реклама
Сварочные технологии
Сварочные технологии
Осветим проблемы важнейшего производственного процесса - сварки

Каким сварочным оборудованием пользуются отечественные судостроительные и судоремонтные верфи

Не так давно портал "Korabel.ru" опубликовал серию статей о производителях сварочного оборудования, где поставщики подробно рассказали о предлагаемом спектре  сварочных аппаратов, материалов и т.д. Сегодня же мы поинтересовались непосредственно у специалистов судостроительных, судоремонтных и машиностроительных предприятий каким сварочным оборудованием и материалами в своей работе пользуются они.
ЗАО “Канонерский судоремонтный завод” -
Главный сварщик - Насонов Дмитрий Иванович

В сварке, еще с советских времен, сложилась своя школа Канонерского завода –”ремонтная”, которая стала классикой . Сейчас ничего не меняется. Поэтому рабочие на доках предпочитают, в основном, ручную дуговую сварку. Подрядчики же напротив, работают на полуавтоматах, по большей части на оборудовании “KEMPPI” и “ESAB”, аппараты качественные и надежные, но на мой взгляд - их стоимость явно завышена, идет переплата за бренд. Аналогично, и со всем остальным оборудованием крупных известных фирм производителей. Обслуживание этих аппаратов дорогое, к тому же специалистов по ремонту очень мало. Отдаешь аппарат в ремонт и получаешь его обратно через 3-4 месяца. Поэтому завод перешел на отечественные аппараты Нижегородской фирмы “Эллой”. Оборудование приспособлено для работы в наших, российских условиях производства. В Санкт-Петербурге у этой компании есть официальный дилер, который имеет свою ремонтную базу. На время ремонта аппарата (если возникает проблема) привозится аналогичное подменное оборудование, будь то полуавтомат или “ручник”, чтобы производственный процесс не стоял.

За время работы, а это уже порядка 6-ти лет, возникли проблемы только на одном аппарате с подающим устройством. Но это был заводской брак, который быстро устранили. Сварочное оборудование у нас используется по 10-12 часов. А в корпусном цехе, например, условия такие же, как на улице: только нет атмосферных осадков.

К тому же у нас в активе есть несколько старых аппаратов “ESAB” и “KEMPPI”. Первым порядка 18 лет, вторым уже за 20. Все уже прошли ремонт с заменой блоков управления, но работают также надежно.

Есть еще несколько итальянских универсальных аппаратов (мультисистем) фирмы “Esseti”. Системы неплохие, но достаточно капризные. Для условий работы в теплом ремонтном цехе мультисистемы подходят, а вот для производства работ на корпусе - это полная ерунда. Там надо покупать или полуавтомат, или аргонодуговой аппарат, так будет дешевле. Универсалы хороши, когда нужна быстрая перенастройка (аргон/полуавтомат). С одной стороны - это очень удобно, но чтобы разобраться со всеми функциями, нужно минимум среднее специальное образование. К сожалению, уровень квалификации наших рабочих в среднем оставляет желать лучшего, поэтому в цехах просят покупать самые простые аппараты - без затей.

Вопрос сварочных материалов очень тонкий. На сегодняшний день рынок сварочных материалов насыщен настолько, что выбор производится в основном по предпочтению потребителя к конкретному производителю и ценовой политике. 70% рынка - это материалы китайских производителей сварочных материалов, и не скажу, что плохого  качества.

Все применяемые сварочные материалы должны быть классифицированы теми классификационными обществами, под надзором которых выполняются работы. Причем, даже если импортные материалы идут с признаниями классификационных обществ: DNV, Lloyd Register и т.д., но нет признания нашего РС, РРР то такие материалы в работу не допускаются на заказах поднадзорных данным Регистрам

Что касается рынка специальных электродов, то по электродам для ремонтных работ, наши российские производители, к глубокому сожалению уступают во многом импортным, как в качестве, так и в многообразии спектра возможности их применения.

У нас стоит старая машина плазменной резки, которая была уже модернизирована в конце 90-х годов. Это все происходило еще до моего прихода на завод, лет 15 назад. Режем мы в основном толщины не более 40 мм. Чистота реза, конечно, не очень хорошая, но новое оборудование руководство покупать пока не считает целесообразным, нет большого объема работ да и обслуживать некому.

