реклама
Материалы из журнала
Материалы из журнала
Материалы из журнала "www.Коrаbеl.ru", опубликованные в печатной версии издания

Непрерывное развитие – залог успеха

0 580 4 мин
ОАО "Корпорация ВСМПО-АВИСМА" - крупнейший в мире и единственный в России интегрированный производитель титановой продукции. Предприятие было создано в 1933 г. Первый титановый слиток весом 4 кг был выплавлен в 1957 г., за прошедшие 50 лет была открыта и развита эпоха российского титана. Сегодня научно-технические и производственные мощности предприятия позволяют получать слитки весом до 18 т.
В настоящее время Россия в лице "Корпорация ВСМПО-АВИСМА" занимает четверть мирового рынка титана – это самая большая цифра, характеризующая долю страны в международном бизнесе. И это доля не сырьевая, это - высокотехнологичные изделия глубокой переработки, начиная от эксклюзивного химического состава слитка и заканчивая уникальным сочетанием прочностных качеств и геометрии конечного изделия. На предприятии освоен выпуск продукции из 33 сплавов на базе титана, созданы целевые сплавы под заданные рабочие характеристики детали. Все эти наработки используются в высокотехнологичных отраслях: авиастроении, кораблестроении, атомной энергетике, химической и нефтехимической промышленности, в нефтегазодобывающем комплексе.

Основным потребителем российских титановых полуфабрикатов является авиа- и двигателестроение, как за рубежом, так и в России, но сегодня увеличивается спрос и со стороны судостроения и атомной энергетики.

Разработка титановых сплавов для судостроения началась одновременно с освоением выплавки слитков титана и продолжалась на протяжении всего периода становления титановой промышленности, работы проводятся и сейчас совместными усилиями ведущего материаловедческого института ФГУП ЦНИИ КМ "Прометей" и ОАО "Корпорация ВСМПО-АВИСМА".

Специфика сплавов титана морского назначения заключается в необходимости сочетания в них почти взаимоисключающих свойств: достаточно высокой прочности, удовлетворительной пластичности, высокой коррозийной стойкости, сопротивления распространению трещин в металле при эксплуатации в морской воде, хорошей свариваемости, технологичности.

Сегодня титан и его сплавы применяется для гражданских, военных надводных и подводных кораблей, как в корпусных конструкциях, так и в судовых силовых установках и различных системах водооборота.

В России для кораблестроения специалистами ФГУ ЦНИИ КМ "Прометей" были созданы, а Корпорацией ВСМПО-АВИСМА освоено серийное производство специализированных сплавов: корпусные – ПТ-3В, 17, 5В, 37 с высоким уровнем прочности (до 800 МПа); машиностроительные – 3М, ПТ-3В, 19; трубные – ПТ-1М, ПТ-7М, ПТ-3В и сплавы для сварочной проволоки ПТ-7Мсв, 2В.

В 1968 году в России была построена первая в мире многоцелевая атомная подводная лодка с применением титана, водоизмещением 5,200 тонн и длиной около 100 метров – это был революционный шаг по использованию титана в конструкциях большого объема и веса. В течение последующих лет разработка и изготовление АПЛ с титановым корпусом продолжалась. За весь период истории совместной работы нашего предприятия и предприятий кораблестроения было изготовлено и поставлено более 80000 тн титановых полуфабрикатов именно морского применения.

В 1983 году была построена глубоководная АПЛ с титановым корпусом "Комсомолец" с водоизмещением 2,300 тонн и длиной около 120 метров.

В 90-х годах было построено несколько глубоководных технических станций из титана с нормальным водоизмещением 1,500 тонн и длиной от 40 до 60 метров. В период с 1995 по 2005 было построено несколько обитаемых подводных аппаратов – батискафов (проект "Русь") с водоизмещением 25 тонн и глубиной и глубиной погружения от 6,000 до 7,000 метров, высокопрочны сферический корпус которых, выполнен из титана.

В этот же период времени в других странах титан также использовался для изготовления корпусов обитаемых и необитаемых подводных аппаратов со сравнительно небольшим водоизмещением от 13 до 20 тонн с глубиной погружения от 4,000 до 6,000 метров.

Сегодня титановые сплавы используются в основном для изготовления корпусов подводных аппаратов небольшого водоизмещения, однако, для глубоководных субмарин с глубиной погружения от 2,000 до 6,000 метров только использование титана может обеспечить как техническое, так и экономические преимущества.

Несколько иная ситуация в области применения титановых сплавов для энергосиловых установок надводных и подводных кораблей. В конструкциях парогенераторов, конденсаторов, циркуляционных насосов и другого оборудования водоохлаждаемых и водо-водяных ядерных энергетических установок титановые сплавы подтвердили за полувековой опыт эксплуатации свою незаменимость и уникальность, а именно:

- высокая радиационная стойкость при температуре от 250 до 400 градусов по Цельсию;

- слабая способность к поглощению излучения и хорошая способность самопроизвольно освобождаться от наведенной радиации;

- высокая коррозийная стойкость в воде и паре при температуре до 400 градусов по Цельсию в условиях воздействия радиации;

- высокая кратковременная и долговременная прочность при температуре до 400 градусов по Цельсию без возникновения коррозии или механических повреждений.

Наработанный опыт и практика эксплуатации титановых сплавов в судовых энергоустановках сегодня позволили перенести достигнутые технические решения на объекты малой атомной энергетики, и примером является осуществляемое ОАО "Балтийский завод" строительство первой плавучей атомной электростанции по заказу Концерна "Росатом", и данный проект оценивается как перспективный к тиражированию. Также начаты работы по разработке наземной ядерной энергоустановки с применением титана в качестве корпусного материала.

ОАО "Корпорация ВСМПО-АВИСМА" имеет полный металлургический цикл от исходного сырья (титаносодержащего сырья) до металлургических полуфабрикатов (слитки, биллеты, плиты, листы, штамповки, прутки, трубы) и готовых изделий. Корпорация давно и успешно работает с крупнейшими российскими судостроительными предприятиями, также проводятся работы по разработке и совершенствованию применяемых сплавов с ведущими материаловедческими и конструкторскими организациями. Сегодня уже есть опыт поставок титановых полуфабрикатов для судостроительных верфей Индии, Вьетнама и др.

Большая практика работы с нашими потребителями, проектными организациями дает возможность Корпорации своевременно реагировать на требования к поставляемым титановым полуфабрикатам, а также на отдельные потребности каждого заказчика.

В последнее десятилетие ставились и решались научно-технические задачи, направленные на снижение издержек производства, повышение качества и освоение новой конкурентоспособной продукции. Сегодня Корпорация предлагает к поставке не только традиционные виды полуфабрикатов (поковки, штамповки, плиты, листы, холоднодеформированные и горячедеформированные трубы), но и изделия с черновой и получистовой механической обработкой, отдельные детали и комплектующие.

В кораблестроении, как в авиации и двигателестроении, из титановых сплавов выполняют самые ответственные изделия и узлы военных судов, а именно: трубопроводы, клапаны и задвижки, рулевые механизмы, элементы ядерной энергетической установки, гидроакустические комплексы, силовые элементы глубоководных аппаратов и др. узлы, которые непосредственно влияют на работоспособность агрегата, его готовность к действиям по защите обороноспособности страны, и что самое главное на обеспечение безопасности жизнедеятельности экипажа корабля, поэтому особенно важно применение качественных, высокотехнологичных материалов.



Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости
У берегов Парамушира в 2024 году поднимут и утилизируют 14 затонувших судов
12:45 / события