реклама
Под парусами
Под парусами
Парусники, яхты и все, что с ними связано

Летающий корабль. Репортаж с подъёма яхты "Ника" на зимовку, итоги навигации

0 3703 7 мин
Когда море штормит, по воде плывут жёлтые листья и даже в самых тихих бухтах лодки бьются о причал, наступает ответственная пора поднимать судно на берег, закрывать навигацию и подводить итоги сезона. Это печально и волнительно – в наших широтах только полгода можно ходить в море, остальное студёное время остаётся ждать и готовиться.

Операция подъёма и дальнейшей транспортировки до места базирования всегда дело не простое, а для яхты "Ника" с её особенным способом переката, ещё и командное. Здесь просто нет новомодных тележек с дистанционным управлением – всё делается по-старинке: один крутит изо всех сил руль тележки, другой контролирует пневматический механизм тормозов, двое страхуют, по команде все вместе толкают тележку, буксируемую "конём" с коробкой передач. Такой вот тимбилдинг.
 

Подъёмная операция


Теперь можно сказать, что операция прошла успешно, а тогда, когда в самый момент "полёта" "Ники" вдруг сломалась траверса (распорка между стропами), и подъёмный механизм был проверен крепким рывком, было не до шуток.
 

Подъёмная операция


В этом сезоне лодке везло – первый раз за свою историю "Ника" выиграла все главные соревнования в Петербурге. О рекордном сезоне рассказывает капитан яхты, доцент кафедры строительной механики корабля СПбГМТУ Вадим Анатольевич Манухин.

 

Вадим Анатольевич Манухин, капитан
/ фото Алексея Игнатьева

Как вы оцениваете итоги навигации этого года?
Судя по всему, мы снова, спустя 9 лет, будем первыми в рейтинге яхт Ассоциации класса Л6 в Санкт-Петербурге. Последнее наше первенство было в 2002-04 годах. Ни одна яхта за один сезон не выигрывала такое количество главных соревнований: Историческая гонка парусных яхт "Кубок 100 миль", Чемпионат Санкт-Петербурга по парусному спорту, Большая Санкт-Петербургская парусная неделя, Гогланд-рейс. Это самые сложные и престижные гонки в Северной столице. В нашем классе большая конкуренция – в каждом старте есть около 6-8 реальных претендентов на победу. На чемпионате города в этом году было 15 яхт класса Л6 – самая многочисленная группа. А могло быть и 20, если бы все, кто был на воде, пошли в гонку.

Почему есть яхты, которые сознательно не гоняются?
Видимо им это не интересно. Чтобы участвовать в соревнованиях, нужен экипаж из 6-8 человек, а не у всех он есть. Кроме этого, нужно готовить лодку и тренироваться.

В чём ваш секрет успеха в этом сезоне?
Так звёзды сложились. Когда к чему-то стремишься, это точно рано или поздно должно случиться. В этот год у нас почти не было заграничных гонок, только в Ханко - участвовали в трёх. Заняли второе место, но очки в рейтинг не пошли, поскольку среди участников было только две яхты Л6. Большинство соревнований было в России. Здесь все очки пошли в зачёт.

Нам везло, но мы и сами старались. "Ника" выиграла четыре главных соревнования в этом юбилейном сезоне. (в этом году Национальному классу крейсерско-гоночных яхт Л6 исполняется 50 лет. – прим. ред.)

 

Экипаж 


Такие победы даются не просто – сломано ли что-то на яхте?
Сломать - не сломали, но на мель садились пару раз в районе Петровского канала, причём один раз даже не на грунт, а на железяку какую-то. Видимо трубы, которые использовались земснарядами, были затоплены на мелководье, очень близко к фарватеру, да и буи поставили по-другому.

Как вы оцениваете перспективы парусного спорта в городе?
Пессимистично. Администрации города, на мой взгляд, все, что связано с парусом, безразлично. С одной стороны говорят, что надо развивать парусный спорт, культивировать здоровый образ жизни, привлекать иностранных яхтсменов. С другой - вынуждают организации, владеющие яхтами, закрывать свои стоянки, заключая договоры с инвесторами под сомнительные проекты на приглянувшейся им территории. Кому-то нужна земля, а здесь клуб. И делается всё, чтобы он отсюда исчез. Так получилось и с нашим яхт-клубом, (имеется в виду яхт-клуб Государственного морского технического университета на о.Бычий - прим. ред.) и с яхт-клубом Государственного университета водных коммуникаций на Крестовском острове, и с клубом Ленинградской Военно-морской базы в Гавани. Сейчас то же самое происходит с "Молнией" в Приморском районе.

Фактически те стоянки и яхт-клубы, которые есть сейчас, накрываются западным скоростным диаметром. Парусные суда с высотой мачт более 15-16 метров будут вынуждены покинуть Среднюю и Большую Невку. Значит, кто-то найдёт новое место, а кто-то плюнет на это дело. Большие парусники "Седов" и "Крузенштерн" не смогут войти в Неву. Я не против скоростного диаметра, но его можно было бы спроектировать всего на несколько метров повыше с учетом интересов всех сторон. Так поступают везде, но не у нас.

А что будет с "Никой"?
Сейчас я не могу ничего сказать. Пока не знаю, где мы будем базироваться в следующем году – цены везде запредельные, а у нас экипаж в основном из вчерашних и сегодняшних студентов.
 

Выборгские шхеры. Остров Овчинный. / Фото Алексея Игнатьева


Сколько ещё лет будет жить яхта, если найдётся место для стоянки?
Деревянные яхты живут дольше людей, если за ними ухаживать - делать ежегодный навигационный ремонт, обновлять материальную часть. Есть лодки, которым по 120 лет. К примеру, "Мираме" - ей уже 110 лет. Ни одна железная яхта столько не проживёт, ни одна пластмассовая. Конструкция такого судна позволяет его фактически заново собрать на старом корпусе. Так сейчас "Палладу" (яхта Л6, - прим. ред.) ремонтируют, после чего она сможет ещё лет 50-60 ходить запросто, хотя ей уже почти 40!

Чем живёт экипаж, когда море во льдах?
Зимой навёрстываем то, что летом не успеваем — кто ремонт квартиры делает, кто деньги зарабатывает. Экипаж отпущен на вольные хлеба. В межсезонье путешествуем на машинах. В этом году уже съездили на форт "Ино", побывали в Линдуловской лиственничной, по-старому, корабельной роще. Зимой участвуем в экстремальном внедорожном рейде Памяти "Январский гром" В прошлом году осенью на остров Коневец была поездка, ходили туда и по льду. Этой зимой ребята посетили бот-шоу в Хельсинки.
В феврале традиционно собираемся, планы на будущий сезон утверждаем, подводим итоги прошедшего, отмечаем "работяг", "меценатов",
ходоков"
(на "Нике" принята система учёта работ на лодке, взносов и выходов в море соответственно – прим. ред.).
 

Как уже не раз замечал капитан, ничего бы не получилось, не будь на "Нике" такого экипажа. Кроме гоночных дел, ярким событием для всех, кто ходит на этой яхте, была высадка на остров Верперлуда в Невской губе. К тому же сбылась давняя мечта капитана и старшего матроса Александра Гана, - состоялась настоящая исследовательская экспедиция:
 

Александр Ган, старший матрос 
/ Фото Алексея Игнатьева

- Отличная штилевая погода, семейный выход, постановка на якорь, высадка на шлюпке и блуждания по кустам, сбор "трофеев"... И всё это в местах, о которых чуть ли не сложены легенды, мимо которых ходим постоянно, - вспоминает Александр.
 

Рассказали матросы и своих заветных морских мечтах:
 

- Несмотря на победы в Балтийском море, есть у меня большая морская мечта - выйти в океан. Это дело не шуточное, но абсолютно точно, - говорит старший матрос Александр Ган, - мы это сделаем.
 

Чтобы воплотить в жизнь такую мечту, конечно, нужно готовиться, а когда же это делать, как не в межсезонье?


- Планы на зиму традиционные: работать и зарабатывать капитал на ремонт и навигацию, ждать весны, когда можно будет вновь выйти на берег залива и взглянуть на волновые "барашки". Надеяться, что нас не "закроют" новым мостом, и море останется доступным, - делится Алескандр.

 

Оранж-Рейс 2013 / Фото Алексея Игнатьева


Для матроса Алины Разживиной, самым примечательным стал визит на остров Гогланд в рамках Санкт-Петербургской Парусной недели.
 

Алина Разживина, матрос 
/ Фото Алексея Игнатьева

Так как попасть туда сложно (требуется специальное разрешение), я и не чаяла, что вообще смогу это сделать. Но в этом году организаторы включили Гогланд в маршрут регаты, и моя мечта сбылась, - рассказывает Алина.

Не могут не запомниться также и успехи "Ники" в этом сезоне:

- Этот год запомнился многочисленными нашими победами, что в итоге вывело "Нику" на первое место в рейтинге среди "шестёрок" (имеется в виду класс яхт Л6 - прим. Ред.), - отмечает девушка.

Средиземноморские мечты таятся в сердце девушки, а на "Нике" Алина очень хочет дойти до Англии или Франции. Готовясь к сезону, она займётся чтением книг по яхтингу, повышением теоретических знаний для использования их уже в следующей навигации.
 

Самым дорогим для помощника капитана Павла стала победа в суровой гонке Гогланд-рейс:

- Чего стоит долгожданная первая волевая победа в “Гогланд-рейсе” 27-29 сентября, когда каждый в экипаже выложился на все 200%! Таких кренов на фордевинде под спинакером я ещё не встречал, - делится впечатлениями яхтсмен.
 

Павел Бренс, помощник капитана /  фото Алексея Игнатьева


На вопрос о морской мечте, он ответил, пожалуй, самым романтичным образом:
- "Всех нас манит туда, где мы не были прежде, где смеется волна, чистый воздух и светел и свеж…" Есть у меня мечта побывать в Атлантическом океане, пройтись по его побережью во время заката и восхода солнца со спутницей моей жизни и в конечном итоге пересечь этот океан на яхте, а потом можно уходить и в кругосветное плавание…
 

Оранж-Рейс 2013 / Фото Алексея Игнатьева


"Ника" - барышня не из простых. Она уже успела "засветиться" в сериале о знаменитом сыщике Шерлоке Холмсе (серия "Сокровища Агры"), который снимался в Ленинграде. Кроме того, член экипажа Алексей Игнатьев в 2011 году снял фильм о летних приключениях яхты на Кубке Балтийского моря, где она заняла I место. Фильм был награждён дипломом за III место в номинации "Спорт для всех" IV международного фестиваля спортивного кино и телевидения в городе Якутск.

Сейчас лодка умыта и надёжно укрыта от питерской непогоды в домике на берегу Средней Невки. Экипаж разгребает ворох земных дел, а лодка ждёт своей поры. Уже в марте в яхт-клубе пройдёт традиционный субботник. В этом событии при желании может поучаствовать каждый, кто хочет связать судьбу с парусом, морем и классической деревянной яхтой по имени "Ника". Экипаж ждёт новобранцев, море ждёт моряков.


Ирина Акимова
Благодарю за помощь в подготовке материала капитана яхты "Ника" Вадима Анатольевича Манухина




Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости
Ассоциация морских торговых портов приняла новых членов и выбрала совет директоров
20:46 , 28 Марта 2024 / события