"Будущее нашего порта – за контейнерными грузами, однако сдерживающим фактором для наращивания грузопотоков является инфраструктура. А с учетом временных затрат, необходимых для реализации проектов по ее развитию, на резкое увеличение грузооборота в ближайшем будущем надеяться не приходится", - считает генеральный директор ОАО "Мурманский морской торговый порт" Виктор Морозов.
- Виктор Васильевич, проект развития Мурманского порта и, в частности, возможность строительства на западном берегу контейнерного терминала, обсуждается не первый год. Есть ли подвижки в решении этого вопроса?
- В связи с отсутствием инфраструктуры и железнодорожных подходов на западном берегу Кольского залива наиболее реализуемым представляется проект строительства контейнерного терминала мощностью до одного миллиона ТЕU в год на восточном берегу залива.
В настоящее время выполнены предпроектные проработки по строительству контейнерного терминала на базе Первого грузового района порта для приема судов вместимостью до четырех тысяч ТЕU. Дополнительно будет осуществлено строительство логистического центра на территории, расположенной на подходах к станции Мурманск. Расчеты показывают, что развитие контейнерного терминала на восточном побережье может послужить базой и для развития западного побережья Кольского залива. Создание грузовой базы на восточном берегу, несомненно, дополнительно послужит увеличению объемов контейнерных перевозок через порт Мурманск.
Состоялось обсуждение подготовленных проработок в различных ветвях власти, ФГУП "Ространсмодернизация" принято решение о выделении средств на обоснование инвестиций.
- Какова сейчас потребность в развитии инфраструктуры Мурманского порта для обработки контейнерных грузов? Есть ли "резервные" контейнерные грузы, которые порт не в состоянии принять?
- В настоящее время порт обрабатывает весь предлагаемый объем контейнерных грузов. При этом количество экспортно-импортных контейнеров составляет незначительную долю в общем объеме, основной поток контейнеров следует сообщением с портом Дудинка.
Несомненно за контейнерными грузами - будущее. Именно поэтому не последнее место развитию мощностей по обработке таких грузов уделено и в схеме развития Мурманского порта, и в разрабатываемой "Ространсмодернизацией". Стратегии развития Мурманского транспортного узла. Наиболее реальным проектом представляется создание контейнерной линии Мурманск – Роттердам.
- Сообщалось, что для развития угольных терминалов необходимо использовать территорию грузового двора станции Мурманск. В каком состоянии решение этого вопроса?
- В настоящее время подписано техническое задание по созданию рабочего проекта строительства узла выгрузки вагонов через вагоноопрокидыватель. Оно направлено на согласование в Октябрьскую железную дорогу. В проекте не предусмотрено использование грузового двора станции Мурманск, так как стоимость его переноса значительно увеличивает расходы по строительству вагоноопрокидывателя. С Мурманским отделением согласован проект строительства с использованием нескольких путей станции Мурманск. Хочу подчеркнуть, что все работы оплачиваются исключительно портовиками.
- Можно ли утверждать, что сегодня у порта нет проблем с грузовой базой?
- Да, безусловно. Основные проблемы связаны именно с развитием инфраструктуры. Судите сами: за восемь месяцев текущего года грузооборот порта составил 9847,849 тыс.тонн, что на 59,768 тыс.тонн превышает показатели 2005-го. Ввиду того, что за два предыдущих календарных года грузооборот увеличился с девяти до 14,56 млн.тонн, дальнейшее существенное его увеличение возможно в случае крупного строительства специализированных комплексов, что невозможно освоить в короткие сроки. В целом же в 2006 году планируем сохранить грузооборот 2005-го.
- Соответствуют ли глубины акватории порта планам по увеличению грузооборота?
- Одно из конкурентных преимуществ порта – большие глубины Кольского залива, что позволяет принимать суда без ограничений, грузоподъемностью до 150-ти тыс.тонн. Существует заинтересованность в увеличении количества глубоководных причалов, однако эти вопросы требуют существенной проработки в первую очередь с ФГУП "Росморпорт" и ФГУ "АМП Мурманск".
- Инфраструктурные проекты, как известно, требуют значительных финансовых и временных затрат. Есть ли, на Ваш взгляд, необходимость более активного участия государства в таких проектах?
- Безусловно! Северные порты России – арктические ворота страны, обеспечение и поддержка статуса принадлежности Севморпути и богатств морского шельфа. В последние годы со стороны иностранных государств наблюдается все больше попыток пересмотреть принадлежность этих пространств и вывести их из под юрисдикции России. В сложившейся ситуации государство просто обязано поддерживать северные порты, принимать более активное участие в вопросах их развития, так как мультипликативный эффект от освоения новых и труднодоступных территорий, развития транспортных магистралей, организации транзитных грузопотоков гораздо выше, чем просчитываемая стивидорными компаниями при строительстве новых терминалов окупаемость, прибыль и отчисление налогов. Это международный престиж и вес государства, его мощь и независимость.
Беседовал Иван Денисенко