В Крыму стартует крупная междисциплинарная экспедиция под руководством Севастопольского государственного университета. Ее главная цель — найти, обследовать и оценить экологическую опасность затонувших в XX веке кораблей, на борту которых могут оставаться нефтепродукты, боеприпасы и другие загрязняющие вещества.
О начале проекта рассказал руководитель исследования — заведующий научно-исследовательской лабораторией СевГУ "Междисциплинарные исследования прибрежной зоны", старший научный сотрудник Института истории материальной культуры РАН Виктор Вахонеев.
"Я хочу анонсировать начало очень большого и длительного проекта, который имеет междисциплинарную основу, сочетание археологии, геоэкологии, гидрохимии, других технических дисциплин", — заявил Виктор Вахонеев.
Идея комплексного мониторинга подводных объектов возникла после аварий с танкерами в Керченском проливе. Ученые решили действовать на опережение и составить карту потенциальных угроз, скрытых на дне Черного моря, чтобы предотвратить возможные катастрофы в будущем. Команда исследователей СевГУ уже сформировала первоочередной список из десяти наиболее интересных с научной и экологической точки зрения объектов. Среди них — подводные лодки, затопленные на рейде Севастополя в 1919 году. Начнется экспедиция с обследования танкера "Маковей", который пошел ко дну в 1915 году всего в десяти километрах от Севастополя.

Работы планируют вести с борта уникального научно-исследовательского судна "Пионер-М", спроектированного при участии инженеров СевГУ. Соответствующую заявку на его использование уже подали в Министерство науки и высшего образования РФ.
Методика исследования предполагает комплексный подход. На дно спустят телеуправляемый подводный аппарат, который не только проведет фото- и видеофиксацию объектов, но и соберет пробы донных отложений вблизи корпусов. Анализ этих проб в лабораториях университета покажет, происходили ли утечки нефтепродуктов. Специалисты также проведут замеры толщины металла и оценят степень коррозии, чтобы спрогнозировать, как долго корпуса кораблей смогут безопасно удерживать потенциально опасный груз.
По словам Виктора Вахонеева, проект работает на перспективу, объединяя историческую науку с практическими задачами экологии.
"Вода — агрессивная среда, утечка может случиться, если там что-то есть, через 200–300 лет. Но сегодня, по крайней мере, ученые должны уже составить прогноз. Вот здесь археология выступает, не только глядя в прошлое, но и в будущее", — подчеркнул ученый.
Проект имеет и важное историко-культурное значение. Все обследованные объекты, возраст которых превышает сто лет, получат статус памятников и будут поставлены на государственный учет как объекты подводного культурного наследия, сообщает Севастопольский государственный университет.