
За ответами обратимся к генеральному директору завода Вадиму Голованову.
Беседовала Виктория Корабеловна
– Здравствуйте, Вадим Валерьевич, расскажите, что вас привело в профессию и с чего вы начинали?
– По образованию я инженер-кораблестроитель, окончил Военно-Морской Инженерный Институт, потом проходил службу на Северном флоте, после увольнения в запас пришел работать на Балтийский завод, которому отдал немало лет своей жизни. В 2020 году перешел на ССК "Звезда", работал там директором по производству. В 2023 году покинул предприятие и начал работать на ЗАО "Нефтефлот", с 2024 года являюсь Генеральным директором.

– Сколько человек сейчас работает на заводе?
– Наша численность, с учетом привлечения подрядных организаций, – около 700 отлично подготовленных специалистов.
– Помню, что буквально несколько лет назад на предприятии работало не более 200 человек.
– Безусловно, за последние несколько лет "Нефтефлот" получил серьезное развитие, выраженное в переходе от судоремонта к судостроению, и, как следствие, наращивание производственных мощностей. Как можете сами видеть, у нас на территории произошли изменения по увеличению количества зданий, вводу новых производственных площадей, улучшению и увеличению бытовых помещений. В настоящий момент ведутся работы по строительству корпусов для размещения производственного персонала и столовой.
– Как вы пополняете кадры?
– Необходимо отметить существенную роль в данном процессе кадровой службы с точки зрения приема и поиска персонала, а также наше участие во всех программах: от взаимодействия со школами до создания профильных направлений в высших учебных заведениях. Это и 55-я школа, и Самарский государственный технический университет, и среднее-профессиональные учебные заведения. Недавно к нам пришла первая партия студентов на практику. Как только выпустятся из университета, будем их на работу принимать. Хотя мы и частное предприятие, следим за рынком и платим нашим корабелам достойную зарплату.
Привлекаем персонал из других городов и регионов, для чего и ведется строительство дополнительных корпусов. Приглашаем из смежных отраслей – машиностроительных предприятий Самарской области. Тут уже играет роль географическое расположение завода, по большей части, а не потенциальный доход.

Работаем над представленностью предприятия ЗАО "Нефтефлот" в информационном пространстве. Нас должны узнавать, это тоже важно, чтобы люди в Самаре знали, что тут строятся суда первоклассного уровня и хотели к нам идти работать.
– Давайте поговорим о судах, которые вы строили и строите.
– Вот, можете посмотреть на наш дайджест: первый реализованный проект – танкер. После него были построены баржи, потом промерные суда проекта RDB 66.62 разработки РЦПКБ "Стапель", серия из 8 единиц. Это был государственный заказ для ФКУ "Речводпуть", мы его сдали полностью. Параллельно с формированием корпусов судов проекта RDB 66.62, шло формирование корпусов судов проекта PV20S, это пассажирские суда с системой электродвижения, в настоящий момент завершен стапельный период, суда спущены на воду, находятся на достройке. В настоящий момент на стапеле закончены работы по земснаряду проекта Ц480М2рД, спуск судна запланирован на июнь 2025 года, ведется формирование корпусов проектов PV 27 и RSD 34 L, необходимо отметить, что RSD 34 L – это серия и 9 судов, 3 единицы были заложены в 2024 году, и 3 в уже в 2025, закладка последних 3 единиц запланирована на 2026 год. На стадии проектирования четыре речных круизных пассажирских судна МПКС-L. В целом, загружены заказами до 2028 года.

– Давайте поговорим подробнее о проектах.
– Несамоходный земснаряд Ц480М2рД спроектирован РЦКБ "Стапель". Судно достроено, находится на стапеле, готовится к спуску. Ну, и хочется добавить: то, что оно несамоходное, не является минусом. Это технологичное, интересное судно с большим количеством возможностей, непростое, с точки зрения строительства.

– Оно отличается от того, что в Городце строится?
– На этом земснаряде есть сортировочная фабрика: она сразу отделяет различные породы друг от друга, и этим судно отличается от других подобных.
– Нет ли такой проблемы на земснаряде, что часть оборудования иностранного производства, и команде будет сложно с ним работать?
– С земснарядом такой проблемы не будет. Вообще, все наши проекты реализуются в рамках ПП РФ 719. То есть доля российского оборудования на нем присутствует в необходимом проценте, а, соответственно, и в самом судне будет несложно разобраться. Также есть возможность обратиться к проектанту.

– Насколько плотно вы сейчас взаимодействуете с российскими поставщиками?
– Работаем в рамках 719-го постановления. Есть сложности с главными двигателям: у российских поставщиков только тестовые работы, приходится пользоваться иностранными производителями из дружественных стран. В положительную сторону можно отметить отечественных производителей судовых дизель-генераторов, сотрудничаем с Алтайским заводом (АЗДА): закупаем у них дизель-генераторы: как основные, так и резервные, и аварийные. Качество хорошее, и в сроки укладываются. Скажем так, если есть что-то российское – приобретаем в обязательном порядке.
– Вы, кстати, ещё про строящиеся на предприятии катамараны не сказали.
– Да, у нас в строительстве находятся два катамарана проекта 04790 для компании "Нева Тревел". На сегодняшний день закончена резка металла, идут сварочные работы. Оборудование законтрактовано на 90%. Были сложности на этапе проектирования, были вопросы по дизелям, обеспечению ходовых качеств. Мы встречались с заказчиком, обговаривали эти нюансы и ключевые вопросы были решены.

– Какой максимальной длины можете строить суда?
– 120 метров, но в планах – модернизация стапеля до 150 метров. Оптимальный вариант, чтобы можно было спокойно выходить на строительство, например, сухогрузов проекта RSD59 и других судов типа "Волго-Дон макс". Связано это с проходом через шлюзы, как вы понимаете. Так вот, планы такие есть, правда это не так просто реализовать: к ним требуются существенные грузовые средства, проект и экспертиза. Не все так быстро, как хотелось бы.

– Что на заводе было сделано за последние три года, чтобы появились такие производственные мощности?
– Вообще, если говорить о модернизации и развитии, то это постоянная работа, без своевременного выполнения которой основная деятельность просто невозможна. За последние несколько лет произведена серьезная модернизация производственных мощностей предприятия, наиболее яркими эпизодами являются: ввод трубного цеха, второй линии резки металла, модернизация стапельной площадки, увеличение количества кранового оборудования, замена сварочного оборудования. Разумеется, что этим мы не ограничиваемся, а продолжаем постоянно вести работу по модернизации и наращиванию мощностей. В настоящий момент подготовлен к монтажу листогибочный станок, законтрактован станок для гибки профиля. Отмечу, что закупка гибочного оборудования выполнена по программе льготного кредитования Фонда развития промышленности.

– Планы на ближайшую пятилетку?
– Во-первых, завершить строительство всех заказов, которые у нас есть. Во-вторых, законтрактовать новые суда, над чем мы сейчас и работаем. Тем временем мы продолжаем развивать производство и наращивать трудовые ресурсы. На данный момент на стадии сбора корпусов нам требуется ещё порядка 70-100 человек, но важным фактором для их привлечения является ввод нового оборудования, о котором говорили ранее.

Подготовил текст: Петр Щеголихин