Системные проблемы отрасли
Зависимость от зарубежных решений создает долгосрочные риски для развития отечественного судостроения. Многие предприятия продолжают работу на устаревших версиях программного обеспечения без возможности легального обновления и технической поддержки. Ситуация усугубляется тем, что переход этих систем на отечественные операционные платформы и процессоры оказывается технологически невозможным. Это создает замкнутый круг, когда предприятия вынуждены поддерживать архаичную ИТ-инфраструктуру, устаревшие и необновляемые ОС, СУБД, что влечет за собой дополнительные расходы и технологические ограничения.
В то же время проблема наследования данных приобретает критический характер для всей отрасли. За долгие годы работы в судостроении накопились огромные массивы информации в несовместимых между собой форматах. Проектная документация в системах FORAN, AVEVA, Cadmatic и других САПР представляет значительную ценность, особенно учитывая жизненный цикл судов, достигающий 50 лет. Однако возможность работы с этими накопленными данными ограничена из-за устаревания форматов и отсутствия совместимости между различными системами. Это существенно ограничивает сопровождение, модернизацию и ремонт существующих судов и кораблей, а также создает серьезные препятствия для использования накопленного опыта в новых проектах.
Разрозненность данных сохраняется несмотря на процессы цифровизации, происходящие в отрасли. Как отмечают эксперты, даже переход на электронное проектирование не привел к созданию единого информационного пространства. Чертежи часто передаются в виде бумажных копий или разрозненных файлов, что разрывает «цифровую непрерывность» и затрудняет коллективную работу над проектом. В результате вместо ожидаемого ускорения процессов проектирования мы наблюдаем сохранение старых бюрократических процедур в новой цифровой оболочке.
Отсутствие доверенного программного обеспечения с необходимыми сертификатами безопасности ограничивает возможности полноценного обмена информацией между конструкторскими бюро и производственными предприятиями. Особенно остро это проявляется при работе предприятий оборонно-промышленного комплекса (ОПК), где требования к информационной безопасности не позволяют передавать полные данные информационной модели объекта морской техники между организациями. Это приводит к тому, что цифровые модели содержат «белые пятна», что снижает их практическую ценность в рамках всего жизненного цикла изделия.
Таким образом, решение проблем отрасли в области цифровизации требует комплексного подхода, сочетающего технологические инновации с грамотным управлением изменениями. Специализированные отраслевые решения, построенные на принципах единого доверенного информационного пространства, могут стать катализатором цифровой трансформации судостроения, обеспечивая его конкурентоспособность в долгосрочной перспективе. Однако успех этой трансформации зависит не только от технологий, но и от готовности отрасли к изменениям, включая пересмотр бизнес-процессов, инвестиции в подготовку кадров и создание новой культуры проектирования.
Стратегическим ответом на подобные вызовы стала разработка единой цифровой платформы судостроения компанией «АСКОН» в кооперации с ведущими отраслевыми предприятиями, профильными научно-исследовательскими институтами, вузами и партнерами по консорциуму «Развитие». Данную разработку компания представила на выставке «НЕВА 2025». Проект нацелен на формирование полностью независимого и безопасного программного стека, охватывающего весь жизненный цикл объекта морской техники — от первоначального технического задания и концептуального проектирования до спуска на воду.
Эволюция разработки: от научных изысканий к первому рабочему релизу
Важно подчеркнуть, что масштабная работа ведется «АСКОН» отнюдь не с нуля, а опирается на многолетний опыт системного взаимодействия с ключевыми предприятиями отрасли. Отправной точкой можно считать 2021 год, когда были инициированы комплексные научно-исследовательские работы по передовым методикам проектирования, параметрического моделирования процессов выпуска рабочей конструкторской документации и планирования подготовки производства. В ходе этих НИР активно собирались, структурировались и анализировались технические требования и пожелания профильных предприятий отрасли. Этот этап позволил не просто собрать информацию о текущих бизнес-процессах различных КБ и заводов, а сформировать целостное техническое и методологическое видение архитектуры будущей высокоуровневой платформы.
Следующей вехой стал 2023 год, когда разработка ПО и методики работы перешли в практическую плоскость в рамках особо значимого проекта ИЦК по созданию комплексной системы «САПР Судно». По ее итогу была собрана информация о процессах, требованиях и использовании зарубежного ПО, ограничениях по вопросам информационной безопасности. Также разработаны новые инструменты в САПР «КОМПАС-3D»: силами экспертов ДЗО ОСК были проведены приемочные испытания макета функциональной подсистемы «Моделирование корпусных конструкций» первой очереди и макета модуля «Начальное проектирование».
Результаты испытаний новой функциональности «КОМПАС-3D» были приняты комиссией, назначенной приказом генерального директора АО «ОСК» и директором ДЦТиИТ АО «ОСК».
Технологический фундамент: собственное геометрическое ядро как основа суверенитета
Фундаментом, на котором выстраивается вся архитектура «Цифровой платформы судостроения», являются собственные, проверенные временем и сложными проектами программные разработки АСКОН. Речь идет, прежде всего, о единственном коммерческом геометрическом ядре в странах БРИКС и специализированном инструменте разработки программного обеспечения C3D Toolkit. Российское геометрическое ядро C3D — одно из четырех математических ядер подобного класса в мире, наряду с решениями из США, Германии и Франции. Ядро обеспечивает точное создание, параметрическое моделирование и обработку геометрии любой степени сложности. В связке с ним работает САПР «КОМПАС-3D» для непосредственного моделирования элементов ОМТ, «обученная» новым судостроительным возможностям, и система управления инженерными данными и полным жизненным циклом изделия «ЛОЦМАН:PLM».
Использование этого программного стека гарантирует не только бесшовную интеграцию всех компонентов, но и полный технологический суверенитет, что является критически важным фактором для предприятий оборонно-промышленного комплекса и всех объектов критической информационной инфраструктуры государства в условиях действующих санкционных ограничений и необходимости обеспечения кибербезопасности.
Инновационная парадигма проектирования: целостность и сквозная модель данных вместо устаревшей разрозненности
Новая платформа реализует передовой принцип работы с моделью корабля по аналогии с «цифровыми картами» или «цифровым двойником». Конструктор начинает работу с общего, оптимизированного для производительности, упрощенного вида. Это позволяет в реальном времени оперировать сборками в миллионы компонентов без потери производительности и скорости отклика системы. По мере углубления в конкретную задачу, район или систему, платформа позволяет инженеру интуитивно «проваливаться» на необходимый уровень детализации вплоть до отдельного клапана или элемента электросхемы, сохраняя при этом всю необходимую информацию в рамках информационной модели, включая логические связи, атрибуты и параметры. Этот подход был опробован совместно с партнерами в условиях, максимально приближенных к боевым, и доказал свою эффективность и практическую пользу для сокращения сроков проектирования.
«Современный корабль — это сложнейший высокотехнологичный объект, насыщенный автоматизированными системами, который невозможно эффективно и быстро проектировать по-старинке, рассматривая его, например, по аналогии с промышленным строительством», — отметил генеральный директор компании «АСКОН-Системы проектирования» Сергей Евсиков в своем докладе на конференции «НЕВА 2025».
Практическое подтверждение эффективности: успешное закрытие полного цикла задач корпусной специализации
Итоговая тестовая модель на 4000 уникальных деталей была создана распределенной командой, в которую вошли сотрудники АСКОН, конструкторы ПКБ «Петробалт» и специалисты Санкт-Петербургского государственного морского технического университета. Несмотря на то, что платформа находится в активной разработке — работа, связанная со специализацией «Корпус», была выполнена в сжатые сроки. Этот результат наглядно продемонстрировал эффективность новых принципов коллективной распределенной работы и возможности централизованной системы управления данными на базе «ЛОЦМАН:PLM», где вся информация, хранящаяся централизованно, защищена и доступна авторизованным специалистам в реальном времени вне зависимости от их местоположения.
