реклама

Мишустин на Дальнем Востоке: рыбный акцент премьерского вояжа

Контрольный вояж на Дальний Восток российского премьер-министра Михаила Мишустина, помимо глобального знакомства с местной промышленностью, инфраструктурой, социальной сферой, продемонстрировал пристальное внимание правительства к рыболовной отрасли. На Камчатке и на Чукотке предприятия и объекты, связанные с этим бизнесом, посещались высоким гостем в первую очередь. Это и понятно, в экономике названных регионов рыбный промысел играет особую роль.
В чем конкретно выражался рыбный акцент в масштабной поездке Михаила Мишустина и какого мнения глава российского правительства остался об увиденном – читайте в нашем сегодняшнем материале.
 
Премьер-министр России Михаил Мишустин / Правительство России

Премьер на "Командоре"

Начнем с самого яркого и символичного события этой поездки. По крайней мере, для рыбаков и корабелов. Премьер-министр поднялся на борт рыболовного траулера "Командор", принадлежащего Рыболовецкому колхозу имени Ленина, и осмотрел его. Чем это так важно и интересно для нас? Тем, что судно это – одна из первых ласточек успешно реализуемой программы инвестквот, в рамках которой рыбопромышленники стали, наконец, заказывать новые суда не иностранным, а отечественным верфям.

Поскольку про инвестквоты и дождь частных заказов, пролившийся на российские судостроительные заводы, мы пишем часто, много, охотно и развернуто, в этот раз углубляться в их историю не будем. Разве что коротко напомним про сам траулер "Командор".

Он был построен по проекту SK-3101R от норвежской компанией Skipskompetanse AS на Прибалтийском судостроительном заводе "Янтарь". Длина траулера составляет 50,6 метра, ширина 12 метров, мощность главного двигателя – 2200 кВт. Закладка прошла на верфи в ноябре 2016 года, а торжественная передача дальневосточному заказчику – в декабре 2019 года. На церемонию не только прилетел из Петропавловска-Камчатского глава Рыболовецкого колхоза им. Ленина Сергей Тарусов, но и прибыл из Москвы руководитель Росрыболовства Илья Шестаков, подчеркнув тем самым, какое внимание федеральное ведомство уделяет серии траулеров, ставшей первым "детищем" программы инвестквот.
 
Траулер "Командор" / ПСЗ "Янтарь"

Головным судном в этой серии был траулер "Ленинец", который к тому моменту уже совершал долгий переход из Калининграда на Камчатку. "Командор" отправился за ним следом и прибыл к месту назначения в марте 2020-го. Время оказалось не очень удачное, поскольку судну и экипажу пришлось простоять две недели в карантине из-за как раз накрывшей страну пандемии. Но это уже частности. Главное, что "Командор" благополучно добрался до Петропавловска-Камчатского и уже введен в состав флотилии рыбколхоза.

Всего в серию входит три траулера, и на сегодняшний день она может считаться полностью законченной. Финальный траулер должен был получить название "Ударник", но в последний момент заказчик решил сменить ему имя.

"Уже завершено строительство третьего судна в Калининграде, которое решили назвать "Василий Каплюк". Новые суда обладают современным оборудованием для сохранения рыбы-сырца. Специальная система позволяет с момента вылова и на протяжении всей транспортировки улова сохранять температуру 0? – -1?. То есть этот сырец на фабрику поступает охлажденным и дальше на предприятии продолжают цепочку", – рассказал Сергей Тарусов премьеру, когда Михаил Мишустин поднялся вместе с ним на борт "Командора".

Кстати, первое лицо российского правительства сопровождал еще целый десант высоких чиновников – министр финансов России Антон Силуанов и министр по развитию Дальнего Востока и Арктики Александр Козлов. Ну и, конечно, не мог остаться в стороне глава Камчатского края Владимир Солодов.

Попутно, как сообщают журналисты, которым довелось присутствовать во время этой экскурсии по траулеру, Сергей Тарусов рассказывал Михаилу Мишустину о том, как его предприятие участвует в программе инвестквот. А заодно объяснял вообще механизм работы этой программы. Наши читатели, уверены, прекрасно знают все ее приводные ремни. Но специально для тех, кто хочет освежить память, оставим в конце этого материала ссылки на предыдущие наши статьи по этой теме.
 
Посещение рыболовецкого колхоза имени В.И.Ленина / Правительство России

Премьер-министр, как передает пресс-служба правительства России, продолжил знакомство с отраслью, осмотрев производственный цех современного рыбоперерабатывающего завода, который строится сейчас Рыбколхозом им. Ленина. Об этом заводе и о том, что он из себя будет представлять, Мишустину рассказали заранее в ходе все той же экскурсии по траулеру. Если быть совсем точным, то это произошло на причале возле пришвартованного "Командора".

"На заводе, который будет сдан в Петропавловске-Камчатском, мы планируем выпускать широкий ассортимент – около 200 наименований готовой продукции. Весь смысл в том, что продукция будет в глубокой переработке и в широком ассортименте. То есть мы и для жителей города можем расширить линейку", – сообщил премьеру Сергей Тарусов.

Предприятие, о котором идет речь, возводится в рамках все той же программы инвестквот. Оно будет представлять из себя новейшую фабрику, оснащенную передовым исландским оборудованием. После запуска, который состоится уже в сентябре этого года, объем переработки составит 60 тысяч тонн сырца в год, а суточная производительность – до 443,6 тонны. На заводе будет создано порядка 250 рабочих мест.
 
Посещение рыболовецкого колхоза имени В.И.Ленина / Правительство России

В целом, к рыбопромышленной отрасли Камчатки у Михаила Мишустина вопросов не возникло. Даже наоборот.

"Я хочу поблагодарить вас за проделанную работу.  Это отличный баланс государственно-частного партнерства. Вы смогли здесь организовать глубокую переработку рыбы, рабочие места. А также за то, что инвестиции приходят сюда. Вы не только рабочие места создаете, но и инфраструктуру для людей, это очень важно", - остался доволен увиденным и услышанным премьер.

А вот визит в соседнюю Магаданскую область прошел уже совсем в другой тональности. Там было сказано немало жестких слов.

"Кладбище погибших кораблей"

Когда премьер-министра России привезли в Магаданский рыбный порт, он сразу назвал увиденное "кладбищем погибших кораблей". Порт, который находится в федеральной собственности, не обновлялся долгие годы и капитально устарел. А силуэты ржавых затопленных посудин, вырисовывающиеся прямо у причала, мастерски создают атмосферу постапокалипсиса. Как будто здесь рухнула высокоразвитая цивилизация, и ее останки до сих пор внушают тоску по былому величию. Впрочем, в какой-то мере здесь так все и случилось. Уж не поэтому ли люди отсюда уезжают, тут же задался риторическим вопросом глава российского правительства.

Оценки физического износа причалов доходят до 51 процента, и эта ситуация давно уже стала камнем преткновения на пути развития местного рыболовного бизнеса.

И местный рыболовный бизнес визитом Михаила Мишустина не преминул воспользоваться, чтобы донести до российских властей свои беды и надежды.
 
Посещение рыбного терминала Магаданского морского порта / Правительство России

"Нас уже многие годы беспокоит ситуация с нашим портом. В течение 20 лет мы вроде бы имеем магаданский рыбный порт, а на самом деле предприятие не работает, никакой деятельности не ведёт. И когда мы смотрим по телевизору, что российские верфи загружаются, мы заказываем суда, – надо понимать всё-таки, где они у нас будут приставать. Это очень важная для нас инфраструктурная отрасль, потому что это социальные решения, рыба. Мы много говорим о богатстве Охотского моря – и оно действительно есть, о прибрежном лове, но Магадан, являясь портовым, рыбным городом, такой возможности не имеет", – сразу взял быка за рога Игорь Донцов, учредитель ООО "Рыбная компания" и по совместительству зампред областной думы. Себя он отрекомендовал премьеру как представителя магаданских рыбаков.

Как выяснилось чуть позже из откровений других глав промысловых компаний, удручающее состояние порта практически сгубило прибрежный лов, заставляя судовладельцев продавать маломерный флот. А вот если бы причалы привели в порядок...

Михаил Мишустин, как тут же выяснилось, к поездке хорошо подготовился, потому что на вопросы о рыбном терминале отреагировал со знанием дела. Он тут же напомнил собравшимся о том, что правительство в свое время выделило деньги на реконструкцию порта. Даже был разработан соответствующий проект – продуманный, современный, красивый. Однако ни изысканные федеральным бюджетом средства. ни проведенный конкурс ситуацию не сдвинули с мертвой точкой.

Описав эту историю, премьер задался двумя классическими русскими вопросами:
"Кто виноват? У меня документ – есть конкретный подрядчик, который сорвал работу. По проектно-сметной документации на начало работ деньги были, а потом, когда сроки были сорваны, они были перенаправлены на другие направления. Кто виноват – найдем, это будет решать соответствующая комиссия. Я уже все поручения оформил. Вопрос: что делать?"
 
Посещение рыбного терминала Магаданского морского порта / Правительство России

У магаданских рыбаков свой ответ на вопрос "Что делать?" явно был уже заготовлен. Разговор быстро свернул к теме передачи порта из федеральной собственности в областную. Оказалось, что такое решение местное промысловое сообщество считает самым правильным. В его пользу высказались и магаданские власти.

Глава российского кабмина возражать не стал, однако поставил условие губернатору. Такой шаг будет сделан только в том случае, если Магадан возьмет на себя железные обязательства качественно обновить рыбный порт, доведя дело до конца. И когда федеральные министры приедут проверять, как все прошло, они смогут увидеть "совершенно другой порт".

Губернатор области Сергей Носов вызов принял: "Перед людьми, вот свидетели, обещаю!"

Так что будем ждать хороших новостей от рыбаков Магадана. У них ведь тоже были свои обещания премьеру – возродить прибрежный лов в регионе.

Материалы по теме:
Зачем нам инвестквоты? Взгляд на рыбный промысел в столетнем масштабе
Первые траулеры под инвестквоты. Интервью в стереорежиме (о серии траулеров проекта SK-3101R)

Траулеры поплыли... в графиках строительства (о задержках в строительстве траулеров)
Какие рыболовецкие суда сегодня строятся в России (обзор строящихся судов)
"Ленинец" сдан! В России впервые за долгое время построили траулер для рыбаков (интервью с гендиректором "Янтаря")

ПСЗ "Янтарь" – как идет строительство траулеров?
Квоты судотворящие (о судах, которые будут строиться или уже строятся в России в рамках инвестиционных квот)
Что ждет рыбака на берегу? (о проблемах с причалами)
"Прибалтийский судостроительный завод "Янтарь", АО
Калининград
+7 (401) 264-86-41, +7 (401) 261-31-80
"Рыболовецкий колхоз им. В. И. Ленина", ПК Петропавловск-Камчатский
+7(415)22-23-80-13
"Skipskompetanse", AS Молёй
(+47) 57 00 14 40



Комментарии   1.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
-0+
#Фролов Олег, 24.08.2020, 14:29Рыба всему голова))