реклама

Кто поставляет покрытия для судов высоких ледовых классов

Рост востребованности Северного морского пути мотивирует производителей оборудования и материалов для судостроения расширять линейку новыми продуктами для судов высоких ледовых классов. Мы попросили экспертов отрасли оценить ситуацию на рынке, а также рассказать о новых лакокрасочных покрытиях, пригодных для эксплуатации в арктических широтах.

– Как изменился российский рынок ЛКМ с февраля 2022 года? Когда отечественные компании смогут полностью закрыть потребности нашего судостроения? 

 

Александр Краснопёров, руководитель департамента морских покрытий ООО "АКЗ покрытия" (АКРУС®)

 

– С февраля 2022 года произошли заметные позитивные изменения на российском рынке 

Александр Краснопёров, руководитель департамента морских покрытий ООО
Александр Краснопёров, руководитель департамента морских покрытий ООО "АКЗ покрытия" (АКРУС®) / Фото: ООО "АКЗ покрытия"

ЛКМ, вселяющие уверенность, что отечественные производители лакокрасочных покрытий смогут полностью закрыть потребности российского судостроения в ближайшие годы.

 

Алла Кравченко, директор дирекции судостроения и судоремонта АО "НПХ ВМП"

 

– С февраля 2022 года с российского рынка ушли почти все иностранные компании – производители ЛКМ, ранее локализовавшие своё производство в нашей стране. Был освобождён целый ряд сегментов продаж для отечественных материалов. Но как свидетельствуют официальные пресс-релизы, ни одна из ушедших компаний не передала российским покупателям производственных площадок ни своих технологий, ни связей цепочек сырьевых поставок.

 

Да, новые владельцы получили в своё распоряжение современное оборудование, инфраструктуру производства; они стараются сохранить уже обученный персонал. Это немало. При этом такого же уровня производства уже добились многие отечественные компании и без иностранной помощи.

 

В частности, покрытия ВМП много лет успешно конкурируют с продукцией мировых производителей, вытесняя импортные материалы на многих объектах, в том числе на стратегически важных. Ряд материалов и систем покрытий ВМП успешно прошёл сертификацию для применения в судостроительной отрасли, вошёл в реестры компаний и хорошо зарекомендовал себя на практике. В дальнейшем мы будем продолжать активно развивать данное направление.

 

Юлия Дмитриева, генеральный директор ООО "ХК "Пигмент"

 

– В связи с уходом зарубежных локализованных производителей большинство крупных 

Юлия Дмитриева, генеральный директор ООО
Юлия Дмитриева, генеральный директор ООО "ХК "Пигмент" / Фото: ООО "ХК "Пигмент"

российских предприятий, выпускающих ЛКМ для судостроения и ремонта, увеличили поставки своих материалов. Не обошлось и без сложностей, таких как совместимость с материалами импортного производства. Некоторые корабли уже были полностью или частично окрашены ЛКМ ушедших из страны предприятий. Принимаемые решения по совместимости ЛКМ, несомненно, стали толчком в развитии решений в материалах для судостроения.

 

В частности с появлением новых российских игроков, которые купили активы иностранных компаний, появилась информация, что их материалы являются полными аналогами ранее производимых импортных, что у меня как специалиста вызывает вопросы. Не имея собственной, отечественной школы разработок судовых покрытий (все НТЦ ушедших иностранных компаний были и остались за рубежом) выпускать материалы с одновременным подбором сырьевых аналогов, на мой взгляд, не только сложно, но и невозможно.

 

ООО "ХК "Пигмент" сохранил Научно-исследовательский институт, основанный в 1953 году, который продолжил разработки в этой области. В результате сохранился старый и появился новый научно-технический задел для производства конкурентных, современных материалах для окраски судов. Продолжавшиеся исследования позволили не забыть накопленные знания, опыт и воспитать новых научных сотрудников, способных развивать разработки и исследования в различных областях применения ЛКМ.