Глубокая интеграция: системный инжиниринг и виртуальные испытания цифрового двойника
Цифровая платформа задумана не как набор разрозненных инструментов, а как единая среда, и потому не ограничивается работой только с геометрией. В ее архитектуру изначально заложены инструменты системного инжиниринга (MBSE), позволяющие управлять тысячами требований к изделию, проектировать логическую и функциональную архитектуру систем, а также учитывать и хранить комплексные виртуальные испытания, начиная с самых ранних этапов.
Цифровой двойник корабля начинает создаваться с предэскизных стадий, что позволяет выявлять и исправлять коллизии, противоречия в требованиях и инженерные ошибки на этапе, когда их устранение требует минимальных финансовых и временных затрат, в отличие от катастрофически дорогостоящих правок на стадии производства или, тем более, эксплуатации. Для всесторонней верификации и валидации инженерных решений в платформу интегрированы отечественные расчетные комплексы, образующие полный цикл анализа и работающие на математическом ядре C3D, что исключает ошибки в геометрии: это Pradis от компании «Ладуга» для моделирования работы гидравлических, пневматических, механических и электрических систем, включая задачи синтеза и оптимизации. Это АПМ WinMaсhin от НТЦ «АПМ» и встроенный в «КОМПАС-3D» APM FEM для проведения прочностных расчетов линейной и нелинейной статики, динамики, анализа композитных конструкций и решения задач жидкостно-структурного взаимодействия. И, наконец, это FlowVision от компании «Тесис», включающий новую разработку «Виртуальный опытовый бассейн» для решения задач вычислительной газогидродинамики (моделирование обтекания корпуса, работы гребных винтов, кавитации и таких уникальных задач как ледопроходимость и поведение судна на волнении).
Доверенное ПО и сквозная цифровая непрерывность как основа безопасности
Одной из главных целей проекта является создание полностью доверенного, безопасного программного обеспечения, необходимого для работы предприятий ОПК и объектов критической информационной инфраструктуры в связке «КБ — завод». Весь комплекс разрабатывается с учетом требований регуляторов — ФСТЭК России и ФСБ России согласно ГОСТ Р 56939−2024 «Защита информации. Разработка безопасного ПО». На текущий момент уже получены необходимые сертификаты для работы с данными с грифом «ДСП», ведется подготовка к процедуре сертификации для работы с информацией, составляющей государственную тайну. Все компоненты, включая математическое ядро, не содержат зарубежного кода и недекларированных возможностей, что подтверждено соответствующими заключениями.
В октябре 2025 года началось открытое бета-тестирование нативной версии САПР «КОМПАС-3D» под Linux, ранее обеспечена поддержка работы серверной части «ЛОЦМАН:PLM» на отечественных ОС и СУБД, клиент «ЛОЦМАН:PLM» пока работает на MS Windows, но скоро также перейдет на работу на отечественных ОС. Особое внимание уделяется достижению принципа «цифровой непрерывности» — сквозному и бесшовному прохождению данных по всей цепочке создания стоимости: от конструкторского бюро и института до верфи и завода-изготовителя без потерь, искажений или необходимости многократной ручной переконвертации.
Реализация этого принципа позволит окончательно устранить существующую информационную разрозненность («цифровой барьер») и создать единое защищенное информационное пространство для всей отечественной судостроительной отрасли. Это значительно ускорит процессы согласования, повысит качество выпускаемой документации и снизит количество ошибок, неизбежных при ручном переносе данных между различными подразделениями и организациями. Дополнительно продолжается разработка конвертеров по чтению данных из зарубежных САПР в редактируемом виде с учетом предложений Российского морского регистра судоходства через универсальный формат данных ОСХ/ASF.
Перспективы развития
Проект единой цифровой платформы судостроения — не просто замена одного софта на другой. Это стратегический шаг к созданию принципиально новой, более эффективной, безопасной и суверенной цифровой экосистемы отечественного судостроения, основанной на собственных технологиях, проверенных методологиях и подготовленных кадрах, что является краеугольным камнем технологического суверенитета и обороноспособности страны в целом в новой реальности.






















