реклама

"Наши корабелы способны строить суда на уровне мировых верфей"

Это уже стало нашей традицией - вести разговор об отечественном судостроении с различными экспертами отрасли. В этот раз в наших гостях НПО "КАСКАД", которое известно, наверное, всем. Ведь именно его системы аэрозольного пожаротушения стоят почти на всем гражданском флоте не только России, но и ближнего зарубежья. Что сейчас происходит на рынке подобного оборудования, на каких судах стоит продукция "КАСКАДа" и каким видится наше судостроение - отвечает коммерческий директор НПО "КАСКАД" Николай Зыков.

Николай Николаевич, предлагаю начать со знакомства с компанией. Чем занимается НПО "КАСКАД"? Как давно вы на рынке?

— Наша компания существует уже более 20 лет. За это время мы оснастили системами аэрозольного объемного пожаротушения (АОТ) более чем 3600 судов. Для фирмы, которая начала с чистого листа, это высокий показатель эффективности. Причем "с чистого листа" это не красивый оборот речи, а фактическое состояние области судового аэрозольного пожаротушения на тот момент. В начале нашей работы не существовало ни российских, ни международных морских норм и правил. Наши технические специалисты совместно с представителями Регистра разрабатывали нормативы, а также в составе российской делегации неоднократно участвовали в рабочих группах и заседаниях комитета по безопасности ИМО. В результате были разработаны и приняты соответствующие разделы Правил РС и РРР, а также циркуляры ИМО.

В настоящий момент практически все суда, которые строятся в России, оснащаются системами АОТ "КАСКАД". Это пассажирские круизные суда, которые строятся в Нижнем Новгороде на заводе "Красное Сормово" и в Астрахани на "Лотосе", буксиры и рыболовные суда, строящиеся на "Пелле", земснаряды "Онежского ССЗ", танкеры, сухогрузы, суда вспомогательного флота, яхты, паромы. Также наши системы устанавливаются на модернизируемый флот – пассажирские суда, буксиры, многочисленные "Волжские", "Волгонефти", "Волго-Балты" и т.д.
Как мы достигли такого результата? Система АОТ "КАСКАД" обладает рядом существенных преимуществ: низкая стоимость оборудования, простота установки и минимальные эксплуатационные расходы.

Это единственная продукция, которую вы поставляете заказчикам?

— Мы занимаемся всем комплексом производства и обслуживания систем именно объемного аэрозольного пожаротушения, которые согласно правилам Морского и Речного Регистра устанавливаются в машинных, насосных, генераторных и прочих требующих данной защиты,отделениях судов. Аэрозольная система находится вне конкуренции традиционных систем (углекислотных, фреоновых, инертных газов и пр.). Оборудование, производимое нашей компанией, поставляется даже на суда, строящиеся в Китае. Таким образом, мы одна из немногих фирм, которая экспортирует в Китай, а не наоборот.

Эти системы разработаны и произведены только компанией "КАСКАД"?

— Вся линейка нашей продукции разработана и запатентована НПО "КАСКАД". Огромный практический опыт исследований, испытаний и эксплуатации оборудования позволил нам создать самый совершенный на настоящий момент продукт, не имеющий конкурентов. Мы реализовали полный комплекс производства — изготовление генераторов огнетушащего аэрозоля, электроники управления, систем аудиовизуальной сигнализации, вспомогательных электронных блоков.

Правильно я понимаю, что системами "КАСКАД" можно управлять с капитанского мостика?

— Абсолютно верно, именно в рулевой рубке расположен щит управления и сигнализации ЩУС, с которого осуществляется контроль и запуск системы АОТ. Для тушения пожара достаточно включить соответствующий тумблер "Пуск", и все остальное произойдет автоматически: включится светозвуковая сигнализация предупреждения о пуске огнетушащего вещества, давая время экипажу покинуть защищаемое помещение, отключится вентиляция и оборудование, которое может провоцировать развитие пожара, закроются противопожарные захлопки, после чего будет подан сигнал на запуск генераторов огнетушащего аэрозоля.
 

