АСКОН, АО

Цифровая платформа судостроения: Или как обеспечить технологический суверенитет в новых условиях?

0 17 10 мин
Современное российское судостроение сталкивается с комплексом взаимосвязанных проблем, требующих системного переосмысления подходов к проектированию и управлению данными. Анализ текущей ситуации в отрасли позволяет выявить несколько ключевых проблемных зон, решение которых возможно через внедрение специализированных отраслевых решений.

Системные проблемы отрасли

Зависимость от зарубежных решений создает долгосрочные риски для развития отечественного судостроения. Многие предприятия продолжают работу на устаревших версиях программного обеспечения без возможности легального обновления и технической поддержки. Ситуация усугубляется тем, что переход этих систем на отечественные операционные платформы и процессоры оказывается технологически невозможным. Это создает замкнутый круг, когда предприятия вынуждены поддерживать архаичную ИТ-инфраструктуру, устаревшие и необновляемые ОС, СУБД, что влечет за собой дополнительные расходы и технологические ограничения.

В то же время проблема наследования данных приобретает критический характер для всей отрасли. За долгие годы работы в судостроении накопились огромные массивы информации в несовместимых между собой форматах. Проектная документация в системах FORAN, AVEVA, Cadmatic и других САПР представляет значительную ценность, особенно учитывая жизненный цикл судов, достигающий 50 лет. Однако возможность работы с этими накопленными данными ограничена из-за устаревания форматов и отсутствия совместимости между различными системами. Это существенно ограничивает сопровождение, модернизацию и ремонт существующих судов и кораблей, а также создает серьезные препятствия для использования накопленного опыта в новых проектах.

Разрозненность данных сохраняется несмотря на процессы цифровизации, происходящие в отрасли. Как отмечают эксперты, даже переход на электронное проектирование не привел к созданию единого информационного пространства. Чертежи часто передаются в виде бумажных копий или разрозненных файлов, что разрывает «цифровую непрерывность» и затрудняет коллективную работу над проектом. В результате вместо ожидаемого ускорения процессов проектирования мы наблюдаем сохранение старых бюрократических процедур в новой цифровой оболочке.

Отсутствие доверенного программного обеспечения с необходимыми сертификатами безопасности ограничивает возможности полноценного обмена информацией между конструкторскими бюро и производственными предприятиями. Особенно остро это проявляется при работе предприятий оборонно-промышленного комплекса (ОПК), где требования к информационной безопасности не позволяют передавать полные данные информационной модели объекта морской техники между организациями. Это приводит к тому, что цифровые модели содержат «белые пятна», что снижает их практическую ценность в рамках всего жизненного цикла изделия.

Таким образом, решение проблем отрасли в области цифровизации требует комплексного подхода, сочетающего технологические инновации с грамотным управлением изменениями. Специализированные отраслевые решения, построенные на принципах единого доверенного информационного пространства, могут стать катализатором цифровой трансформации судостроения, обеспечивая его конкурентоспособность в долгосрочной перспективе. Однако успех этой трансформации зависит не только от технологий, но и от готовности отрасли к изменениям, включая пересмотр бизнес-процессов, инвестиции в подготовку кадров и создание новой культуры проектирования.

Стратегическим ответом на подобные вызовы стала разработка единой цифровой платформы судостроения компанией «АСКОН» в кооперации с ведущими отраслевыми предприятиями, профильными научно-исследовательскими институтами, вузами и партнерами по консорциуму «Развитие». Данную разработку компания представила на выставке «НЕВА 2025». Проект  нацелен на формирование полностью независимого и безопасного программного стека,  охватывающего весь жизненный цикл объекта морской техники — от первоначального технического задания и концептуального проектирования до спуска на воду. 

Эволюция разработки: от научных изысканий к первому рабочему релизу

Важно подчеркнуть, что масштабная работа ведется «АСКОН» отнюдь не с нуля, а опирается на многолетний опыт системного взаимодействия с ключевыми предприятиями отрасли. Отправной точкой можно считать 2021 год, когда были инициированы комплексные научно-исследовательские работы по передовым методикам проектирования, параметрического моделирования процессов выпуска рабочей конструкторской документации и планирования подготовки производства. В ходе этих НИР активно собирались, структурировались и анализировались технические требования и пожелания профильных предприятий отрасли. Этот этап позволил не просто собрать информацию о текущих бизнес-процессах различных КБ и заводов, а сформировать целостное техническое и методологическое видение архитектуры будущей высокоуровневой платформы.

Следующей вехой стал 2023 год, когда разработка ПО и методики работы перешли в практическую плоскость в рамках особо значимого проекта ИЦК по созданию комплексной системы «САПР Судно». По ее итогу была собрана информация о процессах, требованиях и использовании зарубежного ПО, ограничениях по вопросам информационной безопасности. Также разработаны новые инструменты в САПР «КОМПАС-3D»: силами экспертов ДЗО ОСК были проведены приемочные испытания макета функциональной подсистемы «Моделирование корпусных конструкций» первой очереди и макета модуля «Начальное проектирование».