 

Александр Гареев, директор бизнес-направления "ЛКМ для авиации и судостроения" АО "Русские краски"

 

– В связи с ориентацией рынка на одного импортного поставщика в начале 2022 года наблюдался временный дефицит ЛКМ на рынке морских покрытий. При этом источником

Александр Гареев, директор бизнес-направления
Александр Гареев, директор бизнес-направления "ЛКМ для авиации и судостроения" АО "Русские краски" / Фото: АО "Русские краски"

 проблемы в основном являлась необходимость внесения изменений в проектные документы и проведения новых конкурсов на поставку. Российские производители задолго до 2022 года готовы были закрыть потребности всех покупателей. При этом неоднократно предупреждали, в первую очередь представителей ВМФ РФ, о риске возникновения подобной ситуации из-за проводимой на тот момент ориентации на единственного импортного производителя.

 

В настоящее время рынок морских покрытий перенасыщен продукцией различных отечественных производителей. Мы полностью закрываем все потребности судостроительной отрасли, при этом у крупнейших производителей ЛКМ, в частности, компании "Русские краски", проведена сертификация всех материалов для окраски судов как гражданского, так и военного назначения.

 

В связи с этим наблюдается очень высокий уровень конкуренции при проведении торгов на поставку ЛКМ, что позволяет покупателям получать очень выгодные ценовые условия.

 

– Насколько российские ЛКМ отвечают современным требованиям к судовым покрытиям? Велика ли зависимость от импортных компонентов для их производства? Сколько времени потребуется для преодоления импортозависимости?

 

Александр Красноперов, АКРУС®

– Как и подобает лидеру рынка, импортные компоненты мы успешно замещаем достаточно давно, начиная с 2014 года, а в 2016 году наша компания стала первым российским производителем ЛКМ, который нацелил свой стратегический курс на освоение Арктических морей вдоль трассы Севморпуть. Ключевым вопросом было создание ледостойкого покрытия, не уступающего лучшим мировым брендам, с чем компания успешно справилась, разработав ледостойкое покрытие "АКРУС Стронг".

 

Юлия Дмитриева, "Пигмент"

– Практически все современные лакокрасочные материалы для судостроения, выпускаемые отечественными производителями, являются конкурентными импортным материалам либо превосходят их по своим свойствам. Однако для достижения суверенитета в отрасли лакокрасочных материалов необходимо продолжать заниматься разработкой материалов с принципиально новыми механизмами защиты, свойствами и т.д. Судостроительная отрасль следует в этом отношении в фарватере мировых требований. Что касается импортных сырьевых компонентов, то они, конечно, превалируют в композициях, но за 2022-2023 годы произошло смещение в сторону использования отечественного сырья. Есть официальная информация о запуске производств, например, эпоксидных смол. Нами выпускаются отвердители для эпоксидных смол.

 

Александр Гареев, "Русские краски"

– Что касается соответствия требованиям, то мы изначально при разработке материалов ставили себе задачу производить материалы, соответствующие мировым стандартам, существующим в судостроении. Материалы производства компании "Русские краски" прошли испытания в самых крупных и авторитетных институтах в России, при этом существующие требования к ЛКМ, например, для поставки ВМФ, у данных органов очень высокие, и некоторые импортные материалы до сих пор их не смогли их пройти.

 

По импортозависимости хочу напомнить: не существует стран, которые могут полностью внутри страны локализовать производство самих ЛКМ и всего сырья, да и та страна, о которой вы подумали,  тоже. Мы также используем лучшие мировые разработки и сырьё из различных стран. За последние два года мы провели колоссальную работу, чтобы не зависеть от одного поставщика, и в настоящее время можем в зависимости от ситуации выбирать наиболее удобного и выгодного производителя сырья.