Иллюстрация: НПО "КАСКАД"


Николай Николаевич, понятно, что вы специализируетесь на системах аэрозольного пожаротушения, однако интересно, есть ли у вас линейка продукции внутри этого оборудования? Может, какие-то другие решения, созданные на базе аэрозоля?

— Конечно, есть. Линейка оборудования подобрана таким образом, чтобы обеспечить оптимальное решение по защите системой АОТ любых объектов и объемов. Щиты управления и сигнализации ЩУС имеют несколько модификаций, отличающихся возможным количеством подключаемых к ним генераторов. Есть модели, управляющие всего двумя генераторами для маленьких судов, а есть модели, к которым подключается две сотни генераторов для больших судов со многими защищаемыми помещениями.

Что касается генераторов огнетушащего аэрозоля, то огнетушащий состав един для всей линейки генераторов, различаются методы его выпуска в защищаемом помещение. Генераторы различного типа рассчитаны на разный защищаемый объем, на разные условия эксплуатации. Наша система, как конструктор: модификация необходимая для конкретного судна собирается из имеющихся элементов.

Выходит, что у вас заказчик может приобрести совершенно любой набор системы, который пожелает?

— Системой АОТ "КАСКАД" оснащены машинные отделения яхт и катеров объемом в пару кубических метров, а также машинные помещения многофункциональных судов-спасателей, судов снабжения, танкеров и плавдоков объемом в несколько тысяч кубических метров. Например, помещения плавдоков в Мурманске, Большом Камне и Владивостоке защищены нашими системами. А там объем помещений измеряется десятком тысяч кубических метров. Наша система АОТ легко масштабируется под любые задачи.
 

Шаланда "Рабочая" проекта НВ900 / Корабел.ру


Сегодня в отрасли это достаточно распространенная тенденция — предлагать клиентам совершенно гибкие решения, которые можно складывать, как конструктор. Интересно понять, кто является вашими заказчиками?

— Мы работаем практически со всеми судостроительными заводами России и со многими предприятиями за рубежом. Это верфи Азербайджана, Казахстана, Турции, Тайваня, Китая, Польши, сейчас мы активно продвигаем наше оборудование в Европу и уже заключили дилерские соглашения с рядом стран. Только по России мы отгружаем каждый месяц 18-20 заказов.

Также мы осуществляем поставки на военные корабли. Большинство судов ВМФ, которые эксплуатируются под надзором РМРС, оснащены нашими системами аэрозольного пожаротушения.

Николай Николаевич, работы у вас много на этом рынке. Расскажите, что происходит в России с судовыми системами пожаротушения?

— Сейчас на рынке имеется ряд проверенных временем технических решений и предприятий, которые их реализуют. Для каждой целевой ниши можно подобрать наиболее оптимальный в плане затрат и эффективности вариант. Появление новых производителей маловероятно из-за ограниченности рынка сбыта, большого периода окупаемости и больших начальных затрат на производство и сертификацию. Но это не заставляет сидеть сложа руки. Наоборот, постоянно ведутся разработки, и на будущих выставках "Нева", МВМС мы продемонстрируем оборудование следующего поколения.

А вы поставляете углекислотные системы?

— Пока не поставляем, но думаем об этом. Выходить на рынок надо с продуктом, который будет крайне интересен заказчикам. Наш опыт позволит провести разработку на очень высоком уровне. А пока мы занимаемся тем, в чем являемся лидерами.

Совсем недавно общался с генеральным директором компании "Рунитор", они тоже занимаются производством систем пожаротушения...

— Да, мы с ними давно знакомы лично и часто встречаемся на различных мероприятиях. На некоторых заказах мы даже сотрудничаем, поставляя заказчикам каждый свой тип оборудования. У каждого из нас своя специализация и ниша на рынке.
 

