Опубликован ежегодный доклад Международного морского бюро, из которого следует, что за последний год количество пиратских нападений на корабли в Мировом океанее и прибрежных водах увеличилось на 20%. В особо опасное занятие превратилось судоходство близ береговов Индонезии, Бангладеш и Нигерии.
Международное морское бюро (International Maritime Bureau, IMB) было основано в 1981 году как подразделение Международной коммерческой палаты - организации, занимающейся преимущественно исследованием и предотвращением преступлений в сфере международной торговли. В 1992 году в связи с резким увеличением случаев морского пиратства IMB открыло в столице Малайзии Куала-Лумпуре центр по сбору информации обо всех инцидентах, связанных с пиратами (в те времена именно малайзийские корсары представляли наибольшую опасность для торговых судов). С тех пор ежегодно IMB выпускает статистический отчет о развитии морского разбоя. Как показал последний отчет, в 2003 году пиратство превратилось в одну из самых быстроразвивающихся сфер нелегального бизнеса. Цифры убеждают в том, что времена «джентльменов удачи»чи» Дрейка, Моргана и капитана Черная Борода не канули в Лету: если в 2000 году было зафиксировано 469 пиратских нападений, а в 2002-м - 370, то в 2003-м - уже 445. От рук пиратов в мире в прошлом году погиб 21 моряк, тогда как в 2002 году ими были убиты лишь 10 человек.
Самыми опасными считаются индонезийские воды: здесь в прошлом году было зафиксировано 121 нападение. Последнее по времени преступление произошло на индонезийской якорной стоянке Баликпапан 23 января 2004 года. Тогда 10 преступников, вооруженных ножами, проникли на сухогруз, где напали на вахтенного дежурного, связали его и похитили часть принадлежащего морякам имущества. Судно в тот момент стояло под погрузкой, на его борту находились вооруженный полицейский и портовые грузчики, однако их присутствие не помешало нападавшим. Второе место удерживают пираты Бангладеш, где произошло 58 атак. Корсары Нигерии совершили 39 нападений, тем самым превратив свою страну в самую опасную для морского судоходства в Африке.
Количество нападений с использованием огнестрельного оружия, по данным доклада, возросло с 68 случаев в 2002 году до 100 в 2003 году. Пираты брали корабли на абордаж 311 раз, 19 кораблей было угнано, 359 моряков взяты в заложники. При абордажах корсарами используется классическая технология, известная еще с античных времен: атакуемый корабль захватывают крюками на тросах. В докладе особо отмечается, что некоторые пираты не довольствуются присвоением грузовов и пленением экипажей. Например, недавно на островах, расположенных на севере Индонезии, полиция обнаружила тела похищенных пиратами моряков со следами чудовищных пыток: несчастных замучили просто ради жестокой потехи. Похищенные корабли пираты выгодно продают контрабандистам.
Морское пиратство XXI века, отмечается в докладе, приобретает новые формы. Во-первых, снижается количество нападений на крупные торговые судна, зато все чаще объектами атак становятся буксирные корабли и баржи.жи. Все чаще пираты нападают не для того, чтобы очистить трюмы,ы, а ради захвата моряков с последующим требованием выкупа.
В будущем, не исключают специалисты, морское пиратство может стать новой тактикой действий террористических организаций: ущерб от взрыва танкера в акватории крупного города-порта вполне может быть адекватен ущербу, нанесенному террористами 11 сентября 2001 года Нью-Йорку. В докладе IMB уже отмечено, что в 2003 году количество пиратских атак на танкеры по сравнению с предыдущим годом возросло на 22%.
Новой пиратской державой, прогнозируют эксперты IMB, может стать Сомали: здесь вооруженные группировки за многие годы войны научились лихо маневрировать на море,, а также проводить слаженные военные операции. IMB не рекомендует капитанам походить к побережью Сомали ближе чем на 100 миль, а отчет организации утверждает, что «любой корабль, замедливший ход или остановившийся вблизи береговой линии Сомали, будет атакован одной из группировок, которая, захватив экипаж, будет требовать выкуп за сохранение жизни членам команды и возвращение судна».
Впрочем, в докладе зафиксирован и отрадный факт: Малайзия, некогда лидер по числу разбойных нападений, сейчас являет миру успешный пример борьбы с пиратством. Во второй половине 2003 года в ее водах не было зафиксировано ни одного инцидента. Директор IMB капитан Поттенгал Мукундан считает, что таких результатов можно достичь, только создав хорошо вооруженную, обученную и оснащенную береговую охрану и специальную морскую полицию, что он рекомендует делать и другим странам. К выводам IMB решило прислушаться правительство Сингапура, которое объявило о намерении вложить большие средства в береговую охрану и приравнять пиратов, действующих в прибрежных водах, к террористам.
Международное морское бюро (International Maritime Bureau, IMB) было основано в 1981 году как подразделение Международной коммерческой палаты - организации, занимающейся преимущественно исследованием и предотвращением преступлений в сфере международной торговли. В 1992 году в связи с резким увеличением случаев морского пиратства IMB открыло в столице Малайзии Куала-Лумпуре центр по сбору информации обо всех инцидентах, связанных с пиратами (в те времена именно малайзийские корсары представляли наибольшую опасность для торговых судов). С тех пор ежегодно IMB выпускает статистический отчет о развитии морского разбоя. Как показал последний отчет, в 2003 году пиратство превратилось в одну из самых быстроразвивающихся сфер нелегального бизнеса. Цифры убеждают в том, что времена «джентльменов удачи»чи» Дрейка, Моргана и капитана Черная Борода не канули в Лету: если в 2000 году было зафиксировано 469 пиратских нападений, а в 2002-м - 370, то в 2003-м - уже 445. От рук пиратов в мире в прошлом году погиб 21 моряк, тогда как в 2002 году ими были убиты лишь 10 человек.
Самыми опасными считаются индонезийские воды: здесь в прошлом году было зафиксировано 121 нападение. Последнее по времени преступление произошло на индонезийской якорной стоянке Баликпапан 23 января 2004 года. Тогда 10 преступников, вооруженных ножами, проникли на сухогруз, где напали на вахтенного дежурного, связали его и похитили часть принадлежащего морякам имущества. Судно в тот момент стояло под погрузкой, на его борту находились вооруженный полицейский и портовые грузчики, однако их присутствие не помешало нападавшим. Второе место удерживают пираты Бангладеш, где произошло 58 атак. Корсары Нигерии совершили 39 нападений, тем самым превратив свою страну в самую опасную для морского судоходства в Африке.
Количество нападений с использованием огнестрельного оружия, по данным доклада, возросло с 68 случаев в 2002 году до 100 в 2003 году. Пираты брали корабли на абордаж 311 раз, 19 кораблей было угнано, 359 моряков взяты в заложники. При абордажах корсарами используется классическая технология, известная еще с античных времен: атакуемый корабль захватывают крюками на тросах. В докладе особо отмечается, что некоторые пираты не довольствуются присвоением грузовов и пленением экипажей. Например, недавно на островах, расположенных на севере Индонезии, полиция обнаружила тела похищенных пиратами моряков со следами чудовищных пыток: несчастных замучили просто ради жестокой потехи. Похищенные корабли пираты выгодно продают контрабандистам.
Морское пиратство XXI века, отмечается в докладе, приобретает новые формы. Во-первых, снижается количество нападений на крупные торговые судна, зато все чаще объектами атак становятся буксирные корабли и баржи.жи. Все чаще пираты нападают не для того, чтобы очистить трюмы,ы, а ради захвата моряков с последующим требованием выкупа.
В будущем, не исключают специалисты, морское пиратство может стать новой тактикой действий террористических организаций: ущерб от взрыва танкера в акватории крупного города-порта вполне может быть адекватен ущербу, нанесенному террористами 11 сентября 2001 года Нью-Йорку. В докладе IMB уже отмечено, что в 2003 году количество пиратских атак на танкеры по сравнению с предыдущим годом возросло на 22%.
Новой пиратской державой, прогнозируют эксперты IMB, может стать Сомали: здесь вооруженные группировки за многие годы войны научились лихо маневрировать на море,, а также проводить слаженные военные операции. IMB не рекомендует капитанам походить к побережью Сомали ближе чем на 100 миль, а отчет организации утверждает, что «любой корабль, замедливший ход или остановившийся вблизи береговой линии Сомали, будет атакован одной из группировок, которая, захватив экипаж, будет требовать выкуп за сохранение жизни членам команды и возвращение судна».
Впрочем, в докладе зафиксирован и отрадный факт: Малайзия, некогда лидер по числу разбойных нападений, сейчас являет миру успешный пример борьбы с пиратством. Во второй половине 2003 года в ее водах не было зафиксировано ни одного инцидента. Директор IMB капитан Поттенгал Мукундан считает, что таких результатов можно достичь, только создав хорошо вооруженную, обученную и оснащенную береговую охрану и специальную морскую полицию, что он рекомендует делать и другим странам. К выводам IMB решило прислушаться правительство Сингапура, которое объявило о намерении вложить большие средства в береговую охрану и приравнять пиратов, действующих в прибрежных водах, к террористам.