Моряки на фоне коронавируса: угрозы реальные и мнимые

- A + Автор: Ренарт Фасхутдинов КомментарииПрочитано 17099 раз   |
Ситуация с пандемией коронавируса, охватившей мир, ухудшается с каждым днем. Страны закрываются, вводят меры по ограничению передвижения собственных граждан, регулярно обновляют списки заразившихся, число которых неуклонно увеличивается.
Пока все бурно обсуждают, как это отразится на мировом туристическом бизнесе и подсчитывают убытки логистических компаний, мы задумались о наших моряках, работающих на отечественных и иностранных судах. Они ведь постоянно находятся на ограниченном пространстве с другими людьми, регулярно посещают разные города и, в целом, явно находятся в зоне риска.

На эту тему мы побеседовали с Юрием Сухоруковым, председателем Российского профессионального союза моряков (РПСМ), членом Морской коллегии при Правительстве РФ.
 
Юрий Сухоруков, председатель Российского профессионального союза моряков / РПСМ

Юрий Юрьевич, какие меры принимаются или должны, как минимум, приниматься по защите экипажей?

– Недавно несколько членов экипажей круизных и грузовых судов получили положительный результат теста на COVID 19, что сильно усугубило ситуацию. В ответ крупные судовые операторы и регулирующие органы издали циркуляры для экипажей судов, где подробно описывается множество процедур, которые необходимо осуществлять на борту. Это измерение температуры тела членов экипажа, дезинфекция всяких поверхностей, соблюдение личной гигиены и многое другое. Таким образом, судовладелец должен обеспечить наличие на борту в достаточном количестве дезинфицирующих средств для рук, просто дезинфицирующих средств, перчаток, масок, одноразовой спецодежды. Моряки также должны пройти вакцинацию против гриппа. Соответственно не должны поставляться на борт продукты и питьевая вода из зараженных регионов.

Морякам в свою очередь рекомендуется соблюдать элементарные правила гигиены: носить маски, особенно если есть насморк и кашель, часто мыть руки с использованием дезинфицирующих средств, не трогать грязными руками лицо, глаза, нос. То есть в рекомендациях для моряков РПСМ и МФТ (Международная федерация транспортников) придерживаются рекомендаций Всемирной организации здравоохранения и Международной морской ассоциации здоровья (International Maritime Health Association), которые учитывают специфику труда в морском секторе.

Капитанам судов, прибывающих из стран с неблагополучной эпидемиологической обстановкой, положено принять ряд мер до захода в порт: обучить членов экипажей быть внимательными к основным симптомам заболевания (лихорадке, кашлю и одышке), контролировать дважды в день измерение температуры тела и до прибытия судна в порт продезинфицировать общие помещения. Если у кого-либо на борту отмечено повышение температуры от 37,5 градусов, его следует немедленно изолировать. Кроме того, за 12 часов до запланированного судозахода капитаны обязаны предоставить в санитарную службу порта заполненные документы о состоянии здоровья всех членов экипажа. К ним также требуется приложить список последних десяти портов захода.

Такие меры приняты в большинстве портов мира.

Адекватно ли реагируют на эту ситуацию судовладельцы?

– Судовладельцы, хотят они этого или нет, должны подчиняться требованиям стран, направленным на нераспространение коронавируса. Самая распространенная на данный момент проблема – трудности со сменой экипажей. Пока единственный вариант – это работа на судне максимальный срок контракта. Например, крупнейший контейнерный оператор Maersk приостановил все замены экипажей на своих судах до 14 апреля. И так поступает большинство судоходных компаний.

Такая позиция крупнейшего судовладельца вполне оправдана и поддерживается со стороны МФТ: "В целях смягчения проблем, связанных с заменой экипажей, МФТ приняла решение о том, что в период с 17 марта 2020 года по 16 апреля 2020 года она не будет оспаривать продление контрактов на срок до одного месяца, даже если это приведет к тому, что сроки службы моряков превысят максимально допустимые соответствующими утвержденными МФТ". То есть большинство флагов освобождаются от максимальных сроков службы, предписанных Конвенцией о труде в морском судоходстве (правило 2.5 стандарт A2.5.1 пункт 2(b)). При этом если у моряка есть веские основания для репатриации, его заявление будет рассмотрено отдельно.

Надо понимать, что подобные решения продиктованы, в первую очередь, безопасностью самих моряков: находясь на изолированном от внешнего мира судне, они подвергаются меньшей опасности заболеть, чем те, кто летит им на смену, делая пересадки в аэропортах. Кроме того, страны-поставщики рабочей силы для судоходства, например, Филиппины и Украина, закрыли свои границы, смена экипажей стала невозможной.
 
Контейнеровоз "Maersk Line" – "Venta Maersk" / АО "Корпорация развития Камчатки"

Какие ограничения сейчас введены по судозаходам в порты?

– В настоящее время закрыт морской трафик между Испанией, Италией, Марокко, Кувейтом. Правительство Чили до конца сентября запретило заход круизных лайнеров в порты из-за угрозы распространения коронавируса. На Маршалловых островах закрыты порты Брега, Рас- Лануф, Харига, Зуэйтина и Сидра. Евросоюз и Шенгенская зона закрыли границы, и, следовательно, невозможна смена экипажей как минимум до 16 апреля, США – до 14 мая.
Аргентина, Эквадор, Сальвадор, Гватемала, Малайзия, Канада также временно закрыли свои внешние границы для большинства иностранных граждан, этот список быстро растет. Соответственно, это является препятствием для передвижения моряков на судно и обратно, а значит, смены экипажей.

Как это может влиять на доходы моряков? И возможна ли какая-то финансовая компенсация в случае потерь в зарплате?

– Проблемы, с которыми могут столкнуться моряки, в первую очередь – сокращение рабочих мест. Кроме того, это смена и репатриация.

Если судно работает по коллективному договору МФТ, это гарантирует морякам соблюдение стандартов и условий труда на определенном, высоком уровне. Однако установленные нормы в коллективных договорах не рассчитаны на вероятность такой пандемии, в том числе и на ситуацию карантина. В этом случае нормы колдоговоров МФТ, регламентирующие, например, оплату больничного или же оплату расходов, связанных с репатриацией, могут быть обоснованно неприменимы.

К счастью, на данный момент жалоб от моряков, обусловленных всей этой неразберихой нет. Обычно это может говорить о двух возможных фактах. Первый – это то, что судовладелец полностью оправдывает ожидания работников, исполняя свои обязанности полностью, а второй – что моряки не заявляют о каких-либо нарушениях и притеснениях со стороны работодателя по своим собственным причинам и убеждениям.

Но, как бы то ни было, в будущем нынешнюю ситуацию следует учесть и соответствующим образом адаптировать к ней тексты коллективных договоров МФТ.

Что касается моряков на берегу: границы закрыты, и они не могут поехать в другую страну, чтобы получить работу. В данной ситуации о зарплате или компенсации, скорее всего, говорить не приходится. Фактически платить им не за что.

А просто за консультациями по таким вопросам моряки обращаются в наш профсоюз?

– Нет, хотя случаи отказа в репатриации из-за коронавируса нам известны. С 15 марта до сегодняшнего дня российские моряки т/х "NS Artic" группы компаний "Совкомфлот" не могли покинуть борт судна, ошвартованного в морском порту Мурманска. После продолжительного рейса они были лишены возможности отправиться домой под предлогом распространения коронавирусной инфекции.
 
Мурманск / http://www.thinkstockphotos.com

Как было установлено круинговыми менеджерами "Совкомфлота", ограничительные меры вызваны постановлением губернатора Мурманской области от 16.03.2020 № 47-ПГ "О мерах по противодействию распространению на территории Мурманской области новой коронавирусной инфекции (2019-nCOV)". Оно запрещает капитанам морских портов, расположенных в регионе, с 00.00 часов 17.03.2020 до особого указания допускать сход на берег членов экипажей всех судов, прибывших из иностранных государств, если с момента прибытия судна и момента контактирования его с берегом иностранного государства прошло менее 14 календарных дней.

Мы расцениваем данную меру как дискриминационную и посягающую на трудовые права российских моряков в части режима труда и отдыха. Она также противоречит распоряжению правительства Российской Федерации от 16.03.2020 № 635-р, по которому ограничение на въезд в Российскую Федерацию не распространяется на членов экипажей морских и речных судов.

Ситуация, я так понимаю, в итоге разрешилась благополучно?

– Чтобы добиться списания моряков и произвести замену экипажа, РПСМ направил запрос в Северо-Западную прокуратуру с тем, потребовав принять меры прокурорского реагирования и устранить допущенное правонарушение. Это дало положительный результат. Но в течение ближайшей недели в Мурманск приходят еще два судна, а постановление губернатора не отменено, что влечет дополнительные расходы компании на авиабилеты, проживание в гостинице и так далее.

Это прямая дискриминация прав членов экипажей, причем беспочвенная. Там, где нет необоснованных запретов, а власти думают, как решить проблему не путем прямых ограничений всего, что можно, включая смену экипажей морских судов, там все происходит нормально, все работает. На прошлой неделе, например, в порту Усть-Луга в течение нескольких часов оформили приход т/х "Сибур Воронеж" с соблюдением всех карантинных правил. И никаких проблем со сменой экипажа в отличие от Мурманского морского порта не возникло.

В условиях пандемии подобные меры недопустимы. Поэтому РПСМ будет держать эту ситуацию на контроле и добиваться, чтобы постановление губернатора Мурманской области в части, ограничивающее смену экипажей, было отменено.

По ситуации в Мурманске РПСМ направил запрос в адрес генерального прокурора РФ "О мерах по соблюдению законных прав российских граждан, занятых в составе экипажей российских и иностранных морских судов, и по обеспечению устойчивого функционирования морского судоходства в условиях противодействия распространению коронавирусной инфекции (2019-nCOV) на территории Российской Федерации".
 
Контейнеровоз "Maersk Line" – "Venta Maersk" / АО "Корпорация развития Камчатки"

И задам последний вопрос. Какое взаимодействие у РПСМ идет по поводу коронавируса с иностранными коллегами?

– Как членская организация МФТ, мы тесно работаем с коллегами по всему миру, совместно мы договариваемся, что лучше для моряков и что рекомендовать им и судовладельцам в этой кризисной ситуации. На данный момент принято решение, о котором я говорил выше: большинство флагов освобождаются от максимальных сроков службы, предписанных Конвенцией о труде в морском судоходстве (правило 2.5 стандарт A2.5.1 пункт 2(b)). В период с 17 марта 2020 года по 16 апреля 2020 года МФТ не будет оспаривать продление контрактов на срок до одного месяца, даже если это приведет к тому, что сроки службы моряков превысят максимальную планку, утвержденную МФТ.
Автор: Ренарт Фасхутдинов
Поделиться новостью
"Совкомфлот", ПАО Россия, Москва+7 (495) 660-40-00
"Maersk Line", Co Дания, Копенгаген(45) 3363 3363
"Российский профессиональный союз моряков", ОО Россия, Москва+7(495) 229-91-19


Комментарии   2.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь или
-1+
#Solodukhin Aleksandr, 26.03.2020, 11:57Сидите ка вы ребятушки на судах
--3+
#Хл Ульяна, 27.03.2020, 20:05Во-первых, не знаете правил русского языка. (частица -КА обязательно должна писаться через дефис. Это правило устойчивое и его учат по ходу курса русского языка,)
А во-вторых, свои глупые советы держи при себе.

Предыдущая новость