Генератор аэрозольного пожаротушения СОТ-1М на судне "Виктор Кусков" / Корабел.ру


С российским рынком стало понятнее, а что происходит на мировом? Может, есть какие-то тенденции, которые идут к нам из-за рубежа? Я слышал про пожаротушение инертными газами, которое предпочитают рыбаки.

— Заказчикам предлагается множество решений (инерген, фторкетоны и пр.). Если судовладелец обращается к нам за оборудованием системы АОТ вновь и вновь, для последующих судов, значит его все устраивает — от затрат на установку до эксплуатационных расходов. Мы неоднократно поставляли оборудования системы АОТ для замены уже имеющихся на судне альтернативных систем, так как эксплуатационные расходы на них были слишком большими. Например, недавно рыболовная компания из Мурманска установила именно наше оборудование взамен имеющегося, несмотря на то, что поставку и монтаж пришлось делать в Лас-Пальмасе.

Вы сейчас говорите о современном флоте, который строится на наших верфях, или о других судах?

— О существующем, модернизируемом флоте и новострое. Тех судах, что строятся на "Северной верфи", на "Пелле", "Восточной верфи". На всех них устанавливаются системы пожаротушения "КАСКАД".

А рыбаки ведь достаточно капризные заказчики. Хотят, чтобы у них стояло все самое лучшее и за низкую стоимость.

— Именно поэтому они и выбирают наши системы. Ведь на рынке сегодня нет ничего лучше аэрозольного пожаротушения.

А есть вообще разница в установке ваших систем на новом флоте и проходящим переоборудование?

— Для нас практически нет разницы. С переоборудованием судов даже проще, потому что есть готовый теплоход, на руках есть чертежи, а проект строящегося судна зачастую меняется в процессе постройки несколько раз. Из-за этого приходится переделывать проект и корректировать оборудование. Благодаря модульности системы переоборудование осуществляется достаточно легко и быстро.

Николай Николаевич, в общем портфеле заказов "КАСКАДа" чего больше: новостроя или модернизации судов? Интересно, вы работаете только на морском рынке или же системы востребованы в других областях промышленности?

— Примерно поровну, 50 на 50. Наша компания специализируется на системах для морских и речных судов, а наши партнеры работают по береговым объектам. Ведь технологии близки. Они оборудуют системами аэрозольного пожаротушения склады, генераторные, помещения электрораспределительных устройств, станции сотовой связи, железнодорожный и колесный транспорт и т.д.
 

Иллюстация: НПО "КАСКАД"


Для того, чтобы ваши системы стояли на судах, вы работаете через проектантов или напрямую с заводами? Часто видел спецификации оборудования, и на различные позиции КБ указывают по три поставщика, а предприятие уже выбирает подходящего.

— Мы одинаково хорошо работаем с заводами-строителями и КБ. Выбор оборудования осуществляется предприятием или заказчиком, и наша задача донести до них всю информацию о системах АОТ. Представители многих заводов, предприятий и КБ прошли у нас курс обучения, на котором мы рассказываем про оборудование и аккредитуем специалистов на право технического обслуживания систем АОТ.

А что еще, помимо обучения и производства с поставками, предлагаете клиентам?

— "КАСКАД" предлагает заказчикам полный комплекс услуг по система АОТ — проектирование, изготовление и сертификацию оборудования, монтажные, пусконаладочные работы, приемо-сдаточные испытания в присутствии инспектора Регистра, очередное освидетельствование и техническое обслуживание. Монтажные работы зачастую проводятся верфями, при этом наши специалисты выполняют шеф-монтажные работы.

Что собой представляют ваши системы и как они работают?

— Судовая система АОТ обеспечивает локализацию и тушение пожаров легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, твердых горючих материалов и электрооборудования, в том числе находящегося под напряжением до 40 кВ, в закрытых судовых помещениях различной конфигурации и габаритов.

