Участники форума представляют результаты научных и прикладных исследований, дискутируют по ключевым направлениям развития транспорта. На мероприятии рассматривается широкий спектр вопросов, касающихся текущего состояния транспортной отрасли, проблем и перспектив её развития в условиях санкционного давления и глобальных экономических и политических вызовов.
Программа форума





Ректор ВГУВТ Игорь Кузьмичёв выступил с приветственным словом:
"Желаю всем участникам форума творческих и правильных, хороших закладов, чтобы это все послужило в основу дальнейшего развития морского, речного транспорта. Выражаю большую благодарность Федеральному агентству Росморречфлота, всем нашим гостям и партнерам за поддержку и участие в мероприятии".

Министр транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области Павел Саватеев подчеркнул, что в регионе с 2019 года было проделана большая работа по развитию речных перевозок.
"Нижегородский оператор обладает флотом в пять "Валдаев" и два "Метеора". Ожидаем поступление еще одного "Метеора". С 2019 года было перевезено более 310 тысяч пассажиров. Речные маршруты соединили десять регионов. Эта большая работа не была бы выполнена без поддержки Министерства транспорта России,"- отметил Павел Саватеев.
Он также сообщил о развитии причальной инфраструктуры, повышении количества судозаходов и туристической привлекательности прибрежных городов.
Напомнил министр транспорта региона и о грядущем строительстве нового мультимодального речного порта в городе Бор.
"Город стоит на соединении двух водных артерий, обладает разветвленной железнодорожной сетью и выгодным местоположением. Надеемся занять ключевое место в транспортном коридоре "Север-Юг"", - сказал Павел Саватеев.

Глава "Водолета" Никита Итальянцев рассказал об опыте, направлениях и актуальных задачах развития скоростных пассажирских перевозок компании. В планах у фирмы приобрести еще 14 новых судов.

Присоединился к работе форума и поприветствовал коллег в онлайн-формате ректор Морского государственного университета имени Г.И. Невельского Денис Буров.
Он отметил, что сегодня перед транспортным комплексом страны стоят сложные задачи технологической трансформации, и обеспечение устойчивого развития логистических систем имеет особое стратегическое значение. На Дальнем Востоке формируются транспортные коридоры, что играет важную роль для региона.
"Надеюсь, что диалог, который начинается сегодня позволит разработать совместные решения, дать почву для новых инициатив, укрепить партнерство между университетами, ведомствами и бизнесом", - подчеркнул Денис Буров.

Генеральный директор АО "Северречфлот" Айрат Чумарин поднял тему высокого веса новых судов и строительства причальной инфраструктуры. Высокий вес имеет преимущества и недостатки. Среди недостатков были названы сложности с подъемом и спуском таких судов. В качестве примера приведен опыт предприятия по поиску свободных кранов необходимой мощности, необходимостью перегона судов в порты Сургута и Тобольска. Все это влечет финансовые и временные затраты, а также создает зависимость от контрагентов.
С другой стороны тяжелые суда обеспечивают комфорт посадки и высадки пассажиров, в том числе маломобильных граждан. Также судно более устойчиво, в разобранном состоянии его можно транспортировать в любой регион страны. Также упрощается процесс эксплуатации и ремонта. Возможна буксировка в любой схеме типовых составов.
Также Айрат Чумарин сообщил, что развивается причальная инфраструктура. Для предприятия строят 21 понтон, всего будет возведено 40 новых плавучих причалов.

Заместитель руководителя КГБУ "УАДиТ" Андрей Сергеев представил доклад о развитии причальной инфраструктуры в Пермском крае.
В 2022 году были капитально отремонтированы причалы Пермь-I, что дало свои результаты: в 2024 году количество судозаходов достигло 277, что на 42% больше, чем в 2023 году. Было доставлено более 200 тысяч пассажиров.
В этом году новые причалы обустроят в Соликамске и Краснокамске. В 2026 году - в г. Добрянка, Оса, Ильинский. Продолжается обустройство набережных вдоль ТЦ "Речник" и "Мотовилихинские заводы".
Кроме того, планируется модернизировать два "Метеора" и один "Восход", которые будут работать на речных маршрутах Пермского края.

Стартовало расширенное совещание по развитию перегрузочных комплексов ("мультимодальных логистических центров") речных портов Российской Федерации под председательством заместителя руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта Федора Шишлакова.
Участники обсудят подготовку Дорожной карты мероприятий по развитию перегрузочных комплексов в речных портах. Интеграцию внутреннего судоходства в мультимодальные логистические цепочки в составе программы "Великий Волжский путь". Угрозы и возможности для развития речной транспортной системы. Повышение востребованности объектов речных портов и многие другие вопросы.