Титан мы варим ПРСами (пост ручной сварки) производства завода “СЭЛМА” (Украина). Под эти аппараты в свое время были спроектированы специальные горелки для сварки больших толщин, которые обеспечивают нужную защиту при сварке. Мы пробовали производить сварку на другом оборудовании, но на толстолистовом металле требуемую защиту получить не удалось, поэтому приобрели горелки “украинские” ГСН-1 и ГСН-2 производства г. Николаев. Но данное оборудование не очень высокого качества, горелки хватает на 1-1,5 месяца работы. После этого она начинает течь и ремонту не подлежит.

Во взаимоотношениях с поставщиками оборудования важны вопросы не только цены/качества, гарантийного и посгарантийного обслуживания. сертификации и т. д, но и доверительные отношения. С дилером “Эллой” мы работаем вплоть до того, что нам без предварительной оплаты предоставляют комплектующие и расходные материалы, веря на слово. Скажем, нужны мне спирали для полуавтоматов, я делаю заявку и через 2 дня они у меня уже здесь, хотя денег еще нет. В общем их оборудование завод полностью устраивает.
 
 
Канонерский судоремонтный завод. Сварочное оборудование 
/ www.korabel.ru
Канонерский судоремонтный завод. Сварочное оборудование 
/ www.korabel.ru

ООО “Винета” -
Ведущий технолог (исп. об. гл. сварщика) – Канарейкин Евгений Анатольевич

 
Канарейкин Евгений Анатольевич 
/ www.korabel.ru
Машиностроительная площадка ООО “Винета" ориентирована в основном на полуавтоматическую сварку легированной жаропрочной (жаростойкой) стали марки 08(12)Х18Н10Т. Много меньше варится цветных сплавов: МНЖ, БрАЖНМц, БрАМц, Л63, Л90 и т.д. Также на предприятии изготавливаются ответственные изделия из титанового сплава ПТ-3В и 3М, работающие в системах высокого давления (более 300 кгс/см2).

Основу сварочных полуавтоматов составляют машины фирмы “ESAB”, модели “Tig 4300i AC/DC Origo”.

Сварочные материалы используются той же фирмы, так как удовлетворяют требованиям по качеству и надежности сварных швов для большинства изделий общей номенклатуры. Автоматы закупались по мере расширения производства. Самым первым машинам около 8-10 лет. Более новым 1-3 года.

По надежности автоматы справляются на 110%, ремонтировались всего 2 раза. Даже в условиях загрузки машин в 2 смены. Для опытного сварщика (на предприятии все сварщики имеют 4-5 категорию, а молодые периодически проходят обучение-стажировку) работа на этих машинах не создает проблем и неудобств.

Конечно вопрос взаимозаменяемости комплектующих имеет место быть. Например, горелки от отечественных полуавтоматов к “ESAB’ам” не подходят.

Также в наличии аппараты электромашиностроительного завода “Фирма ”СЭЛМА””. Основным плюсом данных машин является минимум электроники, следовательно они надежны и неприхотливы в использовании. Аппаратам более 8 лет, претензий к ним нет.

Ручная дуговая сварка штучными электродами используется крайне редко. Работаем в основном электродами “Череповецкого завода” марки УОНИИ 13/45.

Недавно была приобретена установка лазерной сварки “ALFA-300A” под сварку новой модели теплообменников. В данный момент персонал проходит обучение и получает сертификаты. Визуально на пробных образцах швы получаются аккуратные. Качество отрабатывается настройками и режимами, так как материалы трудносвариваемые.

Предприятие также имеет машину плазменной резки  “MultiCam 3000”, и гидроабразивной резки той же фирмы, им около 2-х лет. Качество реза удовлетворительное. Используются они в основным для заготовительных операций, но при помощи соответствующей оснастки на них велись специальные операции. Например, резка окна 8-8 квадратного сечения в трубе под стопорную чеку.
Винета. Сварочное оборудование. 
/ www.korabel.ru
Винета. Сварочное оборудование 
/ www.korabel.ru
Винета. Машина плазменной резки
/ www.korabel.ru
 
Шкодинский Сергей Александрович 
/ Выборгский судостроительный завод
ОАО “Выборгский судостроительный завод” -
Начальник отдела наладки сварочного оборудования - Шкодинский Сергей Александрович


В настоящее время на нашем предприятии используется сварочное оборудование в основном финского и шведского производства. Это оборудование отличается высокой надежностью и удобством работы. Как показатель: источники сварочного тока финского производителя, приобретенные в 2007 году в рамках обновления заводского оборудования, не выходили из строя ни разу.

