Прибрежное морское пассажирское сообщение в Приморском крае приходит в упадок.
Катера и паромы, работающие сегодня на местных линиях, выработали свой ресурс и готовятся к списанию. Недалек тот день, когда перевозить пассажиров по морю будет нечем.
Рейс отменяется
До 2002 года единственным в крае морским перевозчиком пассажиров было ООО "Владморпасс", которое арендовало паромы и теплоходы у Владивостокского морского торгового порта. С приходом в "белый дом" новой команды дотации на перевозки стали поступать нерегулярно.
- Администрация края не желала погашать долги, оставшиеся от прежней команды, - говорит технический директор ООО "Владморпасс" Владимир ЗАКОССОВСКИЙ. - Не на что стало ремонтировать суда.
Итогом стало временное закрытие паромного сообщения между Владивостоком и Славянкой. Пассажиров начали перевозить автобусы. Но в первый же снегопад, когда дорога покрылась ледяной коркой, Хасанский район на несколько дней лишился сообщения с краевым центром. И когда глава администрации Хасанского района Виктор КРИВУЛИН предложил администрации края передать линию Владивосток - Славянка муниципалитету, та с радостью согласилась.
- Муниципалитет взял на себя обязательства найти перевозчика, который сможет наладить нормальное морское сообщение со столицей Приморья, - сообщил нашему корреспонденту председатель департамента транспорта администрации края Иван НАДЕИН.
В конце 2002 года перевозка пассажиров на линии Владивосток - Славянка была передана от "Владморпасса" компании "Восток-Транзит".
- Тогдашний глава районной администрации обратился ко мне с просьбой восстановить сообщение на линии Владивосток - Славянка, - рассказывает генеральный директор компании "Восток-Транзит" Геннадий КАРАПЧУКОВ. - Мы отремонтировали паром "Приморец", что обошлось нам в 5 млн руб. Замечу, что краевая администрация компенсировала из них только 3,2 млн руб. Второй паром - "Босфор Восточный" ремонтировать не стали - денег не хватило. В принципе, одного парома для этой линии достаточно. Сейчас по маршруту ходит "Приморец", в прошлом году он в среднем перевозил 193 пассажира в день, что составляет всего 30% от полной загрузки.
Содержание линии не покрывает наших убытков, поэтому мы подготовили несколько пакетов документов в краевую администрацию, где обосновывали необходимость выделения дотаций. Но денег нам не дают.
В прошлом году содержание парома обходилось "Восток-Транзиту" в 32 тыс. руб., а в этом - 44 тыс. руб. в сутки. Дорожает топливо, плата за аренду причалов. Поднимать стоимость проезда бессмысленно. Сейчас проезд на пароме обходится пассажиру в 140 руб., (на автобусе 160 руб.). Если сделать проезд дороже, пассажиропоток иссякнет.
- Неудивительно, что паром ходит полупустой, - считает Владимир Закоссовский, - ведь стоимость проезда с тех пор значительно выросла. Когда мы эксплуатировали линию, билет в один конец стоил 40 рублей и паром ходил битком набитый. Раньше мы исправно получали дотации на паромную линию на Славянку от администрации края. Это было разумно: пассажирские перевозки заведомо убыточны и всегда дотируются из бюджета. Новая власть повела себя иначе, и в 2002 году дотации были отменены. Сейчас многие пассажиры предпочитают путешествовать по суше, автобусом. Кстати, мы предлагали "Восток-Транзиту" уменьшить цену билета зимой до 90-100 руб., чтобы оттянуть клиентов с автобусных линий.
- Согласно действующему законодательству администрация края не может выделять деньги частному предприятию. Нынешний же и.о. главы района КУЧИНА к губернатору края за помощью не обращалась, - утверждает Иван Надеин.
- Сейчас мы снизили периодичность рейсов, паром ходит только три раза в неделю, - говорит Геннадий Карапчуков. - Бессмысленно гонять судно, жечь дорогое топливо, перевозя по 30-40 человек. По идее, надо останавливать линию, которая приносит предприятию убытки. Но мы надеемся, что удастся все же решить с властями вопрос по субсидиям.
А зачем, спрашивается, надо было менять перевозчика, если лучше не стало? В зимнее время на линии работает лишь один паром, причем ходит не каждый день, а лишь три раза в неделю. В итоге у "Восточного Транзита" почти миллион рублей долгов: перед топливными компаниями, ОАО "ВМТП", морской администрацией порта Владивосток.
- В итоге - те же проблемы, - соглашается руководитель департамента транспорта. - Но таково было желание главы Хасанского района, поэтому все претензии следует адресовать районной администрации, а не администрации края.
Бесконечный ремонт
Впрочем, и на линиях, которые остались за "Владморпассом", - внутригородских рейсах и маршрутах на острова Русский, Попова и Рейнеке, - положение не лучше.
- В прошлом году мы потеряли паром "Амурский залив", - говорит Владимир Закоссовский, - собственник забрал его обратно, поскольку денег на ремонт не было и паром простаивал. Теперь у нас всего 7 единиц флота: два малых парома, один большой - "Бригадир Ришко" и четыре теплохода. Чтобы закрыть городские линии, этого хватает, но резервов нет. Каждый год паром надо ставить в док для диагностики и профилактики. И при этом приходится снижать периодичность рейсов, поскольку заменить на этот период судно нечем.
Это проявляется прямо сейчас. Паром "Залив Восток" в августе был поставлен на ремонт. Предполагалось, что все работы будут проведены до наступления холодов. Но объем ремонтных работ оказался намного больше предполагаемого - пришлось заменить большую площадь обшивки, поэтому ремонт будет закончен только к середине февраля. Второй малый паром "Уссурийский залив" сейчас находится в отстое и готовится к ремонту.
- На о. Русский сейчас ходит один паром, поэтому мы были вынуждены прекратить рейсы на Поспелово. Вплоть до декабря на Поспелово ходил теплоход, но зимой его использовать нельзя - пришлось бы пассажиров высаживать на лед, что запрещено. Мы надеемся, что вскоре "Залив Восток" опять выйдет в море, и мы начнем выполнять рейсы на Поспелово, появится возможность возобновить паромное сообщение на о. Попова.
Пора на слом
Будущее морских прибрежных перевозок выглядит и вовсе неутешительным. Половину пассажирского флота давно пора пускать на металлолом, а новых судов нет и не предвидится. На славянкинской линии эксплуатируется последняя "Комета", которой осталось жить не более пяти лет.
- Неразумно бесконечно ремонтировать суда, которым уже более 30 лет, - считает Владимир Закассовский. - Ведь чем старше судно, тем больше расходы на поддержание его в работоспособном состоянии. Всего один пример: на ремонт парома "Бригадир Ришко", которому 13 лет, было потрачено 900 тыс. руб., а на меньший по размерам "Залив Восток", которому уже стукнул тридцатник, ушло более 3,5 млн руб.
Прибрежный флот сейчас укомплектован морально устаревшими судами. За границей такой корабль арестовали бы в первом же порту как не соответствующий международным нормам эксплуатации. Эти требования сейчас распространяются и на Россию, так что, по идее, их и здесь уже нельзя использовать.
Понятно, что нужно проводить постепенную замену прибрежного флота, покупать новые суда. Паром малого класса обойдется в $2,5-3 млн, а большой паром, например, как "Бригадир Ришко", - порядка $8 млн. Но сегодня ни краевая, ни городская власти не думают об обновлении флота.