Есть ли спрос на российские винторулевые колонки?

- A + Автор: Олег Гненной КомментарииПрочитано 6037 раз   |
Год назад в России повысились требования к локализации винторулевых колонок (ВРК). Как это отразилось на бизнесе компаний, занятых производством и поставкой ВРК на отечественные суда? Вопрос мы адресовали одному из мировых лидеров в этом сегменте и активному игроку на российском рынке винторулевых колонок – ABB, а также фирмам “Судовые движительные комплексы” и “Кронштадт”.
Положий А. И., начальник КБ, “Судовые движительные комплексы”, ООО /
Фото: "СДК", ООО
Артем Положий, “Судовые движительные комплексы

– Повышенные требования положительно сказались на нас, но как мне кажется, могут негативно отразиться на индустрии в целом. Закручивание гаек, о котором начинали говорить еще семь лет назад, происходило нелинейно, требования к импортозамещению выполнялись не всегда, в условиях мягкой конкуренции не увеличивалось число новых компаний и современной продукции.

На сегодняшний день некоторые европейские поставщики ВРК отказываются поставлять оборудование и самостоятельно уходят с рынка, а заказчики оказались не готовыми к тому, чтобы проверенное, устанавливаемое годами оборудование заменять на что-то отечественное. В настоящий момент в нашем судостроении наблюдается регресс: не желая связываться с неизвестностью, проектные бюро меняют проекты судов, устанавливая вместо ВРК привычные валолинии.


Сергей Шевчук, ABB

– 18 февраля 2020 г. очередным обновлением постановления правительства № 719 были утверждены критерии локализации винторулевых колонок, как с механическим, так и с электрическим приводом. 19 мая этого года эти критерии были уточнены для ВРК различных типоразмеров. Компания ABB заблаговременно начала готовиться к локализации ВРК в части организации производства их
Зарафьянц А. А., генеральный директор компании “Кронштадт”
Фото: Компания "Кронштадт"
компонентов. Были разработаны соответствующие планы, проводились и проводятся переговоры с возможными партнерами – российскими предприятиями, размещены пробные заказы компонентов.

Андрей Зарафьянц, “Кронштадт”

– ВРК входят в ассортимент продуктов компании “Кронштадт”, и мы, безусловно, с большим вниманием следим за изменениями в законодательстве. Курс на импортозамещение в судостроении отразился и на производстве такого сложного оборудования как винторулевые колонки. Мы мониторим конъюнктуру рынка, потому что нацелены на предложение конкурентного продукта. В текущий момент у компании есть успехи в локализации иностранных технологий на отечественных предприятиях, будем придерживаться данной стратегии и в будущем.

Каков уровень локализации ваших ВРК?

Сергей Шевчук, ABB

– В России сегодня большое количество проектов по строительству сложных технологичных судов, и ABB активно взаимодействует с рядом российских производителей, чтобы быть уверенными, что наше оборудование и услуги в полной мере соответствуют условиям по локализации в России. Мы работаем над тем, чтобы соответствовать ожиданиям наших заказчиков и используем свои технологии и опыт, а также сильные компетенции российской сервисной команды.
Фабрика корпорации ABB в г. Хельсинки, выпускающая винторулевые колонки Azipod® / Фото: ABB
Андрей Зарафьянц, “Кронштадт”

– В настоящий момент компания Кронштадт” представляет на рынке бренды Hydro Armor и Sjmatek. Экономическая целесообразность локализации сейчас нами только оценивается, поэтому к поставке предлагаются продукты импортного производства.

Наша основная задача – предложить наиболее интересное решение в рамках бюджета заказчика. Сегодня при импорте ВРК применяется нулевая таможенная пошлина, поэтому мы остановились пока на наиболее для нас эффективном решении: разрабатывать и адаптировать документацию на оборудование под нужды отечественного заказчика при поставке полностью комплектного готового изделия.

Отмечу, что мы внимательно следим за разработками ВРК в России, и у нас есть готовое предложение для заводов-изготовителей на поставку компонентов для конечных изделий.

Кронштадт всегда заинтересован в росте конкурентоспособности российской промышленности и отечественного машиностроения. В рамках данной политики помимо импорта технологий мы оказываем содействие и в вопросах сертификации, адаптации документации, проектирования и сопровождения продуктов в РФ.
Пропульсивный комплекс Hydro Armor с ВРК и контейнерной компоновкой дизель-насосного агрегата / Фото: Компания “Кронштадт”
Артем Положий, “Судовые движительные комплексы

– В случае нашего продукта говорить о локализации, как мне кажется, в какой-то степени некорректно. С первого дня существования компания была нацелена на то, чтобы производить свой продукт в России. Мы сразу ограничили себя в том, чтобы смотреть в сторону импорта, поставили жесткие рамки. Это было правильное решение. Мы убеждали себя: “Не можем купить то или это в Европе, казначейство не пропустит, 275-ий ФЗ не позволит”, – хотя это и было не так. И сейчас, когда возможности устанавливать иностранное оборудование действительно заканчиваются, у нас нет на этот счет никакого беспокойства.

За шесть лет мы включили в кооперацию огромное число отечественных производителей и набрались опыта в проектировании. Так что, если не сможем теперь приобрести какие-то компоненты ВРК за границей, купим аналог здесь, не найдем аналог – изготовим, не будет возможности изготовить – изменим конструкцию и поставим то, что можем сделать или купить.

Что, на ваш взгляд, стимулировало бы спрос на российские ВРК?

Артем Положий, “Судовые движительные комплексы

– Мне кажется, что для стимулирования спроса нужны две вещи: понимание, что такое ВРК вообще и конкурентный рынок. Мы продолжаем наблюдать предвзятое к себе отношение, когда говорим, что делаем ВРК. Глядя на массивные агрегаты под днищем судна, видя, что это стоит больших денег, у клиентов резонно возникает мнение – должно быть, это очень сложное устройство, которое под силу сделать только международному концерну. Но так ли это на самом деле? Действительно ли такая сложная конструкция у ВРК, подъемного крана, шпиля, лебедки? А спрос на российские ВРК и так существует, только самих ВРК не так много.

Андрей Зарафьянц, “Кронштадт

– Безусловно, это серийность продукции отечественного судостроения. В России умеют производить прекрасное оборудование, главное – чтобы оно находило стабильный спрос.

Что нового в сегменте ВРК вы предложили рынку за год?
 
Шевчук С. В., руководитель подразделения “Морская промышленность”
компании ABB Россия / Фото: ABB

Сергей Шевчук, ABB

– В конце 2020 года ABB заключила контракт на поставку энергетического и электродвижительного комплекса для шести новых технологичных судов высокого ледового класса с судостроительной компанией Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering. Каждое судно будет оборудовано тремя пропульсивными установками Azipod® – самыми большими и мощными, которые когда-либо устанавливались на судах ледового класса. Комплекс из 17-мегаваттных блоков обеспечит мощность в 51 МВт, что сопоставимо с мощностью атомного ледокола. Эти винторулевые установки ABB позволят СПГ-танкерам безопасно и самостоятельно, без сопровождения ледокола, преодолевать льды толщиной до 2,1 метров и перевозить сжиженный природный газ проекта “Арктик СПГ-2” по Северному морскому пути.

Артем Положий, “Судовые движительные комплексы

– Помимо классических ВРК, палубных пропульсивных комплексов и подруливающих устройств мы в этом году работаем по трем дополнительным направлениям. Делаем проект ВРК с винтом регулируемого шага мощностью 1,8 МВт. Стали предлагать муфты с возможностью проскальзывания для систем с приводом от дизельного двигателя. У дизельного двигателя, в отличие от электрического, есть скорость холостого хода, ниже которой двигатель работать не может, а существует масса ситуаций, когда судоводитель хотел бы идти тише, чем позволяет ему холостой ход. Муфта проскальзывания позволяет без ограничения по времени регулировать скорость гребного винта до нуля в пределах холостого хода. Больше не нужно двигаться толчками. И третье направление, которое направление, которое мы развиваем сегодня – это гибридные системы, когда к ВРК подводится и электродвигатель небольшой мощности, и дизельный двигатель.

Андрей Зарафьянц, “Кронштадт”

– В нашем ассортименте появилась линейка ВРК Sjmatek мощностью от 50 кВт до 3 МВт. Это мировой производитель ВРК, завоевавший расположение судовладельцев и судостроителей прежде всего качеством, стоимостью, простотой и надежностью конструкции оборудования, а значит и ремонтопригодностью. Подбор осуществляется по ТЗ заказчика и зависит от типа и водоизмещения судна, его назначения и предполагаемых условий эксплуатации. Наша линейка предлагает отличное сочетание стоимости и качества.

Мы никогда не останавливаемся на достигнутом. Спрос всегда рождает новые предложения. Сейчас в России проектируется большое количество принципиально новых типов судов. Мы видим потребность рынка в нестандартном судовом оборудовании. Наш опыт позволяет получить решение “под ключ” для индивидуальных заказов.

Как вы решаете вопрос сервиса своих колонок?

Сергей Шевчук, ABB

– У ABB очень профессиональная сервисная поддержка по всему миру – 40 сервисных центров в 25 странах мира. В России наши сервисные инженеры находятся в Мурманске и Холмске (о. Сахалин). В 2019 году в Мурманске мы открыли обновленный Морской сервисный центр площадью 2000 кв. м с зонами тестирования электрооборудования и механизмов, цехом с подъемными сооружениями, а также складскими помещениями для хранения запасных частей для электрических систем и движительных систем Azipod.

Этот центр является частью глобальной сети центров совместной работы АВВ с заказчиками (АВВ Ability™ Collaborative Operations Centers). Такие центры позволяют осуществлять мониторинг работы бортового оборудования, удаленную диагностику, прогнозирование обслуживания или ремонта, что поддерживает бесперебойную работу флота заказчиков. Сейчас удаленная сервисная поддержка как никогда актуальна, она помогает снизить количество визитов инженеров на площадку.

Андрей Зарафьянц, “Кронштадт”

– Сервисные инженеры компании “Кронштадт” не только обслуживают наше оборудование, но и готовы найти для заказчика решение его сложных задач. Иногда возникает ситуация, когда иностранный производитель оборудования ушел с рынка. В таких случаях технический департамент компании предлагает комплексный подход – начиная с поставки СЗЧ и заканчивая модернизацией судна, включая подготовку и согласование проекта с классификационным обществом.

Артем Положий, “Судовые движительные комплексы”

– Делать самим свою продукцию является хорошим подспорьем для будущего сервиса. Если что-то сломалось, механик выехал и починил, если есть системная ошибка, конструктор внес изменение, механик поменял.

Наши новости в Telegram

Автор: Олег Гненной
Поделиться новостью
"ABB", Ltd
Россия, Москва+7(495)777-22-20
"Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering Co", Ltd Южная Корея, Сеул+82(22)129-01-14
"Судовые Движительные Комплексы", ООО Россия, Санкт-Петербург+7 (812)677-61-05
"Кронштадт", ГК Россия, Санкт-Петербург+7(812)449-90-90


Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь или

Предыдущая новость