В основе работы системы АОТ лежит процесс ингибирования огнетушащими мелкодисперсными твердыми частицами (аэрозолем) цепных реакций в пламенной зоне горения. Аэрозоль образуется в процессе работы генераторов огнетушащего аэрозоля (ГОА) и заполняет защищаемое помещение. После окончания работы ГОА аэрозоль находится во взвешенном состоянии в течение 30-50 минут, сохраняя огнетушащую концентрацию, исключающую возможность повторного воспламенения. Что очень важно — выпуск огнетушащего аэрозоля не ведет к снижению концентрации кислорода в помещении.

Система АОТ включает в себя:
• генераторы огнетушащего аэрозоля, количество и используемые типы которых определяются расчетным путем в зависимости от объемов и характеристик защищаемых помещений. Генераторы, размещаемые непосредственно в защищаемых помещениях, обеспечивают в процессе работы подачу аэрозоля, образующегося из твердого аэрозолеобразующего заряда. Аэрозоль, поступая в защищаемое помещение, равномерно распределяется по объему и прекращает пламенное горение;
• щит управления и сигнализации ЩУС, предназначенный для: запуска генераторов, подачи сигнала на включение сигнализации предупреждения, отключение вентиляции и оборудования в защищаемых помещениях при запуске системы; контроля целостности пусковых цепей с индикацией неисправностей;
• щит промежуточных реле (ЩПР), который предназначен для управления сигнализацией предупреждения, отключения вентиляции и дополнительного оборудования в защищаемых помещениях, по команде от ЩУС;
• световые и звуковые оповещатели ОСКС, предназначенные для подачи светового и звукового сигнала "АЭРОЗОЛЬ, УХОДИ!" при запуске системы АОТ;
• соединительные ящики и электрические кабели.
 

Иллюстрация: НПО "КАСКАД"


Проходят ли системы испытания?

— Безусловно. Мы регулярно проводим механические, климатические и огневые испытания оборудования. В процессе огневых испытаний имитируются различные огневые нагрузки: пластик, дерево, бензин, дизельное топливо и т. д. Система АОТ многократно демонстрировала свою эффективность в тушении различных очагов горения и при испытаниях и в реальных условиях.

А срок службы у систем и генераторов ограничен?

— Срок службы электроники управления неограничен, а генераторы меняются после истечения срока. Замена элементарна – отключили электрический кабель, отдали крепеж, поменяли генератор, подключили обратно и все. Генераторы малогабаритны и легки – самый большой представляет собой цилиндр диаметром 20 см, высотой 20 см и весит всего 7 кг, что позволяет провести работы очень быстро. При этом такой генератор защищает 60 кубических метров и его можно легко унести в одной руке. Для аналогичного объема потребовался бы баллон с углекислотой общим весом примерно в 80 килограмм.

Николай Николаевич, как у вас получилось достичь такой эффективности аэрозоля?

— Сам аэрозоль представляет собой смесь солей щелочных металлов. В дисперсном состоянии он является химически более активным, чем кислород воздуха. Как происходит горение? Твердое горючее при нагревании газифицируется, выделяются свободные радикалы С и CH, которые, соединяясь с кислородом, выделяют тепло и замыкают цепную реакцию горения. Аэрозоль является более активным и соединяется со свободными радикалами в пламенной зоне горения активнее, чем кислород. Таким образом, содержание кислорода в помещении не изменяется, а горение сразу же прекращается. И чем горение активнее, тем больше аэрозоля поступает в пламенную зону вместе с воздухом, тем быстрее горение ликвидируется. Сам аэрозоль настолько мелкодисперсный, что один его грамм образует поверхность в несколько десятков квадратных метров.

В разговоре о мировом рынке систем пожаротушения вы сказали, что заказчикам предлагается множество решений, но в целом ничего особенного не происходит. Как давно он в таком состоянии находится?

— Глобальных перемен не было уже лет 15. Происходит естественная модернизация и совершенствование продукции и так будет продолжаться до какого-то нового технологического прорыва. На зарубежных выставках мы видим образцы продукции, практически не отличающиеся от прежних, но так сказать "с перламутровыми пуговицами". Можно переплатить за новые наклейки, красивые слова "экологичность", которые зачастую очень условны.

Кстати, про экологичность. Сейчас же это очень модно. К системам "КАСКАДа" это никак не относится?

— Наш аэрозоль является полностью безопасным веществом, не оказывающим воздействие на озоновый слой, что подтверждается санитарно-эпидемиологическими и токсикологическими исследованиями. Да и сами мы во время испытаний зачастую дышим аэрозолем. Как видите — все бодры и здоровы.

Николай Николаевич, как эксперт в области судовых систем пожаротушения, что скажете об отечественном судостроении? В каком оно состоянии?

— Есть у нас определенные сложности и отставание в отдельных технологиях. Есть проблемы с двигателями, электронными комплектующими, но соответствующие предприятия и специалисты работают над решениями. Есть разница в капитальных затратах – ведь в теплых странах достаточно вырубить просеку и под теплым небом на коленке собирать суда в сотню 100 метров длиной (что и делается). У нас в силу климатических условий и реалий так не получится. Сложно нам конкурировать со странами с развитой судостроительной промышленностью, которая формировалась десятилетиями.

Сейчас очень помогает поддержка различных проектов государством, например, рыбаков, что вызвало практически бум данного вида судостроения на предприятиях. Это деньги, которые вкладываются в экономику государства. Это правильный подход.

Что скажете про качество продукции? Могут ли наши корабелы строить не хуже остальных?

— Да, наши корабелы вполне способны строить суда на уровне мировых верфей. Есть высокотехнологичные области, например, газовозы, где наш опыт еще невелик, но дорогу осилит идущий. С ростом количества заказов, обновлением флота, растет квалификация судостроителей.

В России есть возможности, силы и грамотные специалисты для реализации крупных и сложных проектов и текущая ситуация в кораблестроении отражает это.

Материалы по теме:
"Рунитор": комплексный подход к решению вопросов судового пожаротушения (интервью с главой "Рунитора")
Мастерство имитации (интервью с генеральным директором компании "Бранд-Мастер")
Без дыма, без огня (интервью с  руководителем судового направления российского филиала компании "ПАРОК")
 

"Красное Сормово", ПАО
Нижний Новгород
+7 (831) 229-61-27, +7 (831) 229-61-05
"Судостроительный завод "Северная верфь", ПАО
Санкт-Петербург
+7 (812) 600-52-60
"Онежский судостроительно-судоремонтный завод", АО
Петрозаводск
+7 (921) 010-54-41, +7 (814) 2330-321
"Восточная верфь", АО Владивосток
+7(423)265-88-10, +7(423)260-15-50
"Судостроительный завод "Лотос", АО Нариманов
+7 (8512) 29-00-34
"Судостроительный завод Пелла", ООО Отрадное
+7 (812) 336-40-66, +7 (812) 336-40-67
"Каскад НПО", ООО Санкт-Петербург
+7(812)252-45-84. +7(812)335-66-88, +7(812)335-66-87
"Рунитор", ООО Санкт-Петербург
+7(812)243-11-51



Комментарии   1.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
-0+
#Морозов Вадим Александрович, 04.12.2019, 13:26Откуда он знает .что могут строить наши корабелы , да "Каскад"это успешное внедрение технологий созданных для ВМФ .Одни лозунги , умерший дизельный завод ,готов строить любую линейку дизелей , КБ без программ мирового уровня готовы браться за проектирование любых судов ,производители одного направления систем пожаротушения заявляют ,что наши корабелы готовы строить суда на мировом уровне . Точнее надо было написать готовы пытаться достичь мирового уровня.
Свежие новости