Продукты, созданные «Эволюцией», получили высокую оценку экспертов отрасли — предприятие вошло в топ-10 первой национальной премии «Морской Олимп». Наша редакция побывала на стенде компании.

В список разработок ЭМТЦ входят: навигационные системы и сервисы, картографические системы, радары, интеллектуальные аналитические сервисы на базе технологий машинного обучения. Также предприятие создает тренажеры для профессиональной подготовки и обучения морских специалистов. Для маломерного флота тоже есть свои цифровые решения — приложения для мобильных телефонов и планшетов.
Ледовый тренажер — на «Морском Олимпе»
На некоторых разработках остановимся подробнее.
На выставке «НЕВА 2025» на стенде ЭМЦТ был представлен комплексный навигационный тренажер универсального атомного ледокола (УАЛ) проекта 22220. Он предназначен для подготовки экипажей ледоколов и транспортных судов, обеспечивающих эксплуатацию Северного морского пути. Именно эта разработка вошла в десятку лучших на премии «Морской Олимп» в номинации «Инновационные решения».
Тренажер полностью соответствует требованиям подготовки судоводительского состава по дополнительным курсам IMO 7.10 и 7.11. В его создании приняли участие эксперты Атомфлота, Совкомфлота, Крыловского государственного научного центра, Газпромнефти — специалисты, обладающие уникальным практическим опытом и компетенциями судовождения в наиболее сложных ледовых условиях. Ключевую роль в реализации проекта сыграли специалисты Морского учебно-тренажерного центра ГУМРФ имени адмирала С. О. Макарова, обеспечившие содержательное наполнение и практическую ориентированность симулятора, а также взявшие на себя всю координацию взаимодействия между сторонами- участниками этого масштабного проекта.

Аутентичная модель с эффектом полного погружения
Тренажер представляет собой цифровой двойник ходового мостика с точным воспроизведением всех систем управления: ледовый радар, АСУ энергетической установкой типа РИТМ-200, навигационное оборудование, балластные дифферентные системы ТАЙМЫР — абсолютно всё выверено до миллиметра, и воспроизведено в точности как на борту действующего атомного ледокола проекта 22220.
Для лучшего восприятия была создана фотореалистичная графика окружающей среды, динамическое освещение, реалистичные звуки работы двигателя и взаимодействия корпуса судна со льдом.
Обучающийся сможет отличить совершенно разные типы льда: тонкий нилас, блинчатый, молодой, многолетний паковый лед. Также система моделирует дрейф льда, формирование ледового канала за ледоколом, поведение судна с учетом меняющихся метеоусловий.
Создан эффект сжатия и торошения льда, налипания льда на корпус судна, а также формирование кромок ледового канала, направленного сжатия и смерзания ледового канала при проводке каравана. Тренажер имитирует различные условия судовождения: темное время суток, ограниченная видимость, сильный ветер и снежные бури, ледовый дрейф.
Все это — принципиально новая аутентичная модель взаимодействия судна со льдом с эффектом полного погружения.

Интеграция — в действии
Тренажер имеет понятную структуру: с одного экрана можно управлять работой всего бортового оборудования, получать сигналы осветительных приборов, менять угол зрения наблюдателя, контролировать якоря, якорные цепи, получать сигналы о неисправностях и многое другое. Также система включает ледовый радар со специальным алгоритмом обработки сигнала, который адаптирован под отображение конфигурации ледовых полей, границ ледовых каналов и торосов.
Кроме того, можно реализовать систему комплексного взаимодействия в единой виртуальной среде. Тренажер УАЛ имеет возможность совместной работы с пятью транспортными судами навигационного тренажерного комплекса ГУМРФ им. адмирала Макарова.
При таком взаимодействии происходит имитация совместной навигации каравана, ледокол осуществляет проводку транспортных средств, околку судов, раздвигание битого льда корпусом и размыв винтами, экстренный вывод судна из ледового плена с использованием балластной системы.

Стратегическое значение — большой потенциал
Технологическая платформа тренажера УАЛ может быть интегрирована в Единую платформу цифровых сервисов (ЕПЦС) Северного морского пути, в том числе на мобильных устройствах. Интеграция дает возможность оперативно развивать и внедрять технологии цифровизации управления судоходством Большого СМП на базе профильных операционных сервисов.
Показатели эффективности флота — под контролем
«Эволюция морских цифровых технологий» занимается не только созданием тренажерных комплексов. Так, одним из наиболее востребованных сегодня решений стали созданные ЭМЦТ интеллектуальные аналитические сервисы на базе технологий машинного обучения и анализа больших данных. В качестве примера приведем сервис мониторинга топливной эффективности флота. Он поддерживает два режима: ретроспективного анализа и маршрутного планирования. Цель сервиса — контролировать эффективность исполнения судами флота маршрутов, оценивать потенциал оптимизации и степень влияния на экологию (выбросы углерода).
Модель состоит из двух компонентов — цифровой двойник судна и система оптимизации маршрутов.
Для каждого судна флота проводится ретроспективный анализ, как правило, за прошедшие два-три года. Учитывается коэффициент выбросов углерода, проводится нормировка профиля скорости с учетом погодных условий, также рассматривается возможность сокращения простоев судна на якорной стоянке. Цель — вычислить возможную экономию топлива и сокращение выбросов. С помощью этой системы можно сэкономить до 30% топлива.
На основе собранных данных система выводит характеристики каждого судна флота, а также динамику сокращения или увеличения выбросов. Экологическая оценка дается не только в разрезе флота, но и в разрезе портов, что позволяет оценить уровень выбросов за время стоянки судна.

Подробнее о компании — в интервью с директором по развитию
После ознакомления с цифровыми разработками «Эволюции», редакция Корабел.ру провела небольшое интервью с директором по развитию компании, Владимиром Пономаревым. Он ответил на вопросы о предприятии, состоянии рынка, перспективах развития технологий и многом другом.
- Владимир Валерьевич, расскажите о создании вашей компании?
- ЭМЦТ создана специалистами, которые трудятся в данной сфере более 20 лет. У коллектива большой опыт в области разработки картографических систем, систем обучения, систем поддержки принятия решений.
Не побоюсь сказать, что у нас уникальная команда по уровню компетенций специалистов, которые здесь трудятся. В среднем отраслевой опыт сотрудников — не менее 10 лет. Коллектив выполняет непростую работу: реализует практические решения и занимается их внедрением.
- Какие тенденции наблюдаете на цифровом рынке?
- Все движется в сторону интеграции, объединения систем управления и поддержки принятия решений. Времена, когда мостик судна оборудовался отдельным радаром и отдельной картографической системой, уходят в прошлое.
Наступает эпоха интегрированных моделей управления, принцип — «на одном экране» позволяет оператору контролировать почти всё судовое оборудование. Тенденция такова: сложность цифровых решений на борту судна повышается, а количество эксплуатирующего персонала сокращается.
- Насколько быстро развиваются цифровые технологии? Может, нас ждут глобальные перемены?
- Отрасль судостроения и эксплуатации судов стоит на пороге революционных изменений. Возможно, они будут связаны с консолидацией. Большие задачи стоят в сфере разработки и внедрения морских беспилотных систем, освоения Северного морского пути, использования данных дистанционного зондирования в составе систем поддержки принятия решений — это гидрометеорологические прогнозы, прогнозы ледовой обстановки. Конечно, сейчас востребованы системы связи. Это ключевой элемент, необходимый для успешной цифровизации флота. Уверен, что в ближайшие два года мы увидим много интересных изменений и инновационных решений.

- К слову, об инновациях. Активно обсуждается тема автономного судовождения. Ваша компания занимается этим направлением?
- Безусловно. Мы разрабатываем системы управления для автономного судовождения. Если конкретнее, речь идет об адаптивных автопилотах с использованием искусственного интеллекта. Эта продукция предназначена для размещения на маломерных лодках и катерах.
ИИ позволяет адаптировать поведение автопилота при конкретной полезной нагрузке, мощностных характеристиках мотора, параметрах корпуса и т.д.
Беспилотные системы — перспективное направление, но рынок пока в стадии становления. Еще нет понимания, в каких конкретно сферах будут востребованы беспилотные суда и как они будут применяться. Поэтому наша задача — создать такое решение, которое позволит судостроителям подстраиваться под потребности рынка и конкретные задачи.
Беспилотное судовождение (в нынешнем варианте) подходит для судов длиной от 1 до 20 метров. Возможно, они будут решать задачи экологического мониторинга, выполнять гидрографические работы, доставку грузов, ликвидацию разливов нефти.
- А для больших судов технология не подходит?
- Эксплуатация крупнотоннажных судов связана с большими техническими рисками. В обозримом будущем они скорее всего беспилотными не станут. Наверное, будут малоэкипажными.
- Заменит ли ИИ человека?
- Вопрос сложный и тонкий. Пока наши системы поддержки принятия решений заменить судоводителя не могут.
- Ощущаете нехватку кадров? Как решаете задачу привлечения специалистов?
- Работаем с молодежью, сотрудничаем с университетами Санкт-Петербурга, берем студентов на практику, привлекаем их к работе над новыми проектами, некоторые из которых впоследствии становятся готовыми продуктами. Заинтересованной молодежи достаточно. Приятно отметить, что молодые люди смотрят на наши разработки, понимают, какую пользу они приносят, им интересно участвовать в создании цифровой продукции.
- Как в вашей компании построена система сервиса? Ведь такая техника — вещь сложная.
- Мы всегда на связи, модернизируем продукцию с учетом запросов и поступающих отзывов. Динамика наших результатов свидетельствует о том, что это верный путь, спрос на продукцию растет. Мы не занимаемся разовыми продажами. Как правило, выстраиваем длительные партнерские отношения.
- Подведете промежуточные итоги?
- За 2025 год установили более 25 систем навигации, более 30 комплексных тренажерных систем подготовки экипажей. Уже более 2 тысяч маломерных судов оснащены нашими решениями. Останавливаться на достигнутом, конечно, не собираемся. Впереди еще очень много работы.


