Окраска ледокола
Окраска ледокола "Урал" / Фото: ООО "АКЗ покрытия"

Не понимаю, как кто-то оценивает "величину зависимости от импорта". Иногда компонент, который в рецептуре занимает 0,01%, кардинально меняет свойства материалов. На многие разработки учёные всего мира потратили десятилетия. Не вижу возможности реализации стопроцентного импортозамещения в химической промышленности.

 

При этом необходимо двигаться в направлении развития отечественных производителей, которые занимаются не переливом чужой продукции в свои вёдра, а глубокой научной и исследовательской работой. Пока даже несмотря на текущую ситуацию этого не происходит. Компания "Русские краски" и ряд других крупных производителей занимаются наукой практически только по собственной инициативе.

 

– Есть ли в номенклатуре вашего предприятия покрытия для судов высоких ледовых классов? Почему "арктические" ЛКМ обходятся покупателю примерно на треть дороже, чем аналоги для тёплых морей? Каков срок службы такого покрытия при условии, что оно было нанесено с соблюдением всех рекомендаций производителя, а судно преимущественно работает в Арктике?

 

Александр Краснопёров, АКРУС®

– Как я уже говорил, это "АКРУС Стронг", не уступающее лучшим зарубежным покрытиям и даже превосходящее их. Восьмилетний опыт эксплуатации "АКРУС Стронг" на ледоколах и судах ледового класса доказал высокое качество и эксплуатационную надёжность данного покрытия.

 

Кроме того, нами создано инновационное антиобледенительное покрытие "АКРУС Слик (про)", не имеющее мировых аналогов. Антиобледенительное покрытие создано для противодействия обрастанию льда надводных поверхностей судов (надводного борта, надстройки, палубного оборудования, мачт, аварийно-спасательного снаряжения) во время работы в незамерзающих участках северных морей (по чистой воде) в зимний период при экстремально низких температурах штормового моря (-25 ℃, -30 ℃). Улучшается остойчивость судна и его ходовые качества, безопасность мореплавания.

 

Ледостойкое покрытие обладает целым рядом преимуществ в сравнении с обычными антикоррозионными покрытиями. Прежде всего это покрытие, обладающее высокой механической прочностью и абразивостойкостью. "АКРУС Стронг" является идеально гладким покрытием, имеет очень низкий коэффициент трения, что снижает нарастание льда и снега (судно идет как по маслу). Важной особенностью покрытия "АКРУС Стронг" является возможность наносить его как на специальном оборудовании с раздельной подачей, так и с помощью традиционного метода БВР.

 

Более высокие затраты на "арктические" ЛКМ и работы по нанесению таких покрытий объясняются тем, что ледостойкое покрытие наносится методом двойной подачи с подогревом компонентов А и Б от +30 ℃ до -40 ℃. Толщина сухой плёнки – 500 мкм. Подготовка поверхности до стандарта SA 2/5. Температура нанесения +10 ℃. В случае более низких температур необходимо использовать тенты и тепловые пушки. Срок службы покрытия зависит от ледовых условий, в которых работает ледокол. Так, междоковый период, установленный "Атомфлотом", составляет 1-2 года.

 

Алла Кравченко, ВМП

– Для антикоррозионной защиты судов высокого ледового класса необходимо применять 

Алла Кравченко, директор дирекции судостроения и судоремонта АО
Алла Кравченко, директор дирекции судостроения и судоремонта АО "НПХ ВМП" / Фото: "НПХ ВМП"

особые ледостойкие ЛКМ, так как подводная часть и зона переменного смачивания кораблей постоянно подвергаются интенсивному механическому воздействию льда при низких температурах воздуха и воды. Покрытие должно выдерживать абразивные и ударные нагрузки и не утрачивать эластичность под воздействием резких перепадов температур.

 

Для таких условий эксплуатации холдинг ВМП разработал эпоксидную грунт-эмаль "ИЗОЛЭП-арктик" для антикоррозионной защиты подводной части корпусов судов ледового класса, в том числе ледоколов.