Расходные и запасные части к данному оборудованию, конечно, не дешевы, но при надлежащем уходе, квалифицированном и своевременном обслуживании безотказно работают довольно продолжительное время.

С ремонтом оборудования, при наличии запчастей, трудностей не возникает, да и сервисный центр в Выборге не отказывает в помощи. Если возникают затруднения и вопросы, мы консультируемся со специалистами центра, хотя это случается не часто. У нас есть все схемы, технические описания на сварочное оборудование. В отделе наладки и ремонта сварочного оборудования нашего завода работают высококвалифицированные специалисты, поэтому текущий ремонт, в том числе сложный ремонт электронных узлов и блоков, плат управления, мы проводим своими силами.

Что касается сварочных горелок для полуавтоматов, то шведский производитель в этом плане отличается удобством и надежностью, но из-за высокой цены мы приобретаем их оборудование не часто. На сегодняшний день при выборе поставщиков определяющим является вопрос экономии средств, поэтому в последнее время нами покупаются и используются сварочные горелки азиатских производителей. Их стоимость почти в три раза ниже, чем горелок европейских производителей. Такая же картина с ценами на расходные и запасные части для них.

Также для выполнения сварочных работ на предприятии применяются сварочные автоматы шведского производителя. Стоимость некоторых узлов и блоков этого оборудования достаточно высока, но надежность и простота в обслуживании делают его привлекательным. Хотелось бы, чтобы и отечественные производители предлагали сварочную технику такого же уровня, но по приемлемой цене.

Для ручной сварки мы пока используем балластные реостаты. В дальнейшем возможен переход на конверторы либо на инверторные аппараты. Это позволит значительно повысить энергоэффективность производства.

Для резки металла мы используем машины термической и кислородной резки “Кристалл”. Это одни из первых машин в бывшем СССР. В настоящее время у нас пять аппаратов данного типа. За всю их долгую “жизнь”, они проходили уже несколько модернизаций. Последнее обновление одной из машин было проведено в феврале 2013 года.

Наше предприятие заинтересовано в том, чтобы заказы выполнялись с помощью надежного, неприхотливого в работе оборудования. С этой целью наши специалисты посещают специализированные выставки, приглашают для переговоров представителей фирм - производителей, организуют презентации и демонстрацию оборудования на предприятии, проводят производственные испытания.

Сварочные материалы мы подбираем в зависимости от характеристик того или иного металла и естественно, исходим из цены.

Проволоку в основном закупаем в Китае, Корее и России. К тому же, у ОСК свои требования к используемым материалам. Поэтому, например, флюс мы используем только отечественный, в основном двух марок: “СВЭЛовский” “OK Flux 10.71” и ”АН47” - одного из российских заводов. К  последнему много нареканий. Поступает он к нам в холщовых мешках; возможно, при транспортировке портится, насыщается кислородом, поэтому требует дополнительной прокалки – что ведет к затратам времени и электроэнергии.

Что касается штучных электродов, мы используем преимущественно марку УОНИ 13/55. Самый лучший поставщик - это наш электродный завод. Качество сварочных материалов, конечно, лучше у европейских производителей. Скажем, мы получили проволоку от одного из китайских поставщиков, проверили ее - соответствует требованиям. А потом при работе стали получать нарекания от сварщиков. Стали заново проверять – и оказалось, что в партии попалось некоторое количество неоткалиброванной по диаметру проволоки. У “Европы” же качество всегда на уровне.
Выборгский судостроительный завод. Сварочное оборудование 
/ www.korabel.ru
Выборгский судостроительный завод. Сварочное оборудование 
/ www.korabel.ru

ОАО “Пелла” -
Главный сварщик - Палагнюк Виталий Максимович
 
Палагнюк Виталий Максимович 
/ Пелла
В настоящее время на заводе используется широкая гамма сварочного оборудования, как отечественного производства, так и импортного.

Для ручной дуговой сварки применяются многопостовые выпрямители ВДМ-1202С и ВДМ-6303С с балластными реостатами РБ-302 производства Симферопольской фирмы “СЭЛМА”.

Из оборудования для полуавтоматической сварки в защитных газах отечественного производства ещё работают несколько полуавтоматов “Гранит-3У3” с выпрямителями ВДУ-506 производства Николаевского завода “Кристалл”. Когда-то это были наиболее удобные для судостроителей полуавтоматы с легкими подающими механизмами, но, к сожалению, сейчас они не выпускаются. В основном сейчас применяем полуавтоматы ПДГ-421 с выпрямителями ВДУ-506. Год назад приобрели полуавтомат ПДГ-421 с выпрямителем “ПИОНЕР 5000”, сварщики оценили аппарат положительно, хотя были небольшие недоработки, которые НПФ “ИТС” уже устранила.

Импортное оборудование закупаем у достаточно известных фирм, таких как “KEMPPI” (Финляндия), “LINCOLN ELECTRIC” (США) и “EWM” (Германия). Нужно заметить, что на импортном оборудовании мы работаем с 1984 года, когда получили через Министерство судостроительной промышленности несколько установок “MARС-500HF” фирмы “KEMPPI”. Сегодня у нас их осталось только 3 единицы, но они все ещё надежно работают, хотя запасные части к ним давно не выпускаются.

В начале 2000-х годов мы стали активно приобретать импортные полуавтоматы. Так, в 2003 году мы закупили несколько полуавтоматов марки “Kempoweld 4200” с подающими механизмами “Wire 400” фирмы “KEMPPI”, в 2010 году приобрели полуавтоматы “Powertec 420C” c “LF-24 PRO” фирмы “LINCOLN ELECTRIC”, в 2011 году закупили несколько полуавтоматов “Fast Mig KM300” c “MF-29” фирмы “KEMPPI”. Не прогадали, очень хорошее оборудование. Никаких нареканий по надежности за все время работы оно не вызывало, меняем только горелки и расходные детали к ним.

Когда дочернее предприятие завода - ОАО “Пелла-Маш” начало заниматься тематикой постройки скоростных судов с корпусами из алюминиево-магниевых сплавов, встал вопрос: какое закупать оборудование под данные задачи, либо “наше” отечественное, либо импортное? Остановились на фирме “EWM” и приобрели у них в 2010 году сварочные установки марки “Phoenix 351”, а затем установки “Tetrix 300A” и полуавтоматы “Taurus 351”.

Кроме того в службе главного механика ЗАО “Интро-Пелла” используется для ручной дуговой сварки инверторный сварочный аппарат марки “Arc 205Case” китайского производства, а на достройке судов на плаву применяется установка ручной аргоно-дуговой сварки “Tig 250 AS/DS” также китайского производства. Но как можно было предположить - качество китайского оборудования, мягко говоря неважное, аппараты постоянно выходят из строя. Мы уже неоднократно занимались их ремонтом, в период гарантийного срока вызывали специалистов из сервисной службы фирмы-поставщика оборудования. В дальнейшем оборудование Китая приобретать не планируем.

Как известно, в настоящее время ОАО “Ленинградский судостроительный завод «Пелла” ведет строительство нового судостроительного комплекса и к 2015-му году мы планируем вывести его на проектную мощность. Исходя из плана строительства судов на новом комплексе был произведен расчёт потребного количества сварочного и газорезательного оборудования, был проведен ряд переговоров с предполагаемыми фирмами - поставщиками, определены места монтажа и установки оборудования. На новом комплексе мы планируем использовать наиболее прогрессивное сварочное оборудование ведущих мировых фирм и машины плазменной резки производства ОАО “Пелла-Маш”.

Что касается применения сварочных материалов, то при их выборе мы останавливаемся на проверенных временем поставщиках и исходим из трёх основных факторов: надежности поставок, качества материала и цены. Так, из той массы порошковых сварочных проволок, которые мы опробовали в производстве, в итоге мы остановились только на 3-4 марках. Мы начали с применения проволоки марки “Filarc PZ6113” фирмы “ESAB”, в настоящее время широко используем проволоки марок “Primacore LW-71” и “Outershield 71MH” фирмы “LINCOLN ELECTRIC”. Из гаммы выпускаемых сплошных сварочных проволок мы предпочли проволоку марки “OK AristoRod 12.50” фирмы “ESAB”. Испытывая сварочно-технологические свойства материалов мы учитываем мнения сварщиков.

Если отзывы хорошие, то покупаем пробную партию, работаем на ней и в случае отсутствия претензий, отдел снабжения уже выстраивает с компанией-поставщиком долгосрочные отношения. Как только начинаются сбои либо по срокам, либо по качеству материала, то поставщик сразу же меняется. Рынок сварочных материалов сейчас можно сказать насыщен и предложений по проволокам достаточно много.

Для ручной дуговой сварки штучными электродами мы используем продукцию Сычевского электродного завода. Я считаю, что продукция этого завода является сегодня лучшей и мы сотрудничаем с этим заводом на протяжении более 15-ти лет.

Газорезательные машины мы выпускаем сами, на ОАО “Пелла-Маш”. Это предприятие выпускает машины, как плазменной резки, так и кислородной резки. Сейчас на заводе работают 4 машины плазменной резки: три машины “Пелла ППлЦ-2,5” в ЗАО “Интро-Пелла” и одна - в ОАО “Пелла-Маш”. На новом судостроительном комплексе, как я уже отмечал, будут работать машины также производства ОАО “Пелла-Маш”.

Смирнов Юрий Иванович -
наладчик сварочного оборудования 6-го разряда ЗАО “Интро-Пелла”:


“К примеру, полуавтомат фирмы “LINCOLN ELECTRIC” стоит около 180 тыс. рублей, а ПДГ-421 с ВДУ-506 отечественного производства – около 140 тыс. рублей. Разница всего в 40 тысяч, но преимущество импортного аппарата заметно даже по габаритам источника питания и по потребляемой мощности. Единственный плюс отечественного оборудования для нас - ремонтников - это то, что отечественное оборудование всё примерно одинаковое, работает по одной схеме. Если к аппаратам фирмы “KEMPPI” я практически не подхожу, даже характерных неисправностей назвать не могу, то, например, с подающими механизмами ПДГ-421 производства “СЭЛМА” в последнее время стали возникать неприятности. После обновления платы управления в механизме подачи проволоки полтора года назад, в этом узле участились неисправности. Точную причину выхода из строя мы пока определить не можем, так как электросхему новой платы компания-поставщик не предоставляет, приходится работать вслепую, есть только предположения возможных причин выхода платы из строя. Сейчас работаем со специалистами НПФ “ИТС” по устранению причины возникновения неисправностей, но пока сотрудничество идет трудно. Так что, качество отечественного оборудования пока страдает”.
 
ОАО “Пелла”. Сварочное оборудование 
/ www.korabel.ru
ОАО “Пелла”. Машина плазменной резки
/ www.korabel.ru

Невский судостроительный судоремонтный завод -
главный сварщик - Кардупель Андрей Юрьевич


Любое судостроительное производство начинается с «заготовительных» работ, опустим некоторые из них и начнём непосредственно с резки стали. Помимо трёх машин типа “Кристалл”, модернизированные в различные периоды, в корпусо сборочном цехе у нас имеются 2 новые машины плазменной резки “ESAB” “SUPRAREX” с системой плазменной резки третьего поколения М3, которая позволяет производить разметку и резку одним плазмотроном. Зона работы машин распределена на два стола: на одном производится разметка и резка листового проката, на втором загрузка листа или выгрузка деталей. Габаритные размеры обрабатываемого листа 3х12м. Данные машины были закуплены и запущены в производственный цикл в 2010 - 2011 годах.
Наиболее ярким представителем сварочного и газоплазморезательного оборудования нашего предприятия является линия изготовления плоскостных секций габаритными размерами 12х18м, производства концерна “IMG”. Линия была запущена в 2010 году и находится в корпусно-сборочном цехе. Изготовление секций на линии производится поточно-позиционным способом. Основные технологические операции, производимые на линии, выполняются на соответствующих порталах:
  1. портал сборки и сварки полотнищ;
  2. портальная машина для зачистки, разметки мест установки набора, “оконтуровки” полотнища с функцией выполнения фасок;
  3. портал установки и “прихватки” низкого набора к полотнищу;
  4. портал сварки низкого набора к полотну;
  5. портал установки высокого набора;
  6. портал сварки высокого набора.
Транспортировка изделия от портала к порталу осуществляется цепными транспортёрами. Указанная структура и компоновка линии значительно увеличивает производительность работ.

Хочется коротко сказать об некоторых технических возможностях каждого портала. Производимая на первом портале многодуговая автоматическая сварка под слоем флюса на флюсомедной подкладке позволяет получать односторонние сварные соединения без разделки кромок на листах толщиной до 13мм. Указанный способ сварки позволяет уменьшить местные деформации полотнища и уйти от кантовки полотнища. На портале используется оборудование фирмы “LINCOLN”.

Портальная машина фирмы “Messer” по управляющим программам в автоматическом режиме производит три вида операций: зачистка с последующей разметкой мест установки низкого набора и окконтуровка полотнища возможна вырезка в полотнище отверстий, снятие на кромках фасок.
Установка низкого набора на третьем портале, а именно: перенос набора на полотно, обжатие при помощи гидроцилиндров, “прихватка” происходит практически в автоматическом режиме.

Комплекс оборудования установленного на портале приварки набора позволяет производить сварку набора к полотну без деформаций полотна. Соответственно, отсутствует необходимость дополнительной правки. А правка - это дополнительные расходы на оплату труда, технологические газы. На портале используется оборудование для автоматической сварки под слоем флюса фирмы “LINCOLN”.

На пятом и шестом порталах труд сборщиков и сварщиков облегчен соответствующими средствами позиционирования и механизации.
При выборе оборудования для механизированной сварки в защитных газах приоритет нами отдается оборудованию реализованного на инверторных технологиях выпрямления сварочного тока (инверторные источники питания сварочной дуги). Так в настоящее время на всех участках производства нами эксплуатируются более 50 комплектов полуавтоматов серии серии “Fastmig” в комплекте с горелками “Binzel TBi”. Применяемые ранее источники тирристорного типа, в том числе источники типа ВДУ, ВДГ отечественного производства и “ESAB” серии “MIG500”, имеют повышенные массо-габаритные характеристики, которые в условиях судостроения предполагают наличия контейнера для транспортировки, что в условиях нашего завода, где и без того ощущается нехватка места, огромный минус.

Номенклатура сварочных материалов применяемых на нашем предприятии позволяет нам производить сварку всей применяемых в гражданском судостроении материалов. Основной объем сварочных материалов на нашем предприятии это порошковая проволока для полуавтоматической сварки в среде защитных газов производства фирм “Hyundai” и “ESAB”. Для автоматической сварки под слоем флюса применяется проволоки сплошного сечения в комбинации с флюсом фирм “LINCOLN” и “ESAB”. Для ручной дуговой сварки – электроды отечественного производства и фирмы “Hyundai”. В планах переход на порошковую проволоку при сварке листовой нержавеющей стали между собой и с “черной” сталью, думаю, не стоит рассказывать о преимуществах порошковых сварочных материалов, они очевидны. Конечно же, все применяемые нами сварочные материалы имеют соответствующее одобрение Регистра.

PS. Пока писалась статья, для производства сварочных работ на крышках люковых закрытий проекта RSD49 нами было приобретено 6 сварочных полуавтоматов серии “FastMig “KEMPPI”. 
 
Невский ССЗ. Сварочное оборудование 
/ www.korabel.ru
Невский ССЗ. Сварочное оборудование 
/ www.korabel.ru
Невский ССЗ. Сварочное оборудование 
/ www.korabel.ru
Невский ССЗ. Сварочное оборудование 
/ www.korabel.ru
 
Беседовал Владислав Букин
"Канонерский судоремонтный завод", ЗАО
Санкт-Петербург
+7 (812) 746-98-52, +7 (812) 746-98-33 - отдел кадров, +7 812 746 98 81 - коммерческий отдел
"Винета", ООО Санкт-Петербург
+7 (812) 493-50-48
"Выборгский судостроительный завод", ПАО Выборг
+7(81378) 2-64-32
"Судостроительный завод Пелла", ООО Отрадное
+7 (812) 336-40-66, +7 (812) 336-40-67
"Невский судостроительно-судоремонтный завод", ООО Шлиссельбург
+7(812)335-25-60, +7(812)335-25-70
"ЭСАБ", ООО Москва
+7 (495) 663-20-08
"Кемппи Россия", ООО Москва
+7 (495) 240-84-03



Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости