Открытие Турцией крупных запасов природного газа в Черном море - около 350 млрд куб. м - пока не представляет угрозы для России на рынке газа в этом регионе, так как месторождение еще слабо изучено.
"Вряд ли это блеф, но и полноценной информацией о крупном открытии технически и коммерчески извлекаемых запасах это тоже назвать нельзя", - считает замглавы Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач. По его словам, ранее многие страны возлагали на геологоразведку в Черном море большие надежды, но пока они не оправдывались.
"С точки зрения добычи реальных объемов, ситуация в регионе остается плачевной. Та же Румыния, где 8 лет назад было совершено крупнейшее до сегодняшнего дня открытие запасов газа на шельфе Черного моря, не смогла ввести их в эксплуатацию, несмотря на участие в проекте таких компаний мирового класса, как Exxon и OMV", - напоминает Гривач.
Сама возможность коммерческой добычи газа в Турции находится под вопросом, так как при текущих ценах на газ новое месторождение не сможет конкурировать ни с СПГ, ни тем более с традиционным российским, иранским и азербайджанским газом, считает консультант Vygon Consulting Екатерина Колбикова. По ее оценке, на фоне развития в стране ВИЭ и атомной энергии, потребление газа продолжит снижаться, в то время как контрактные обязательства до 2025 года будут выше потребностей Турции.
"Маловероятны и заявленные сроки начала промышленной добычи. На шельфе Черного моря и Сахалина сроки от открытия месторождения до начала промышленной добычи составляют 18-24 года, а работы по последним крупным открытиям в регионе, к примеру, румынского месторождения Нептун, идут уже около 10 лет, несмотря на интерес правительства в снижении импортной зависимости", - добавляет она.
Как объясняет аналитик Wood Mackenzie по сектору добычи Томас Пурди, разработка запасов в Черном море сложна логистически и требует миллиарды долларов. Именно по этой причине был остановлен румынский проект Neptun Deep, который располагается всего в 100 км от скважины Tuna-1.