троценко высказался о том, что России нужны универсальные суда ледового класса для перевозки как навалочных грузов, так и контейнеров. Также он добавил, что в первую очередь нужно сосредточиться на строительстве грузовых судов, так как ледоколы не помогают увеличению провозной способности.

Тем временем Примосркий край в 2025 г. хочет привлечь в свой регион свежие кадры в количестве 465 человек, среди которых 70% – корабелы. Каждый специалист по программе переселения получит по 1 млн рублей. Ещё одно интересное соглашение – между правительством Астраханской области и ООО "Джетел Корпорация" на предмет производства стеклопластиковых электросудов в городе Астрахань.
Порты и логистика
Губернатор Чукотки Владислав Кузнецов обсудил планы по развитию портов с потенциальными партнерами и инвесторами. Речь шла о возможности создания транспортно-логистического хаба в порту Провидения и модернизации порта Певек.
Губернатор Запорожской области Евгений Балицкий на ПМЭФ-2025 отметил, что Бердянский порт может быть передан в аренду.
"Мы заканчиваем все процедуры, связанные с кадастрированием, оформлением, получением границ, оценкой. И я очень надеюсь, что все-таки в этом году мы этот процесс закончим", – заявил Евгений Балицкий на сессии "Возрождение новых регионов России как драйвер экономического роста" ПМЭФ-2025.
Проект по созданию глубоководного порта в Индиге власти Ненецкого автономного округа планируют представить в инвестиционный фонд проектов в Арктике.
"По итогам Мурманского арктического форума было принято решение о привлечении инвестиций и создании инвестиционного фонда для проектов в Арктике. И мы, безусловно, будем заявлять этот проект [порта в Индиге], но пока в силу и дефицита денежных средств, и, соответственно, высокой процентной ставки, этот проект в такой вялой стадии разработки, я бы сказала. Но, на мой взгляд, это крайне важный стратегический проект, который на самом деле может кардинально поменять всю структуру Севморпути", – рассказала врио главы региона Ирина Гехт.
На ПМЭФ-2025 Краснодарский край заключил ряд соглашений, среди которых соглашение о строительстве глубоководного терминала для перевалки металлопродукции в порту Новороссийск. Объем инвестиций составит свыше 120 млрд рублей и даст более 450 рабочих мест.

Построить портовый логистический комплекс планируется в Ульяновской области. На него возлагаются большие надежды, так как он станет частью международного транспортного коридора "Север-Юг". Компания "Содружество" выступит инвестором.
На полях ПМЭФ-2025 стало известно, что в реконструкцию порта Севастополь инвестируют 2 млрд рублей. Реализация проекта займет несколько лет. В Ростовской области планируют развивать перегрузочные комплексы на базе речных портов.

Соглашение о строительстве морского терминала для перевалки сухих минеральных удобрений в Усть-Луге подписано на ПМЭФ-2025. ООО "Порт Фавор" планирует вложить в это дело 80 млрд рублей.

Важное соглашение для развития агропродукции заключил губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев. В регионе будут модернизированы перевалочные комплексы. Между Астраханской областью и ООО "Астра" также заключено соглашение о сотрудничестве на предмет инвестирования в строительство рейдового перевалочного терминала в порту Оля.
Технологии и судовое оборудование
Машиностроение не стоит на месте, и на ПМЭФ-2025 представили линейку морских беспилотников, разработанных учеными СевГУ: "Барабулька", "Калкан", "Сарган", многофункциональная платформа "МК", телеуправляемый необитаемый подводный аппарат "Херсонес". Каждый из аппаратов разработан под свои задачи во время научно-исследовательских и поисково-спасательных работ, а также для исследования экологической обстановки, спасательных работ.

ОСК и "Газпром нефть" заключили соглашение о стратегическом сотрудничестве. Партнёрство призвано помочь реализации инженерных проектов, подготовке специалистов и созданию высокотехнологичного оборудования, востребованного в энергетике и гражданском судостроении. В том числе планируется развивать проекты по ремонту двигателей, изготовлению комплектующих.
Вице-губернатор Санкт-Петербурга Кирилл Поляков на ПМЭФ-2025 заявил, что процесс локализации и импортозамещения в судостроении идет опережающими темпами.
"В общей сложности, на предприятиях судостроительного комплекса в разработке и опытном производстве находятся более 100 опытно-конструкторских разработок. Из них более 60% вышли на финальные этапы разработки", – рассказал вице-мэр Санкт-Петербурга.