реклама

Мурманский морской торговый порт – мы создаем новые возможности для экономики и людей

Рекордным по количеству достижений стал минувший год для Мурманского морского торгового порта НТК. При этом представители предприятия отмечают, что производственные рекорды стали результатом системной работы, проводимой в компании. Об этом мы поговорили с исполнительным директором Мурманского морского торгового порта Павлом Олейником.
Балкер-гигант на входе в Мурманский морской торговый порт / Фото: АО
Балкер-гигант на входе в Мурманский морской торговый порт / Фото: АО "ММТП"

Павел Павлович, о каких рекордах идет речь?

 

– Прежде всего скажу, что по итогам 2023 года грузооборот Мурманского морского торгового порта составил порядка 17,5 млн тонн. Подобные результаты предприятие показывало пять лет назад. После этого мы ежегодно сталкивались с объективными трудностями, которые не позволяли выходить на столь высокие объемы перевалки. Тут можно вспомнить и обрушение железнодорожного моста между станциями Кола и Выходной, и пандемию коронавируса, и кардинальные изменения мировых транспортно-логистических маршрутов. Но мы смогли пройти эти трудности и адаптироваться в новых условиях.

Олейник П.П., исполнительный директор АО
Олейник П.П., исполнительный директор АО "Мурманский торговый порт" (ММТП) / Фото: АО "ММТП"

С этой точки зрения минувший год стал показательным – рекордным по количеству установленных уникальных достижений. Так, абсолютный максимум по месячному грузообороту в порту достиг показателя 1,903 млн тонн. Мы приняли и успешно обработали самый большой балкер, когда-либо заходивший в акваторию морского порта Мурманск. Это позволило предприятию выполнить погрузку 186 000 тонн груза на одно судно – максимальную грузовую партию за всю историю порта.

 

В 2023 году АО "ММТП" приняло 35 судов класса "Кейпсайз". Они являются одними из самых больших в современном торговом флоте. Годом ранее их было 25. Кстати, мы прошли отметку в 100 обработанных балкеров класса "Кейпсайз". Работа с судами этого класса в Мурманском морском торговом порту началась в 2000 году. Увеличение дедвейта обрабатываемых судов – важная тенденция в развитии современных морских транспортных перевозок. Программа обработки судов класса "Кейпсайз" остается одним из ключевых направлений деятельности ММТП. Планируется, что в 2024 году она будет расширена.

 

Еще один рекорд был установлен 31 декабря за несколько часов до Нового года. По итогам двенадцати месяцев специалисты грузового района № 2 впервые обработали 10 млн тонн. Это новое достижение грузового района №2 – еще один показатель успешной реализации программы развития предприятия.

 

Отмечу, что в 2023 году в арсенале Мурманского морского торгового порта появились новые транспортные направления: Восточная, Южная, Юго-Восточная и Юго-Западная Азия, Ближний Восток и Западная Африка. По ним было отправлено свыше 20% от общего грузооборота. В первую очередь речь идет об угле, антраците и коксе.

 

Это значит, что в любых условиях мы активно осваиваем новые транспортно-логистические направления и с учетом этого развиваем возможности Мурманского морского торгового порта. Тем самым мы участвуем в обеспечении присутствия востребованной российской продукции на международных рынках, что чрезвычайно важно в наши дни.

В ММТП стоит под погрузкой первый в 2024 году балкер класса
Первый в 2024 году балкер класса "Кейпсайз" под погрузкой в ММТП / Фото: АО "ММТП"

– Мурманский морской торговый порт часто называют воротами в Арктику. Какие результаты показало предприятие в работе на арктическом направлении?

 

– Действительно, одно из уникальных достижений минувшего года – результаты, которые показал порт на арктическом направлении. За 2023 год мы серьезно нарастили объемы обработки каботажных грузов – прежде всего тех, что идут в арктическом направлении, которое неизменно является одним из ключевых в деятельности предприятия. По итогам двенадцати месяцев прошедшего года объем каботажных грузов, обработанных в Мурманском морском торговом порту, составил 1,3 млн тонн. Это инертные грузы – щебень и песок, а также генеральные – различная техника и оборудование. За аналогичный период 2022 года мурманские портовики обработали 1 млн тонн грузов.

 

Сюда можно прибавить грузы, которые шли транзитом по арктическим трассам. А это еще более 600 000 тонн. Так, например, нами были обработаны два судна класса "Кейпсайз", которые прошли по Северному морскому пути из Мурманска в Китай. Все это – наш вклад в развитие Арктики и Северного морского пути.

 

– Можно сказать, что сегодняшний день ММТП понятен, порту есть чем гордиться. А чем будет жить старейшее предприятие Мурманска в 2024 году и в ближайшей перспективе?

 

– Вы правильно отметили, что Мурманский морской торговый порт является старейшим предприятием города. В 2025 году нам исполнится 110 лет. Подготовка к этому событию, кстати, уже началась. Но тут важно подчеркнуть преемственность и непрерывность истории предприятия, с которого начиналось становление и активного освоения не только Мурмана, но и всей Арктической зоны Российской Федерации. На каждом новом этапе развития страны, региона, мировой экономики мы шли в ногу со временем, потому что универсальный порт, каким был и остается ММТП, – это уникальный экономический инструмент, который востребован всегда.

 

При этом специфика деятельности стивидорных компаний такова, что связь истории, сегодняшнего дня и будущего проявляется максимально наглядно. Так, в 2023 году мы завершили основные работы по реконструкции причала № 2. Напомню, что первый причал, существовавший на этом месте, был построен в 1916 году. В 1962 году его реконструировали. На момент начала работ причал №2 не эксплуатировался порядка 10 лет, так как не соответствовал современным нормативам.

Мурманский порт. Зима 2024 г. / Фото: АО
Мурманский порт. Зима 2024 г. / Фото: АО "ММТП"

А сегодня мы фактически создали новое сооружение. Эти работы включены в федеральный проект "Морские порты России" Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 г., утвержденного постановлением правительства Российской Федерации. Его цель – увеличение грузооборота причала. Объем инвестиций составил 3,6 млрд рублей. После реконструкции мощность причала увеличится до 5 млн тонн, а всего порта – превысит 20 млн тонн. От этого в выигрыше и государство как владелец причала, и торговый порт как оператор, и муниципалитет, область – за счет повышения налоговой отдачи от этих инвестиций.

 

В процессе реконструкции мы улучшили его технические характеристики, проектная глубина увеличилась до 12,35 м. Увеличение длины причальной линии до 284 м с учетом швартового пала позволяет осуществлять загрузку судов класса Panamax длиной до 229 м и дедвейтом до 82 000 тонн. Закуплено и смонтировано все необходимое оборудование. Также в рамках проекта мы модернизируем инфраструктуру – производим полную замену инженерных коммуникаций, увеличение мощности трансформаторных подстанций, замену инженерных сетей электроснабжения и связи. Эти работы в рамках реконструкции инфраструктуры грузового района № 1 в полном объеме будут завершены в 2024 году. Они создадут задел на несколько десятилетий вперед.

 

Еще один важный и успешный проект, который был реализован в 2023 году, – введение в эксплуатацию рейдового перегрузочного комплекса. Это новая технология, когда основная часть груза обрабатывается у причалов предприятия, а потом судно догружается на рейде. Для этого используются несамоходные баржи, на которых груз доставляют на рейдовый перегрузочный комплекс. Там при помощи плавкрана обеспечивается его перегрузка на балкер. Так, например, в конце минувшего года в Мурманском морском торговом порту НТК с помощью этой технологии совместно с коллегами из Мурманского балкерного терминала впервые была отгружена комбинированная партия груза: 34 000 тонн нефтекокса и 132 600 тонн железорудного концентрата взял балкер Beks Force дедвейтом 177 216 тонн.

 

Рейдовый перегрузочный комплекс позволяет максимально использовать глубины Кольского залива, а значит, транспортировка грузов через мурманские терминалы Национальной транспортной компании становится еще более выгодной. Тем самым мы создаем новые возможности для экономики нашего предприятия, города, края, для тысяч работников, которые участвуют в обеспечении поставок востребованных грузов на мировые рынки. А в целом могу сказать, что инвестиционная программа ММТП на 2024 год составит порядка 2,4 млрд рублей.

 

Подчеркну, что реализация этих планов возможна только благодаря коллективу Мурманского морского торгового порта. Сейчас на предприятии трудится без малого 1300 человек. Это профессионалы своего дела, каждый из которых обладает уникальными компетенциями и опытом работы в крупнейшей стивидорной компании в Арктической зоне Российской Федерации. Развитие человеческого потенциала компании – это тоже одна из ключевых задач на перспективу.

 

Статья впервые опубликована в журнале WWW.KORABEL.RU 2024 №1/ 
Подписаться на журнал можно, прислав реквизиты на amigo@korabel.ru


Судоходство и порты:

Для создания российского P&I клуба нужен лидер, исполненный энтузиазма
"Портовые мощности в России растут при любых катаклизмах"

Экспериментальные рейсы "Совкомфлота" по Севморпути: "Главное выбрать правильный курс"




Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости
Встречайте деловую программу Форума "Арктика - Регионы"!
21:15 , 22 Июля 2024 / события