Неудачное окончание эпопеи с авианосцем Клемансо имеет и положительную сторону – Европа и Франция выяснили, что у них нет площадок для разделки списанных на слом судов и кораблей, и что это, оказывается, проблема. С 70-х годов прошлого века слом переместился на дикие бреги Индии, Бангладеш, Пакистана и Китая. Причины очевидны – низкая стоимость рабочей силы и полное пренебрежение аборигенами защитой окружающей среды. А разделка судна в полном соответствии с требованиями защиты окружающей среды, как ее понимают в Европе, может стать немногим дешевле постройки нового.
Никто с этим безнадежным делом в Европе связываться не желает, но хождение Клемансо за три моря в Индию сделало проблему настолько насущной, что ее придется решать. Видимо, каким-то компромиссным путем – созданием мощностей, которые смогут хотя бы убирать с судов и кораблей самые опасные и вредные материалы, и лишь после этого перегонять их на площадки Азии.
Президент Франции Жак Ширак 15 февраля отдал авианосцу приказ возвращаться домой, и после этого обратился в ЕС с предложением создать что-то, что сможет или полностью разделывать суда, или снимать с них все опасное.
Как известно, вслед за Индией скандал разгорелся и в Бангладеш, отказавшейся принять на раздел лайнер SS Norway, тоже из-за вредных материалов, в основном асбеста. Между тем, предприниматель из Бангладеш, занимающийся разделочным бизнесом, уже ухлопал на SS Norway 12 миллионов долларов. Лайнер был построен во Франции и ее именем назван, а крестной матерью стала супруга Шарля де Голля. Но он хоть остался стоять, где стоит – в Малайзии.
Гринпис, водушевленная успехами, жизнерадостно сообщает, что у нее есть список еще 50 судов на слом, содержащих опасные материалы.
Ежегодно на слом идет от 300 до 600 судов, и большинство находит свой конец на площадках Индии, Бангладеш, Пакистана, Китая, Турции. Ожидается, что в ближайшие годы количество списываемых судов возрастет из-за принятых недавно международным морским сообществом обязательств по списыванию однокорпусных танкеров.
Некоторые предприниматели Франции уже заявили, учуяв наживу в связи с необходимостью государства потратиться на разделку авианосца, что у них есть планы строительства разделочных площадок в стране. Авианосец Клемансо будет ждать решения своей судьбы в Бресте.