Результаты испытаний новой функциональности «КОМПАС-3D» были приняты комиссией, назначенной приказом генерального директора АО «ОСК» и директором ДЦТиИТ АО «ОСК».


Технологический фундамент: собственное геометрическое ядро как основа суверенитета

Фундаментом, на котором выстраивается вся архитектура «Цифровой платформы судостроения», являются собственные, проверенные временем и сложными проектами программные разработки АСКОН. Речь идет, прежде всего, о единственном коммерческом геометрическом ядре в странах БРИКС и специализированном инструменте разработки программного обеспечения C3D Toolkit. Российское геометрическое ядро C3D — одно из четырех математических ядер подобного  класса в мире, наряду с решениями из США, Германии и Франции. Ядро обеспечивает точное создание, параметрическое моделирование и обработку геометрии любой степени сложности. В связке с ним работает САПР «КОМПАС-3D» для непосредственного моделирования элементов ОМТ, «обученная» новым судостроительным возможностям, и система управления инженерными данными и полным жизненным циклом изделия «ЛОЦМАН:PLM».

Использование этого программного стека гарантирует не только бесшовную интеграцию всех компонентов, но и полный технологический суверенитет, что является критически важным фактором для предприятий оборонно-промышленного комплекса и всех объектов критической информационной инфраструктуры государства в условиях действующих санкционных ограничений и необходимости обеспечения кибербезопасности.

Инновационная парадигма проектирования: целостность и сквозная модель данных вместо устаревшей разрозненности

Цифровая платформа судостроения: Или как обеспечить технологический суверенитет в новых условиях? / Фото:
Цифровая платформа судостроения: Или как обеспечить технологический суверенитет в новых условиях? / Фото: «АСКОН», АО
Ключевая особенность новой платформы — встроенный инструментарий, позволяющий реализовать принципиально новый, инженерный подход к организации всего процесса проектирования. Вместо сложного и не совсем современного  использования множества разрозненных, слабо связанных между собой программ для решения отдельных задач — корпусного проектирования, проработки судовых систем, электрики, трубопроводов и размещения оборудования — предлагается комплексный PLM-подход в едином информационном пространстве со сквозной цифровой непрерывностью, обеспечивающей согласованность всех данных. 

Новая платформа реализует передовой принцип работы с моделью корабля по аналогии с «цифровыми картами» или «цифровым двойником». Конструктор начинает работу с общего, оптимизированного для производительности, упрощенного вида. Это позволяет в реальном времени оперировать сборками в миллионы компонентов без потери производительности и скорости отклика системы. По мере углубления в конкретную задачу, район или систему, платформа позволяет инженеру интуитивно «проваливаться» на необходимый уровень детализации вплоть до отдельного клапана или элемента электросхемы, сохраняя при этом всю необходимую информацию в рамках информационной модели, включая логические связи, атрибуты и параметры. Этот подход был опробован совместно с партнерами в условиях, максимально приближенных к боевым, и доказал свою эффективность и практическую пользу для сокращения сроков проектирования.

«Современный корабль — это сложнейший высокотехнологичный объект, насыщенный автоматизированными системами, который невозможно эффективно и быстро проектировать по-старинке, рассматривая его, например, по аналогии с промышленным строительством», — отметил генеральный директор компании «АСКОН-Системы проектирования» Сергей Евсиков в своем докладе на конференции «НЕВА 2025».

Практическое подтверждение эффективности: успешное закрытие полного цикла задач корпусной специализации

Цифровая платформа судостроения: Или как обеспечить технологический суверенитет в новых условиях? / Фото:
Цифровая платформа судостроения: Или как обеспечить технологический суверенитет в новых условиях? / Фото: «АСКОН», АО
Наиболее значимым и показательным достижением на текущем этапе работы стал первый внутренний технический релиз, сфокусированный на комплексном решении задач корпусного проектирования. В качестве реального тестового примера был выбран проект шаланды, предоставленный партнером «АСКОН» — ПКБ «Петробалт». В рамках этого пилотного проекта была полностью отработана сквозная технологическая цепочка: от формирования архитектурно-компоновочного решения, теоретического чертежа на стадии технического проекта до выпуска необходимого комплекта рабочей конструкторской документации, автоматизированного формирования спецификаций и генерации плазово-технологических карт раскроя металла для последующего производства.

Итоговая тестовая модель на 4000 уникальных деталей была создана распределенной командой, в которую вошли сотрудники АСКОН, конструкторы ПКБ «Петробалт» и специалисты Санкт-Петербургского государственного морского технического университета. Несмотря на то, что платформа находится в активной разработке — работа, связанная со специализацией «Корпус», была выполнена в сжатые сроки. Этот результат наглядно продемонстрировал эффективность новых принципов коллективной распределенной работы и возможности централизованной системы управления данными на базе «ЛОЦМАН:PLM», где вся информация, хранящаяся централизованно, защищена и доступна авторизованным специалистам в реальном времени вне зависимости от их местоположения.

Глубокая интеграция: системный инжиниринг и виртуальные испытания цифрового двойника

Цифровая платформа задумана не как набор разрозненных инструментов, а как единая среда, и потому не ограничивается работой только с геометрией. В ее архитектуру изначально заложены  инструменты системного инжиниринга (MBSE), позволяющие управлять тысячами требований к изделию, проектировать логическую и функциональную архитектуру систем, а также учитывать и хранить комплексные виртуальные испытания, начиная с самых ранних этапов.

Цифровой двойник корабля начинает создаваться с предэскизных стадий, что позволяет выявлять и исправлять коллизии, противоречия в требованиях и инженерные ошибки на этапе, когда их устранение требует минимальных финансовых и временных затрат, в отличие от катастрофически дорогостоящих правок на стадии производства или, тем более, эксплуатации. Для всесторонней верификации и валидации инженерных решений в платформу интегрированы отечественные расчетные комплексы, образующие полный цикл анализа и работающие на математическом ядре C3D, что исключает ошибки в геометрии: это Pradis от компании «Ладуга» для моделирования работы гидравлических, пневматических, механических и электрических систем, включая задачи синтеза и оптимизации. Это АПМ WinMaсhin от НТЦ «АПМ» и встроенный в «КОМПАС-3D» APM FEM для проведения прочностных расчетов линейной и нелинейной статики, динамики, анализа композитных конструкций и решения задач жидкостно-структурного взаимодействия. И, наконец, это FlowVision от компании «Тесис», включающий новую разработку «Виртуальный опытовый бассейн» для решения задач вычислительной газогидродинамики (моделирование обтекания корпуса, работы гребных винтов, кавитации и таких уникальных задач как ледопроходимость и поведение судна на волнении).

Доверенное ПО и сквозная цифровая непрерывность как основа безопасности

Одной из главных целей проекта является создание полностью доверенного, безопасного программного обеспечения, необходимого для работы предприятий ОПК и объектов критической информационной инфраструктуры в связке «КБ — завод». Весь комплекс разрабатывается с учетом требований регуляторов — ФСТЭК России и ФСБ России согласно ГОСТ Р 56939−2024 «Защита информации. Разработка безопасного ПО». На текущий момент уже получены необходимые сертификаты для работы с данными с грифом «ДСП», ведется подготовка к процедуре сертификации для работы с информацией, составляющей государственную тайну. Все компоненты, включая математическое ядро, не содержат зарубежного кода и недекларированных возможностей, что подтверждено соответствующими заключениями.

В октябре 2025 года началось открытое бета-тестирование нативной версии САПР «КОМПАС-3D» под Linux, ранее обеспечена поддержка работы серверной части «ЛОЦМАН:PLM» на отечественных ОС и СУБД, клиент «ЛОЦМАН:PLM» пока работает на MS Windows, но скоро также перейдет на работу на отечественных ОС. Особое внимание уделяется достижению принципа «цифровой непрерывности» — сквозному и бесшовному прохождению данных по всей цепочке создания стоимости: от конструкторского бюро и института до верфи и завода-изготовителя без потерь, искажений или необходимости многократной ручной переконвертации.

Реализация этого принципа позволит окончательно устранить существующую информационную разрозненность («цифровой барьер») и создать единое защищенное информационное пространство для всей отечественной судостроительной отрасли. Это значительно ускорит процессы согласования, повысит качество выпускаемой документации и снизит количество ошибок, неизбежных при ручном переносе данных между различными подразделениями и организациями. Дополнительно продолжается разработка конвертеров по чтению данных из зарубежных САПР в редактируемом виде с учетом предложений Российского морского регистра судоходства через универсальный формат данных ОСХ/ASF.

Перспективы развития

Цифровая платформа судостроения: Или как обеспечить технологический суверенитет в новых условиях? / Фото:
Цифровая платформа судостроения: Или как обеспечить технологический суверенитет в новых условиях? / Фото: «АСКОН», АО
Проделанная на сегодняшний день работа убедительно демонстрирует, что российская IT-индустрия и инженерная школа готовы предложить отечественному судостроительному комплексу не просто набор программ для импортозамещения, а конкурентоспособную и перспективную цифровую платформу мирового уровня. Согласно обновленному плану-графику уже в следующем году ожидается выпуск MVP (минимально жизнеспособного продукта), который будет передан на опытно-промышленную эксплуатацию ограниченному кругу предприятий, а к 2029 году планируется выход  релиза, включающего все заявленные специализации — от корпуса и систем до электрики с учетом полномасштабной разработанной методики использования цифровой платформы судостроения и с учетом решения задач информационной безопасности. 

Проект единой цифровой платформы судостроения — не просто замена одного софта на другой. Это стратегический шаг к созданию принципиально новой, более эффективной, безопасной и суверенной цифровой экосистемы отечественного судостроения, основанной на собственных технологиях, проверенных методологиях и подготовленных кадрах, что является краеугольным камнем технологического суверенитета и обороноспособности страны в целом в новой реальности.




Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости