реклама

"Енисейречтранс": "Потребность во флоте в регионе есть"

Мы продолжаем разговор о том, как живут и чем дышат судоводители российской глубинки. На очереди Енисей. Леонид Федоров работал в Красноярском речном порту, Енисейском пароходстве, создавал красноярский "Пассажирречтранс", сегодня является первым заместителем руководителя ФБУ "Администрация "Енисейречтранс". Словом, знает об одной из самых длинных и полноводных рек мира почти всё.
Казачинский порог. Обслуживание знаков судоходной обстановки / Фото: ФБУ "Администрация "Енисейречтранс"
– Леонид Никонович, обычно речникам желают полноводной реки. В прошлую навигацию Енисей был рекордно полноводным. Судоводителей, наверно, это радовало, а во что вылилась большая вода для "Енисейречтранса"?

– Слишком большая вода для путейцев является серьезной проблемой, так как при таких уровнях воды увеличивается скорость водного потока и происходит снос средств навигационного ограждения. Обстановочные бригады вынуждены привлекать дополнительные силы и средства для поддержания средств навигационного оборудования в соответствии с утвержденными схемами.

В навигацию 2021 года на участке от устья Ангары до Дудинки протяженностью 1700 км почти всю навигацию была паводковая обстановка. В этом году из-за малоснежной зимы на Енисейском каскаде ГЭС имеется дефицит водных ресурсов. На очередном заседании межрегиональной рабочей группы (МРГ) рассматривается вопрос о снижении попусков Красноярской ГЭС до 2100 куб м/сек на июль месяц. Это повлечет за собой снижение глубин на участке от КрасГЭС до устья Ангары с 290 до 220 см.

– Как это скажется на судоходных компаниях?

– Они будут вынуждены недогружать свой флот при движении по этому участку протяженностью 330 км. А пассажирские суда будут вынуждены останавливаться в Енисейске и доставлять пассажиров до Красноярска и обратно автомобильным транспортом. Судоходные компании уже работали в таких условиях в навигацию 2012 года.

– Кто сегодня является "хозяином Енисея" – определяет водный режим?

– В Енисейском бассейновом водном управлении создана межрегиональная рабочая группа в составе более 30 человек. Там представлены энергетики, МЧС, жилищно-коммунальные службы, администрации Хакассии, Тувы, Красноярского края, речники. В конце каждого месяца проводятся заседания рабочей группы и согласовываются уровни воды и объемы пропусков ГЭС на следующий месяц. Решение принимается большинством голосов. Стараемся находить компромиссные варианты, чтобы никто из пользователей не был ущемлен. Решение МРГ носит рекомендательный характер. Окончательный вердикт выносят Росводресурсы.

– Судоходство в Енисейсском бассейне непростое: пороги, перекаты, плотины электростанций…

– Особенность региона в том, что через плотину Красноярской ГЭС перевозки осуществляются с помощью Красноярского судоподъемника. С первого июня он введен в эксплуатацию. Основные перевозки осуществляются по Ангаре – от Богучанской ГЭС до Лесосибирска, на Енисее – от Красноярска до Дудинки и ниже, до Диксона. В весенний период по высокой воде завозятся необходимые социально-значимые грузы для населенных пунктов по Подкаменной и Нижней Тунгуске и другим боковым рекам.
Красноярский судоподъемник. Нижний подходной канал / Фото: ФБУ "Администрация "Енисейречтранс"
Еще одна особенность наших рек в сравнении с соседями (Леной, Обью, Иртышом) состоит в том, что у этих рек дно песчаное, мало порогов. А у рек Енисейского бассейна грунт каменистый и ПГС. Поэтому нашим речникам требуется больше опыта судовождения, знаний спецлоций, особенностей реки Енисей и притоков.

– Зато и заносит ваши реки меньше…

– Да, заносимость у нас меньше. В низовьях Енисея есть песчаные участки, но там глубины позволяют обходиться без серьезного дноуглубления.

– Специальных "скалогрызов" у вас нет?

– Ежегодная потребность в скалоуборке составляет, примерно, 10-15 тысяч кубов. Скалодробильный снаряд в составе технического флота есть, но он уже устарел и морально, и физически. "Енисейречтранс" с помощью "Росморречфлота" приобрел специальный экскаватор, купил для него фрезы, ковши. Есть участки в Енисейском бассейне, на которых необходимо проводить скалоуборочные работы.

В настоящее время решается вопрос по проектированию и строительству специальной платформы для экскаватора, и в навигацию 2023 года с его помощью планируем приступить к этим работам.

– Какова практика реализации донного грунта, извлеченного при проведении дноуглубительных работ?

– В прошлогоднюю навигацию "Енисейречтранс" первый раз реализовал порядка 70 тыс куб м. В это году планируется реализовать 100 тыс. куб м, что позволит улучшить качественные характеристики судовых ходов.

– Реализовывать грунт сложно?

– Нет. Согласно нормативным документам, "Енисейречтранс" объявляет конкурс, участвовать может любой желающий. В советское время большие объемы добычи грунта были у портов. Сейчас строители ушли на береговые карьеры, но благодаря недавнему постановлению российского правительства № 1542 от 24.09.2020 г. ситуация начинает выправляться.

Принятое постановление по использованию донного грунта позволяет улучшать качественные характеристики судового хода и обеспечивать строительные компании и муниципальные предприятия инертными материалами.

– Какова зона ответственности ФБУ "Администрация Енисейского бассейна внутренних водных путей"? Какие основные задачи вы решаете?

– Протяженность внутренних водных путей ФБУ "Администрация "Енисейречтранс" 8375 км. Из них средствами навигационного оборудования обслуживается 5860 км. Протяженность гарантированных габаритов пути на реках Енисей, Ангара, Кас, Сым, Подкаменная и Нижняя Тунгуска составляет 5440 км. Основная задача администрации бассейна – обеспечение безопасности судоходства в нашем бассейне.
Обстановочный теплоход "Путейский-111" на Енисее / Фото: ФБУ "Администрация "Енисейречтранс"
– Сколько судов во флотилии "Енисейречтранса"?

– На сегодняшний день в списках значится 124 единицы флота, в том числе 116 судов и восемь плавучих объектов. Это обстановочные суда, буксиры, буксиры-толкачи, многочерпаковые дноуглубительные земснаряды, штанговый черпаковый земснаряд, экологическое судно-сборщик, грунтоотвозные шаланды и несамоходные суда различного назначения. В рабочее ядро, задействованное в навигационный период, входит 80 судов.

– С 2011 года "Енисейречтранс" получил в рамках госпрограмм обновления флота четыре судна, еще пять строится. Каковы общие потребности учреждения по обновлению флота?

– В период с 2013 по 2015 год в рамках Федеральной целевой программы обновления флота нам поступило из нового судостроения четыре единицы флота. Также нами была произведена модернизация штангового черпакового земснаряда. На 2021-2022 годы запланирована постройка еще пяти судов. Несмотря на поступление новых судов, износ большей части флота свыше 80%, а их средний возраст более 35 лет.

Для обновления флота необходимо дальнейшее строительство обстановочных судов, плавучих кранов и другого технического флота различного назначения. Свои потребности на 2025-2035 гг. "Енисейречтранс" в "Росморречфлот" отправил. Заявка сейчас находится на стадии рассмотрения. Планируется строительство более 30 судов.

– Где обслуживаете свой флот?

– Основная часть ремонта производится в затонах ремонтно-механических мастерских и ремонтных пунктах филиалов. У нас их три. Все работы по ремонту корпуса и рулевых комплексов судов выполняются с использованием слипа Красноярских ремонтных мастерских. А также "Енисейречтранс" проводит капитальный ремонт судов. На ближайшие три года планируется проведение капитального ремонта двух барж-площадок, грузоподъемностью 1000 тонн каждая и несамоходного многочерпакового земснаряда "Енисейский-204" проекта Р-010.

– Есть сложности с приобретением зарубежного оборудования и запчастей для судов?

– Определенные проблемы, конечно, существуют. Основная – увеличение цен на ряд запчастей и комплектующих. Но эти вопросы мы точечно решаем. Тем более у нас сейчас самый разгар навигации, флот весь вышел, работает. Китай рядом, поэтому варианты находим. Европейских запчастей и расходников у нас немного.

– Программа по увеличению габаритов судовых ходов Енисея должна завершиться к 2024 году. По ее итогам реке будут возвращены три гарантированных метра глубин. Что и как планируется углублять?

– "Енисейречтранс" уже приступил к выполнению этой программы. У нас есть два участка на Енисее от Красноярска до устья Ангары и от Ярцево до устья Подкаменной Тунгуски, где гарантированные глубины на уровне 2,90 м. На остальных участках – 3 м. В рамках программы "Развитие транспортной системы" к концу 2023 года на 2000-километровом участке Енисея от Красноярска до Дудинки будут обеспечены гарантированные глубины три метра.
Возведение струенаправляющей дамбы в Коркинском перекате р. Енисей / Фото: ФБУ "Администрация "Енисейречтранс"
– Что составляет основную грузовую базу для речников?

– Основной объем грузоперевозок в Енисейском бассейне – грузы для предприятий компании "Норильский Никель". Общий объем – более 1,5 млн. тонн. Свыше 1,5 млн. куб м леса доставляется при буксировке плотов по реке Ангара и около 500 тыс. куб. м – перевозками в судах. До 300 тыс. тонн груза за навигацию продолжает завозить на реку Большая Хета компания "Ванкорнефть". Начались перевозки для компании "Восток-Ойл" в Енисейском заливе. Увеличились грузоперевозки в район Диксона. На Подкаменной и Нижней Тунгуске основу составляют социальные грузы, продукты питания, топливо, нефтепродукты, небольшие объемы угля.

Компания "Сегежа Сибирь" в 2027-2028 гг. планирует начать строительство ЦБК по производству целлюлозы в районе Лесосибирска. Его потребность в сырье составит более 4 млн. куб. м низкосортной древесины. Более 70% из них планируется доставлять речным транспортом. Если в среднем наши судоходные компании перевозили около 5 млн тонн в год, то в эту навигацию мы ожидаем рост на 12-15%.

– Если говорить про порты, Игарка сдала свои позиции?

– Да, Игарский морской порт перестал существовать. Сейчас в Енисейском бассейне самые крупные порты – это Дудинский морской, а также два речных – Красноярский и Лесосибирский. Они входят в состав "Норильского никеля". Серьезную конкуренцию "Енисейскому пароходству" в Красноярске составляют частные судоходные компании со своими причалами. Таких компаний более десяти.

– Дудинка работает, в основном, на "Норильский никель"?

– Не только. Дудинка перерабатывает все, что идет в адрес города Норильска. Там, кроме "Норникеля", есть и другие предприятия. Учитывая развитие города, очень много строительных компаний начинают завозить свои грузы. Кроме того, Дудинский морской порт является перевалочным пунктом для доставки грузов в Енисейский залив.

– Для проводки судов по Енисею через Казачинский порог используется туер "Енисей". Что это за судно?

– Это уникальный дизель-электроход, который специально проектировался и строился для проводки караванов и судов вверх через Казачинский порог. Построен он в 1964 году на Красноярском судоремонтном заводе. У судна два двигателя мощностью 1000 л.с. Длина туера 57,5 м, ширина – 10,5, осадка – до 1,7. Для подъема судов туер оснащен специальной лебедкой, развивающей тяговое усилие около 45 тонн.

Скорость течения в районе Казачинского порога составляет 16-18 км/ч, на туерном тросе буксируемое судно движется со скоростью от 2,34 до 4,68 км/ч. "Енисей" морально и физически уже устарел. В планах в 2025 году начать проектирование туера с новыми характеристиками.

– Туер принадлежит Енисейскому речному пароходству (ЕРП). Это компания является флагманом судоходства в регионе?

– Да. На сегодняшний день, более половины объема перевозок в Енисейском бассейне осуществляет ЕРП. В число крупных перевозчиков входит также "Енисейская сплавная контора", которая занимается буксировкой плотов. Общий объем буксируемых плотов составляет свыше 1,5 млн. куб м. Кроме того, можно выделить судоходную компанию "Транзит СВ", у них порядка 74 единиц флота, "Речтранслогистик" (68 ед.), "Сибирьречтранс" (26 ед.) и "Таймырэнерго" (20 ед.).

Отдельно стоит отметить компанию "Пассажирречтранс", которая в свое время выделилась из состава Енисейского речного пароходства. Сейчас ее учредителем является администрация Красноярского края. "Пассажирречтранс" занимается исключительно социальными перевозками пассажиров и оказанием услуг паромных переправ. У них порядка 15 паромных переправ, обновление флота продолжается.

– Они же получат новые пароходы проекта А42-90.2?

– Да. Используется лизинговая схема ГТЛК на 15 лет по 2,5% годовых. Во время недавнего Петербургского экономического форума наш губернатор познакомился с ходом строительства этих судов на Средне-Невском судостроительном заводе.

– Третье судно будет строится?

– Думаю, нет. Этих двух судов плюс теплохода "Максим Горький", который работает сейчас в регионе, будет достаточно, чтобы обеспечить все потребности пассажирских перевозок в нашем бассейне. В этом году "Водоходъ" планирует начать использовать на местных перевозках и первый электроход вместимостью 130 пассажиров. Он выйдет на маршрут от Красноярска до Дивногорска.

– "Максим Горький", скорее, судно для состоятельных туристов…

– "Водоход" рассматривал перегон из центральной части России нового теплохода для обслуживания и бюджетных туристов. Но у нас, к сожалению, гарантированные глубины 2,9 м, а осадка судов, которые используются на Волге – 2,8, и им нужно еще иметь в запасе 20 см.

Мы им уже озвучили, что в навигацию 2024 года планируем обеспечивать гарантированные глубины 3 м, и суда этого класса на Енисее смогут работать. Но есть и еще одна проблема: доки и подъемные устройства в Красноярском крае не приспособлены под подобное судно. Раз в пять лет будет необходимо проводить очередное освидетельствование, и придется решать вопрос с подъемом этого теплохода.

– Скоростные пассажирские суда эксплуатируете?

– "Пассажирречтранс" был образован в 2006 году. Весь флот, который занимался пассажирскими перевозками в Енисейском пароходстве, был передан администрации Красноярского края, создано акционерное общество. В основном, перевозки осуществляли теплоходы типа "Метеор", "Восход" и "Заря".

В 2006 году для Лены был построен первый теплоход проекта А-45 "Лена". Он был двухпалубный. В следующем году совместно с Зеленодольским заводом и проектантом "Агат дизайн бюро" был разработан проект однопалубного стоместного теплохода и подписан контракт на строительства четырех судов. Все четыре теплохода прибыли на Енисей и отработали в регионе уже 14 лет.

– Как они себя проявили?

– Учитывая, что эти суда уже 14 лет в эксплуатации, а нормативный срок их службы составляет 20 лет, решение о строительстве этих судов, в целом, было принято правильное. Думаем, они еще поработают. Проблемы с эксплуатацией, конечно, есть, так как используются немецкий двигатели "МТУ". В советское время как было? Головное судно построили, обкатали год-два, болячки выявили. Мы же в 2008 году один теплоход получили и в следующем еще три. Пришлось на ходу все болезни лечить.

– Сейчас эти теплоходы пользуются спросом?

– Да. Они работают на линии Енисейск – Бор, более 450 км в одну сторону. Там дорог нет. Заполняемость очень большая. Проблема еще в том, что все пассажиры едут с большим объемом багажа.

– Сейчас новые скоростные суда даже душем оснащают…

– На этих теплоходах есть душевые для экипажа. Плюс они могут подходить к необорудованному берегу, чтобы проблем не возникало. Порядка десяти остановок нужно делать на линии Енисейск – Бор, а десять дебаркадеров держать – довольно проблемно. Их еще расставить нужно. После нас Зеленодольский судзавод построил А-45 для Хабаровска. Но они у них не пошли. И для Ханты-Мансийска построили два А-145. Это уже морского класса. Сейчас там вернулись к "Валдаю", "Метеорам". Дай бог, чтобы хорошо пошло.

– Ваш регион к скоростным судам присматривается?

– Да. Руководство "Пассажирречтранса" рассматривает на 2025-2027 гг. приобретение "Метеоров".

– К 2025 году в Красноярске собираются создать сеть речных причалов в привлекательных для пассажиров местах. Планируете развивать речные городские перевозки?

– Да. Это касается пассажирских перевозок. В 2028 году Красноярску исполняется 400 лет. Губернатор поставил задачу к этому времени Енисей в черте Красноярска превратить в оживленную магистраль на десятки километров. Уже приступили к проектированию причалов. Город растянулся вдоль Енисея, грех не использовать водный путь для организации пассажирских перевозок.

– Какие суда планируется использовать?

– Пока эти вопросы не рассматривали. Задача стоит в строительстве причальных сооружений. По расчетам специалистов нужно сделать еще 5-6 причалов. Но они будут небольшие, метров на 60.

– Пассажирские перевозки в регионе дотируются?

– Да. В зависимости от расстояния перевозок пассажиров и работы паромных переправ примерно до 50% стоимости билета дотируется из бюджета Красноярского края и муниципальных образований. Объем дотаций составляет около 200 млн рублей
ежегодно.

– Что в регионе происходит с судостроением?

– Крупных заводов здесь нет. Судоходные компании строят, в основном, несамоходный флот. Компаний много, но сказать, что они крупными заказами занимаются, нельзя. Хотелось бы отметить компанию "Транзит СВ", которая построила большой цех для строительства и ремонта судов. Кроме того, Красноярский машиностроительный завод (ООО "КМЗ") два года назад построил два парома "Голевской горнорудной компании" для работы в республике Тыва.

В этом году они приступили по договору субподряда к строительству промерного судна проекта РД-66-62. Корпус уже собран. В начале октября планируется сдать судно ФБУ "Енисейречтранс".

– На конец прошлого года на классификационном учете Енисейского филиала РРР состояло около полутора тысяч самоходных и несамоходных судов. Их средний возраст составлял 39 лет. Как быстро обновляется флот?

– Флот поддерживают в рабочем техническом состоянии. С 2006 года началось развитие Ванкорского месторождения нефти. И более 200 судов перегнали на Енисей с других бассейнов. Потребность во флоте есть, но не думаю, что наши соседи уже всё распродали.

– Обстановочные суда проекта 3052 были спроектированы ГЦКБ "Речфлот" в 2011 году и претерпели существенные доработки. Ваши предложения были учтены?

– Да, наши специалисты еще зимой побывали на заводе. Первоначально не было учтено, что на небольших глубинах требуется закрывать винты. Завод наши замечания принял.

– В 2021 году завершено создание электронных навигационных карт для всех водных путей Енисейского бассейна. Что они дают речникам и как часто будут обновляться?

– С 2009 года мы ежегодно создаем или корректируем государственные электронные навигационные карты. Сегодня все 8375 км наших внутренних водных путей покрыты электронными картами. Наши изыскательские партии ежегодно проводят русловые съемки с последующим созданием материалов с правильным распределением знаков. Добиваемся, чтобы бумажные и электронные навигационные карты соответствовали действительности.
Сейчас в Енисейском бассейне более 110 судов оборудованы системой электронных навигационных карт. Их применение, правда, до сих пор не узаконено, но все изыскательские работы нами выполнены. Электронные карты – это уже иной уровень обеспечения безопасности судоходства. В "Енисейречтрансе" ими оборудовано четыре теплохода. Этот вопрос держим на контроле, видим за ним будущее.

– Речники интерес проявляют?

– Да. Но, привыкая работать по электронным картам, нельзя забывать и про бумажные.
Туер “Енисей” следует для проводки каравана. Красноярский край, река Енисей, Казачинский порог / Фото: Иванов Александр
– Для Енисея характерны сильные туманы. Насколько судоводителями востребованы современные навигационно-связные системы, позволяющие продолжать движение в условиях ограниченной видимости?

– Всем крупным компаниям это интересно. Они уже установили эти системы на свои большие суда.

– Молодежь идет работать на речку?

– Молодежь идет учиться. Мы тесно контактируем с красноярским филиалом Сибирского государственного университета водного транспорта. Каждый год порядка 40 человек у нас проходят практику на рабочих должностях. Енисейское пароходство набирает более 200 курсантов.

– Как отрасль восприняла открытие нового направления подготовки инженеров-гидротехников 26.03.03 "Водные пути, порты и гидротехнические сооружения" в СГУВТ?

– Вопрос давно назрел. Ранее в учебных заведениях у гидротехников был строительный уклон, а не на водный. Именно таких специальностей не было, поэтому все руководители добивались открытия нового направления. Три наших студента уже успели получили дипломы.

– В Красноярске стоял буксирный теплоход "Красноярский рабочий", построенный в 1930 году в Данциге.

– Он до сих пор стоит. Используется, как учебное судно. Были попытки сделать из него музей, но пока не получается. У нас уже есть один раритетный пароход-музей "Святитель Николай". На нем цесаревич Николай путешествовал по Енисею во время возвращения с Дальнего Востока. А Владимир Ульянов (Ленин) добирался на "Святителе" от Красноярска до Шушенского по пути в ссылку. Надеемся, что и "Красноярский рабочий" дождется своего часа и превратится в музей судоходства.

– Несколько лет назад на Енисее была острой ситуация с утилизацией брошенных судов. Удалось решить эту проблему?

– Данная проблема решается, осталось 12 единиц. От небольших судов и несамоходных барж, которые находятся на береговой полосе, сохранились, в основном, куски металлолома. В прошлом году "Енисейречтранс" убрал две единицы. В этом году планируем убрать еще три.

– Герой рассказа Астафьева "Турухтанская лилия", жаловался, что с верховьев Енисея ушла стерлядка, а в поселковый магазин завезли "и сказать неловко, бледугу какую-то. На Анисей – бледугу! Чем же мы дальше жить-то будем?" И чем живут "анисейские" рыбаки сегодня?

– Рыбалка в северных регионах никуда не делась. Люди веками этим занимались. Несмотря на запрет вылова нескольких видов рыб, на Енисей и притоки с удовольствием все едут рыбачить. Думаю, рыбы хватит на всех. Приглашаем жителей нашей страны посетить и полюбоваться красотами Енисея.

ПРОДОЛЖАЯ ТЕМУ:

Как живут и чем дышат судостроители и судоводители российской глубинки? В фокусе – Западная Сибирь

Как речной порт доставляет грузы круглый год?

"Всегда считал и считаю, что речник – замечательная профессия"
"Администрация Енисейского бассейна внутренних водных путей", ФБУ Красноярск
+7 (391) 259-14-12
"Средне-Невский судостроительный завод", АО
Санкт-Петербург
+7 (812) 648-30-50, +7 (812) 648-30-51
"Енисейское речное пароходство", АО Красноярск
+7(3912)59-19-26, +7(391)259-19-63
"Транзит-СВ", ООО Красноярск
+7(3912)64-88-72
"Горьковское центральное конструкторское бюро речного флота", ООО Нижний Новгород
+7(831)262-26-16, +7(831)417-79-49, +7(831)417-00-72
"Агат Дизайн Бюро", ООО Санкт-Петербург
+7 (812) 243-92-46
"ПассажирРечТранс", АО Красноярск
+7(391)265-26-64
"РечТрансЛогистик", ООО Красноярск
+7 (391) 277-15-33
"Красноярский машиностроительный завод", ООО Красноярск
+7(391)264-48-91



Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости