- A + Автор: Щеголихин Петр КомментарииПрочитано 1914 раза   |
О ледостойкой платформе "Северный полюс", строящейся на Адмиралтейских верфях, мы хотели рассказать очень давно. Сегодня, дорогие читатели, мы предлагаем вашему вниманию не просто рассказ об ЛСП, но экспертную позицию директора Арктического и антарктического научно-исследовательского института Александра Макарова.
Александр Макаров, директор "ААНИИ" / Фото: "Арктический и антарктический НИИ"

Совсем скоро ЛСП отправится в свой первый рейс. Довольны ли вы тем, каким получается судно?

– Ледостойкая платформа "Северный полюс" – судно уникальное. Благодаря своим техническим характеристикам ЛСП станет ведущей научной площадкой на десятилетия вперед. Разве можно быть недовольным платформой, не имеющей мировых аналогов?

Мы все в институте ААНИИ гордимся результатом нашей многолетней работы. Это 100% российская разработка. Идея родилась в нашем институте. Совместно с КБ "Вымпел" и Адмиралтейскими верфями проект был реализован. И, безусловно, без помощи Минприроды и Росгидромета мы не смогли бы этого сделать. И я искренне благодарен всей команде. Результат превзошел ожидания. Недавно известный полярник Артур Чилингаров (в День полярника он приезжал на ходовые испытания платформы) даже позавидовал будущим участникам экспедиции "Северный полюс-41".
ЛСП "Северный полюс" / Изображение предоставлено ААНИИ

Посудите сами: платформа сможет без привлечения ледокола прибывать к месту исследований и до двух лет автономно дрейфовать в акватории Северного Ледовитого океана, ее корпус может выдерживать сжатие многолетних льдов.

Высокий научно-технический потенциал судна позволяет провести весь комплекс изучения Арктики и при этом ученые работают в комфортных и безопасных условиях. Фантастика!

Строительство Ледостойкой платформы близится к финалу, успешно прошли ходовые испытания. Идут работы по обустройству и оснащению научных лабораторий. Платформа по праву станет ключевым звеном между российским научно-исследовательским стационаром "Ледовая база Мыс Баранова", Российским научным центром на архипелаге Шпицберген и гидрометеорологической обсерваторией Тикси.

Расскажите подробнее о проекте от идеи до её воплощения. Какие современные научные достижения и технические решения были реализованы в платформе?

– Сначала именно ААНИИ, в лице моего предшественника Ивана Евгеньевича Фролова, являлся инициатором этого проекта, обосновывал его необходимость и на всех этапах определял основные требования к платформе. При проектировании проекта учли уникальный опыт наших специалистов по организации, проведению и результатам исследований экспедиций "Северный полюс" за всю историю их существования с 1937 по 2013 гг. Вся разработка проекта, а в дальнейшем и постройка, происходили под наблюдением специалистов ААНИИ при тесном сотрудничестве с Росгидрометом и КБ "Вымпел".
ЛСП "Северный полюс" / Изображение предоставлено ААНИИ

Институт провел комплексную работу по оценке ледовых качеств платформы в рамках модельных испытаний в нашем ледовом бассейне. Мы смогли установить показатели ледового сопротивления платформы, выполнили расчеты ледовых нагрузок на корпус ЛСП при движении по трассе СМП и в условиях сжатий во время дрейфа. На основании архивных данных и результатах экспериментов удалось спроектировать оптимальную форму корпуса для работы в суровых северных условиях.

Как обстоят дела со строительством ЛСП в связи с санкциями?

– Санкции не повлияли на строительство платформы. Многие технические разработки осуществили отечественные предприятия. Например, на платформе применен пропульсивный комплекс – силовой комплекс судна, не имеющий аналогов в мире. Проект выполнила российская компания "МСС". Не ожидаем сложностей и на последних этапах подготовки к экспедиции. ЛСП отправится в первый рейс полностью подготовленной для долгосрочного дрейфа.
ЛСП "Северный полюс" на Адмиралтейских верфях / Фото: ААНИИ

Некоторые специалисты высказываются довольно скептически по поводу платформы. На ваш взгляд ей хватит мощности и возможностей на полноценную экспедицию?

– Звучащая в адрес платформы критика – поверхностная. Скептики, сомневающиеся в потенциале ЛСП, до конца не понимают ни задач, ни возможностей нашего научно-исследовательского судна.

Во-первых, ЛСП изначально проектировалась как площадка для долгосрочных и регулярных исследований. Была поставлена задача – обеспечить реализацию научных программ продолжительностью до 40 лет. И сегодня мы видим, что эта задача успешно решена. Конструкция корпуса позволила значительно увеличить вместимость судна, а значит увеличить запас топлива, продуктов и обеспечить эргономику для размещения научного оборудования.

Во-вторых, платформа станет автономным дрейфующим научным центром. По прибытии на место исследований ЛСП будет вморожена в лёд, а вокруг будет работать научный лагерь. Лабораторный комплекс построен по модульному принципу, так что в случае необходимости научное оборудование можно заменить. Важная вещь – обрабатывать полученные данные можно будет непосредственно на месте, а значит результаты мы будем получать быстрее. Ранее образцы нужно было сначала доставить на "большую землю".

В-третьих, огромное внимание при разработке ЛСП уделено безопасности участников исследований. При угрозе разрушения льда ученые смогут продолжить работу на платформе. После завершения дрейфа ЛСП сможет самостоятельно вернуться вместе с оборудованием и экипажем. Платформу оснастили двигателем мощностью 4200 кВт, позволяющим развивать скорость не менее 10 узлов.
ЛСП "Северный полюс" / Фото: ААНИИ

Наши читатели интересуются насыщением ЛСП.

– Здесь тоже полный порядок: на борту разместится 15 научных лабораторий, которые позволят провести ионосферные, геологические, атмосферные гравитационные исследования. Планируется выполнить изучение ледовых нагрузок, механики разрушения льда, исследовать акустическую томографию Арктического бассейна и многое другое. Отправлять полярников на вахты будут вертолетами. Для этого на судне есть взлетно-посадочная площадка.

Перейдем к предстоящей экспедиции. С какими сложностями может столкнуться платформа на Севере, готова ли она технически к ним и готов ли к ним будущий экипаж? Какие задачи стоят перед учеными в предстоящей экспедиции и какую пользу она принесет России и мировому научному сообществу?

– Задача первого этапа экспедиции – тестирование всех систем и оборудования. Учёные отработают организацию исследований на борту платформы и на льду. Важно, как мы вморозимся, – нужно будет оценить работу и поведение платформы во льдах. Первый этап продлится примерно до февраля-марта 2023 года. Второй будет более длительным – начнутся планомерные научные исследования.

Научная работа позволит собрать информацию об арктическом климате для базовых моделей прогнозов погоды, которые невозможны без специальных экспериментов. Благодаря этой информации станет легче скорректировать ледовые прогнозы для безопасной навигации на Северном морском пути. Кроме того, участники экспедиции исследуют механику разрушения льда и проведут экологический мониторинг акватории Северного Ледовитого океана. Собранные данные послужат созданию инфраструктуры Северного морского транзитного коридора для международных транзитных морских грузоперевозок.

Арктические исследования важны и для изучения глобальных изменений климата, и для получения информации об экологии в северных районах планеты.

Известно ли уже в лицах, кто отправится в экспедицию? Наши читатели также интересуются, кто станет капитаном судна?

– В экспедицию отправятся самые опытные полярники и ученые. Всего на платформе будут работать 34 научных сотрудника и 14 членов экипажа. Условия для специалистов созданы комфортные, например, у каждого будет каюта со всеми удобствами.

Конечно, в результатах исследований на уникальной платформе заинтересованы не только российские учёные. Зарубежное научное сообщество стремится сохранить контакты с нашими полярниками, ведь работа по изучению изменения климата в Арктике имеет общемировое значение. Ждем, что в апреле будущего года к нашим исследованиям присоединятся зарубежные коллеги. Капитаном ЛСП назначен Сергей Нестеров, обладающий солидным опытом. Он проработал в Арктике и Антарктике 12 лет.

В заключение предлагаю вам сказать несколько слов от себя об ЛСП и предстоящей экспедиции. Спасибо за содержательную беседу.

– Предстоящая экспедиция станет ярчайшим событием в мире полярных исследований. Мы возобновим программу по изучению Арктики, которая началась ещё в 1937 году и была приостановлена в 2013 году.
Альбом "Экспедиция на Северный полюс. 1937 год". Фото М.А. Трояновского / Фото: из собрания Музея истории Института океанологии РАН им П.П. Ширшова

Для меня, как для ученого, очень важно, что платформа расширит круг задач для исследователей и выведет научную работу в Арктике на новый уровень. Благодаря прочности и техническому потенциалу ЛСП "Северный полюс" не только сделает безопасной работу учёных в Заполярье, но и откроет новую страницу в изучении изменений климата планеты.
Автор: Щеголихин Петр
Поделиться новостью


Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь

Предыдущая новость