НИС "Пионер-М" примет участие в научной экспедиции по исследованию Черного моря

0 17 1 мин
Исследователи Севастопольского государственного университета запускают масштабный проект по изучению потенциально опасных объектов на дне Черного моря. Команда ученых, преподавателей и студентов обследует затонувшие в XX веке суда, чтобы предотвратить возможные экологические риски и сохранить морское историческое наследие.

В Крыму стартует крупная междисциплинарная экспедиция под руководством Севастопольского государственного университета. Ее главная цель — найти, обследовать и оценить экологическую опасность затонувших в XX веке кораблей, на борту которых могут оставаться нефтепродукты, боеприпасы и другие загрязняющие вещества.

О начале проекта рассказал руководитель исследования — заведующий научно-исследовательской лабораторией СевГУ "Междисциплинарные исследования прибрежной зоны", старший научный сотрудник Института истории материальной культуры РАН Виктор Вахонеев.

"Я хочу анонсировать начало очень большого и длительного проекта, который имеет междисциплинарную основу, сочетание археологии, геоэкологии, гидрохимии, других технических дисциплин", — заявил Виктор Вахонеев.

Идея комплексного мониторинга подводных объектов возникла после аварий с танкерами в Керченском проливе. Ученые решили действовать на опережение и составить карту потенциальных угроз, скрытых на дне Черного моря, чтобы предотвратить возможные катастрофы в будущем. Команда исследователей СевГУ уже сформировала первоочередной список из десяти наиболее интересных с научной и экологической точки зрения объектов. Среди них — подводные лодки, затопленные на рейде Севастополя в 1919 году. Начнется экспедиция с обследования танкера "Маковей", который пошел ко дну в 1915 году всего в десяти километрах от Севастополя.

Спуск на воду "Пионер-М" / Фото: Корабел.ру
Спуск на воду "Пионер-М" / Фото: Корабел.ру

Работы планируют вести с борта уникального научно-исследовательского судна "Пионер-М", спроектированного при участии инженеров СевГУ. Соответствующую заявку на его использование уже подали в Министерство науки и высшего образования РФ.

Методика исследования предполагает комплексный подход. На дно спустят телеуправляемый подводный аппарат, который не только проведет фото- и видеофиксацию объектов, но и соберет пробы донных отложений вблизи корпусов. Анализ этих проб в лабораториях университета покажет, происходили ли утечки нефтепродуктов. Специалисты также проведут замеры толщины металла и оценят степень коррозии, чтобы спрогнозировать, как долго корпуса кораблей смогут безопасно удерживать потенциально опасный груз.

По словам Виктора Вахонеева, проект работает на перспективу, объединяя историческую науку с практическими задачами экологии.

"Вода — агрессивная среда, утечка может случиться, если там что-то есть, через 200–300 лет. Но сегодня, по крайней мере, ученые должны уже составить прогноз. Вот здесь археология выступает, не только глядя в прошлое, но и в будущее", — подчеркнул ученый.

Проект имеет и важное историко-культурное значение. Все обследованные объекты, возраст которых превышает сто лет, получат статус памятников и будут поставлены на государственный учет как объекты подводного культурного наследия, сообщает Севастопольский государственный университет.

Водоизмещение (т)82
Длина габаритная (м)25,7
Ширина габаритная (м)9
Осадка судна (м)1,5
Скорость (уз)10



Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости
Сделано в России: Стапельные тележки (система транспортирования судов)
20:00 , 18 Июня 2025 / судостроение