- A + Автор: Юлия Хазиева КомментарииПрочитано 1279 раз   |
О том, каким сложным был 2020-й, мы слышали уже тысячу раз и, наверное, столько же еще услышим. И все же год выдался действительно непростым. С другой стороны, нам удалось застать уникальный период, ставший испытанием, но не прошедший даром. Мы смогли увидеть слабые и сильные стороны привычных систем, внедрить множество новых инструментов, освоить современные технологии, которые ранее обходили стороной. И все же, несмотря на обстоятельства, год выдался богатым на события.

Так что перейдем к традиционной подборке событий, которыми запомнится нам этот год. Традиционно представляем топ-12 событий судостроительной отрасли за 2020 год по версии "Корабел.ру". 
Напомним, первый в новом году обзор мы формируем по принципу "один месяц - одно событие / направление". В каждом месяце мы постарались выделить одну-единственную веху, которая нас зацепила.

Этот год нам запомнится не только вынужденными простоями и стремлением "догнать" графики, но и настоящим "бумом" в сфере строительства краболовов, активным возрождением астраханского судостроения, созданием судов на альтернативных источниках энергии, и, конечно, новыми ледоколами. Итак, топ-12 событий судостроительной отрасли за 2020 год по версии "Корабел.ру".

ЯНВАРЬ 

Январь стартовал довольно лихо. Одним из самых примечательных событий месяца, которое мы отметим, стал спуск на воду корабля противоминной обороны "Якова Баляева". Новый тральщик относится к проекту "Александрит", отличительная черта которого в том, что суда серии имеют самый большой в мире корпус из монолитного стеклопластика. 

С точки зрения функциональности преимущество судна в том, что оно способно не только обнаруживать, но и уничтожать минные объекты. Сегодня мина кроме того, что сама по себе является взрывчаткой, способна самостоятельно определять момент для произведения взрыва как раз в то время, когда корабль подходит к месту наибольшего поражения. Современные мины оснащают "интеллектом", они способны самотранспортироваться, находить нужные точки, зарываться в грунт. И "Яков Баляев" построен для того, чтобы нести на себе любые силы и средства для поиска и обезвреживания мин нового типа. 

На церемонии спуска также стало известно, что ЦМКБ "Алмаз" разрабатывает моденизированную версию проекта 12700. Все подробности мы изложили в репортаже со "Средне-Невского судостроительного завода". 
 
Церемония спуска на воду судна "Яков Баляев". / Корабел.ру

ФЕВРАЛЬ 

В феврале поступили хорошие новости с Астрахани. Там после долгого простоя возобновил свою работу завод "Красные баррикады". Верфь получила первый заказ, когда были подписаны контракты на изготовление модулей ледостойкой стационарной платформы ЛСП "А" инвестиционного проекта ПАО "Газпром" для обустройства газового месторождения "Каменномысское-море". К этому времени удалось восстановить все необходимые производственные процессы. Так завод вернулся к своей традиционной специализации. 

Также за год на заводе успели построить и сдать два грузовых несамоходных понтонов ГРПН по заказу "МАШПРОМЛИЗИНГ" для компании "Белуга Проджектс Лоджистик". 
 
Грузовой понтон проекта ГРПН "Белуга-2" / "Южный центр судостроения и судоремонта", АО

МАРТ 

В этом месяце перенесемся в серый весенний Петербург, а точнее к траулерам, что здесь строятся. 27 марта было отмечено два важных события. "Адмиралтейские верфи" спустили на воду головной 108-метровый большой морозильный рыболовный траулер проекта СТ-192 "Капитан Вдовиченко". Корпус у нового МРТ усилен до требований финско-шведского ледового класса IA Super. 

Траулеры проекта СТ-192 предназначены для промысла минтая и сельди с глубокой и безотходной переработкой вылова на борту. А мощности рыбоперерабатывающей и мукомольной фабрик позволяют ежесуточно производить 60-80 тонн рыбного филе, 80 тонн фарша сурими и 250 тонн рыбной кормовой муки.
 
"Адмиралтейские верфи" спустили на воду большой морозильный рыболовный траулер проекта СТ-192 "Капитан Вдовиченко" / "Адмиралтейские верфи", ОАО

В этот же день на "Северной верфи" заложили новейший траулер-процессор. "Капитан Тузов" стал пятым в серии судов проекта 170701. Заказчиком судна стала компания "Альтернатива" из ГК "НОРЕБО".

Эти рыбопромысловые траулеры-процессоры неограниченного морского плавания предназначены для лова рыбы донными и пелагическими тралами. На борту будет работать многофункциональная современная рыбоперерабатывающая фабрика.

АПРЕЛЬ 

Краболовы стали одной из главных тем в этом году, и практически каждый месяц можно было наблюдать за началом нового этапа строительства в разных регионах страны. 

В апреле на Находкинском СРЗ с началом резки металла для первого корпуса стартовало строительство серии краболовов. Шесть из них сейчас строятся для группы компаний "Антей" и два для "Тихоокеанской рыбопромышленной компании". Представитель президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев отметил, что событие можно считать историческим не только для Дальнего Востока, но и всей страны: в новейшей истории России еще не было прецедентов по воздвижению такой большой серии судов, предназначенных для работы не только в Дальневосточном бассейне, но и в Северном бассейне. 

21 апреля на Хабаровском судостроительном заводе заложили два краболова для компании "Маг-Си Интернешнл". Назначение строящихся краболовных судов проекта 03141, разработанного российскими инженерами по образцу японского краболова, – промысел краба и креветки ловушками и хранение улова в охлажденной морской воде, с последующей транспортировкой свежего продукта в порт. 

В том же месяце приступили к резке металла и начали узловую сборку деталей первого судна-краболова онежские корабелы. Семь живовозов для компании "Русский краб" строятся по проекту 5712LS, разработанному компанией "Дамен Инжиниринг". Подробное интервью в стереорежиме с руководством компании-заказчика, а также с руководителем Онежского ССЗ Владимиром Майзусом о том, какими будут новые краболовы можно почитать здесь

Забегая немного вперед, но оставаясь в рамках темы, стоит упомянуть, что в мае ЛСЗ "Пелла" передал заказчику первый построенный в РФ краболов. Сдав судно "Русь", построенное по госпрограмме инвестиционных квот на добычу краба, предприятие продолжило строительство двух судов-краболовов проекта 03070 по заказу компании "Островной-Краб" также по программе инвестквот. Подробности о "пелловских" краболовах можно узнать в этом интервью.

А на "Красном Сормове" прошла церемония закладки пяти краболовов проекта КСП01 для "СЗРК". Это первый опыт работы с подобными судами для предприятия.
 
Первое краболовное судно "Охотск" спустили на воду в декабре / "Восточная верфь", АО

МАЙ

На Балтийском заводе заложили новый ледокол проекта 22220 "Якутия". Торжественная закладка третьего серийного атомного ледокола прошла в день рождения завода. 

Таким образом, на конец 2020-го на Балтзаводе заложено два новых ледокола проекта 22220, и еще два находятся на этапе достройки. После завершения строительства серии Россия будет обладать крупнейшей в мире группировкой серийных атомных ледоколов.

Чтобы узнать все о новых ледоколах, прочитайте обзор наших журналистов
 
Постройка ледокола Якутия / Балтийский завод

ИЮНЬ 

Первое в России серийное электрическое судно было спущено на воду в Санкт-Петербурге 27 июня. Двухпалубный катамаран "Эковольт", разработанный и построенный НПК "Морсвязьавтоматика", способен развивать скорость до 7 узлов, брать на борт 60 человек и преодолевать расстояние в 140 км. Три четверти оборудования судна, включая всю систему электроснабжения и энергораспределения, а также зарядные станции высокой мощности, были изготовлены самой компанией. 
 
"Эковольт" / Изображение: ООО "НПК Морсвязьавтоматика"

Салон-трансформер позволит судовладельцам легко выбрать подходящий вариант функционального наполнения – от ресторанного до пассажирско-туристического. В компании подчеркивают, что электрические суда не нужно заправлять дизтопливом, их ответственные узлы не требуют смазки и обслуживания – это существенно снизит стоимость эксплуатации. 

Как стало известно, "Эковольт" стало головным судном для серии из пяти единиц, которые заказала комания "Водоходъ". Под их строительство была учреждена верфь "Эмпериум". 

ИЮЛЬ

Еще одной инновацией года стал проект ST23WIM-H. Речь идет о двух гибридных рабочих катерах, которые строил "Онежский ССЗ" по проекту "Морской Техники". Особенность этих судов в том, что они оснащены системой электродвижения, и в режиме малого хода в пять-шесть узлов катера смогут эксплуатироваться от заряженных аккумуляторов, без включенных двигателей и без траты топлива.

Оба судна могут эксплуатироваться круглогодично в незамерзающих морях и в летний период в замерзающих морях в умеренном морском климате при температурах воздуха от -20 °С до +35 °С, забортной воды от -2 ° С до +15 °С.

"Анатолий Климов" и "Виктор Воротыло" предназначены для работы в морских портах Ванино и Советская Гавань. В июле Онежский завод передал их Росморпорту. 
 
Катер "Виктор Воротыло" проекта ST23WIM-H на спуске / Корабел.ру

АВГУСТ 

В этом году на заводе "Красное Сормово" завершилось строительство круизного лайнера проекта PV300. В конце августа теплоход "Мустай Карим" отправился в свой первый рейс. Новейшее судно будет перевозить пассажиров на дальних круизных линиях Москва – Астрахань, Москва – Санкт-Петербург с переходами по Ладожскому и Онежскому озерам и Москва–Ростов-на-Дону с проходом по Волго–Донскому судоходному каналу.

Лайнер представлен в виде плавучей пятизвездочной гостиницы, где могут размещаться до 329 гостей (161 каюта). Высокотехнологичное оборудование позволяет лайнеру развивать скорость до 22,5 км/ч.
 
Морские круизы / Корабел.ру

Мы также продолжаем следить за строительством круизного лайнера PV300VD "Петр Великий" на СЗ "Лотос". На данный момент планируется, что теплоход выйдет на ходовые испытания в марте 2021 года.

СЕНТЯБРЬ
 
В продолжение темы астраханского судостроения. На заводе "Лотос" в этом году было запущено строительство четырех земснарядов. Технический проект предоставлен компаний Royal IHC (Нидерланды). Рабочая конструкторская документация разрабатывается ООО "ГЦКБ "Речфлот".

Контракт на строительство четырех самоходных роторно-ковшевых земснарядов с роторным и фрезерным рыхлителями был подписан с ПАО "ГТЛК". Их эксплуатация возможна при температуре от -10ºС (без льда на воде) до 35 градусов тепла. Основные назначения земснаряда: дноуглубление на различных объектах, чистка русла рек и каналов от наносов, прокладка каналов. Работать дноуглубительные суда будут для администраций Обь-Иртышского и Северо-Двинского бассейнов внутренних водных путей.

Событие действительно важное не только с точки зрения развития предприятия и региональной промышленности. Но и по той причине, что вопрос дноуглубления в России сегодня стоит достаточно остро. В насущных вопросах разбирался наш корреспондент. 
 
Постройка земснарядов Астраханской верфью / "Лотос", СЗ ОАО

ОКТЯБРЬ

Долгожданное событие произошло в октябре - головное судно проекта 22220 передали Атомфлоту. Универсальный ледокол "Арктика" официально вошел в состав российского атомного флота. 

Несмотря на поломку одного из электродвигателей, атомоход сумел с успехом пройти ледовые испытания, достигнув Северного полюса. Неисправность, по словам специалистов, снизила суммарную мощность судна, однако, отклонения от заявленных параметров незначительные. На данный момент есть информация, что в 2021-м году ледокол отправится на ремонт по замене двигателя на Кронштадтский морзавод. 
 
 

В 2021-м году ожидается передача первого серийного атомного ледокола "Сибирь". А о том, как строилось головное судно можно прочитать в этом материале

НОЯБРЬ 

Продолжая тему ледоколов не можем не упомянуть еще одно долгожданное мероприятие. В Санкт-Петербурге в присутствии Владимира Путина прошла торжественная церемония поднятия государственного флага РФ на новом ледоколе "Виктор Черномырдин". 

Самый большой и мощный в мире неатомный ледокол, наконец, был передан Росморпорту. Теперь он готов обеспечивать бесперебойную проводку судов в Финском заливе и при необходимости на территории Арктики и Антарктики.
 
Ледокол "Виктор Черномырдин" / "Адмиралтейские верфи", АО

Напомним, что срок сдачи ледокола несколько раз переносили. Изначально сдача судна была запланирована на конец декабря 2019 года. В ноябре 2018 года на судне, которое тогда строили, произошел пожар, в результате чего была повреждена часть оборудования. 

ДЕКАБРЬ

Завершаем год актуальной повесткой по состоянию дел на ССК "Звезда". В 2020-м верфь была особо активной, год выдался насыщенным. Так в декабре новая судоверфь передала первый российский нефтеналивной танкер типа "Афрамакс" "Роснефтефлоту". "Владимир Мономах" - головное судно этой серии. Танкеры предназначены для перевозки сырой нефти и нефтепродуктов в неограниченном районе плавания, при этом суда отличаются экологичностью.  

Кроме того, в декабре здесь заложили первый танкер-челнок усиленного ледового класса "Валентин Пикуль". Суда проекта предназначены для перевозок нефти, при этом они способны самостоятельно осуществлять навигацию без ледокольного сопровождения в акваториях северных морей. 

А в середине месяца на ССК "Звезда" спустили на воду первое многофункциональное судно снабжения "Катерина Великая". Это головное судно в серии из четырех судов для НК "Роснефть". Параллельно на верфи продолжаются работы еще на трех других судах серии. Проект также отличается повышенным ледовым классом. 
 
Обзор новостей / ССК "Звезда"

Итак, мы вспомнили важнейшие события ушедшего года. Несмотря на перерывы в производстве, с которыми пришлось столкнуться большинству предприятий отрасли, нам все же есть за что поднять бокал, провожая 2020-й. Множество событий мы ждали годами: передача ледоколов, возрождение "Красных баррикад", первый рейс "Мустая Карима" и не только. Надеемся, что 2021-й год станет не менее насыщенным на такие приятные и долгожданные события! 

Материалы по теме:
"Корабельный" календарь - 2019. Обзор минувшего года
"Корабельный" календарь - 2018. Обзор минувшего года
"Корабельный" календарь - 2017. Обзор минувшего года
"Корабельный" календарь - 2016. Обзор минувшего года

Наши новости в Telegram

Автор: Юлия Хазиева
Поделиться новостью
"Кронштадтский морской завод", АО
Россия, Кронштадт+7 (812) 435-21-01
"Красное Сормово", ПАО
Россия, Нижний Новгород+7 (831) 229-61-27, +7 (831) 229-61-05
"Средне-Невский судостроительный завод", АО
Россия, Санкт-Петербург+7 (812) 648-30-50, +7 (812) 648-30-51
"Находкинский судоремонтный завод", АО
Россия, Находка+7(4236)62-20-00
"Морская Техника", Группа компаний
Россия, Санкт-Петербург+7 (812) 309-46-46
"Онежский судостроительно-судоремонтный завод", АО
Россия, Петрозаводск+7 (921) 010-54-41, +7 (814) 2330-321
"НПК Морсвязьавтоматика", ООО
Россия, Санкт-Петербург+7 (812) 622-23-10
"Южный центр судостроения и судоремонта", АО
Россия, Нариманов+7(851)222-00-10


Комментарии   1.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь или
-0+
#Железович Аглан, 01.01.2021, 22:34под ёлочку аж два корвета приняли, россыпь катеров для ВМФ, а тут о них — ни слова...

Предыдущая новость