 

"ИЗОЛЭП-арктик" может использоваться в качестве самостоятельного покрытия или в системе с противообрастающей эмалью "ВИНИКОР-марин АФ", "ВИНИКОР-марин АФ-S" и другими (например, производства Jotun, International, Hempel, Wilkens) по согласованию с ВМП, с эмалью "ПОЛИТОН-УР (УФ)", а также с эпоксидными покрытиями аналогичного назначения (Jotun, International, Hempel, Wilkens) по согласованию с ВМП.

 

По поводу дороговизны. В действительности ледовое покрытие не всегда дороже стандартной системы защиты поверхности. Это зависит от ожидаемых условий эксплуатации и, как следствие, толщины покрытия, области нанесения. Одним из самых дорогих вариантов является система покрытий, предназначенная для антикоррозионной защиты судов неограниченного района плавания.

 

В ассортименте холдинга ВМП есть несколько систем покрытий, предназначенных для различных условий эксплуатации. Для защиты от коррозии судов, работающих в Арктике, компания может предложить высококачественные покрытия со сроком службы не менее пяти лет при условии, что они были нанесены с соблюдением всех рекомендаций производителя.

 

Юлия Дмитриева, "Пигмент"

– В нашей линейке имеется один продукт, ледостойкое покрытие ЭП-437. Для усовершенствования свойств и достижения современного уровня институтом разработан новый продукт, относящийся к группе 2 для судов ледового класса Arc4 и выше в 2024 году заканчиваем разработку на группу 1 класс 1 с использованием отвердителей собственного производства, в 2024 году заканчиваем разработку на группу 1 класс 1 с использованием отвердителей собственного производства.

 

Острый дефицит ЛКМ со специальными свойствами испытывают арктические проекты типа развёртывания нефтедобычи на шельфе или строительства заводов СПГ, окраски причальных конструкций, бетонных конструкций и т.д. Поэтому исследования ведутся постоянно, в том числе с проектными и конструкторскими бюро, непосредственно с заказчиками для объектов, на которых происходит эксплуатация покрытий. На данный момент как раз ведём переговоры об экспериментальном окрашивании судна, которое работает в Арктике. С учётом длительности и сложности испытаний, материал выйдет на рынок не ранее 2025 года.

 

Что касается дороговизны, то "арктические" ЛКМ эксплуатируются в предельно жёстких условиях, поэтому в покрытия заложен максимум запаса по свойствам. Соответственно, чем более высокого качества материал, тем он более дорогой.

 

Александр Гареев, "Русские краски"

– В нашем ассортименте есть ледовые покрытия для судостроения и судоремонта. Сейчас проходит сертификацию новое ледовое покрытие, которое мы пустим в продажу в 2024 году. Кроме того, разрабатываем материалы для использования в ледовых условиях для надводных частей корпуса. При этом продолжаем разрабатывать новые материалы, позволяющие снижать сцепление между окрашенными частями корпуса и образующейся во время рейда наледью.

 

По поводу срока эксплуатации и цены вопроса. Для разных поверхностей корпуса судна сроки различны, причем разница очень большая, от 5 до 20 лет. К истираемости и адгезии ледовых покрытий предъявляются очень высокие требования, а повышение данных показателей требует использования высокотехнологичного и дорогостоящего сырья.

 

Продолжая тему:

"В России достаточно мощностей для удовлетворения спроса на ЛКМ"

Как сэкономить миллионы за счет ЛКМ?

Суда мороза не боятся!

 

"НПХ ВМП", АО
Екатеринбург
+7(800)500-54-00, +7(343)357-30-97
"Атомфлот", ФГУП
Мурманск
+7 (8152) 553-355
"Русские Краски", АО
Ярославль
+7(4852)49-27-08
"АКЗ покрытия", ООО
Москва
+7 (495) 363-56-69
"Холдинговая компания Пигмент", ООО Санкт-Петербург
+7 (812) 588-33-32



Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости