реклама
Современные методы размерного контроля
Современные методы размерного контроля
Начальник отдела технологий размерного контроля компании "Бум Техно" Владимир Дубинка рассказывает о современных методах размерного контроля и измерения в судостроительной отрасли

"Чистый" размер и космос

Из опыта участия в космической программе "Ангара"

0 3718 2 мин
С середины первого до начала второго десятилетия XXI века фирма "Бум Техно" принимала участие в создании наземных изделий для космического ракетного комплекса "Ангара". Мы выполнили составную часть ОКР по размерному контролю при изготовлении, испытании и монтаже конструкций КРК.
КРК "Ангара" / "Бум Техно", ЗАО

Работы велись в широкой кооперации ведущих отечественных КБ, заводов и монтажных организаций. Проектированием занимались КБТМ и КБСМ, а металлоконструкции изготавливались в цехах "Звездочки" и Кировского завода, монтаж на площадке выполнял "СпецТрест 2". Оператором проекта выступили "Промышленные технологии", состоявшие из специалистов с опытом работы на ведущих предприятиях Северодвинска.

Габариты конструкций КРК "Ангара" исключали возможность доставки их на место монтажа в собранном виде. Также крайне затруднительно было бы организовать доработку элементов изделий на месте. Выход был один – изготавливать конструкции отдельными блоками в "чистый" размер и монтировать их на площадке космодрома без подгонки. Основные наземные изделия КРК рама пускового стола (ПС), закладное устройство (ЗУ), кабель-заправочная башня (КЗБ) – были разделены на секции и блоки. Собираться на месте формирования секции/блоки должны были через фланцы и крепиться болтовыми и шпоночными соединениями.

К моменту начала работ наши инженеры уже имели практический опыт разработки цифровых технологий, обеспечивающих точную сборку и монтаж в "чистый" размер (формулировка академика Пашина). Метрологические и технологические решения, предложенные "Бум Техно", инженеры "Адмиралтейских верфей" применили при постройке серии танкеров проекта 05 55.

Об этом "Корабел.ру" уже писал ранее.
 
КРК "Ангара" / "Бум Техно", ЗАО

"Бум Техно" подключился к ОКР на ранней стадии проработки проектной конструкторской документации. Это дало возможность при разработке рабочих технологий применить решения, которые обеспечили изготовление конструкций с точностью, гарантирующей сборку элементов КРК без подгонки на площадке космодрома.

Проведенная на площадке космодрома предварительная рекогносцировка позволила уточнить ряд размеров, что в дальнейшем повлияло на успешный монтаж рамы пускового стола.

Собираемость секций/блоков в единое изделие достигалась за счет рационального назначения системы измерительных и монтажных баз, введением фиксированных контрольных линий/точек, выбора методов размерной увязки, механической обработки фланцевых стенок и опорных платиков на расточном оборудовании.

На всех критически важных этапах изготовления и при контрольной сборке секций/блоков выполнялся размерный контроль с применением высокоточных координато-измерительных систем. Полностью изготовленные блоки/секции проходили размерную аттестацию с составлением паспортов и фиксацией контрольных линий точками.

Технология контрольной сборки, примененная на заводе-изготовителе, предполагала не последовательную сборку секций друг за другом с компенсацией полученных погрешностей на "забойной" секции, а выставление секций в заданное чертежом положение. Проверка пространственного положения проводилась координато-измерительными системами по ранее нанесенным контрольным точкам. В дальнейшем таким же способом монтировались изделия КРК и на площадке космодрома.

Цель контрольной сборки – продемонстрировать заказчику собираемость изделий, согласовать с ним возможные недочеты и таким образом облегчить последующий монтаж блоков/секций КРК на космодроме. В традиционных технологиях обычно в ходе контрольной сборки сопрягаемые детали дорабатываются для требуемого соответствия друг другу. В нашем случае такой пригонки практически не было, что и было продемонстрировано заказчику.
 
КРК "Ангара" / "Бум Техно", ЗАО
"Бум Техно", ООО
Санкт-Петербург
+7 (812) 713-14-13, +7 (812) 571-09-47
"Адмиралтейские верфи", АО Санкт-Петербург
+7 (812) 313-81-83
"Центр судоремонта "Звездочка", АО Северодвинск
+7 (818) 459-66-29
"Омский завод транспортного машиностроения", АО Омск
+7(3812)44-61-03
"Кировский завод", ПАО Санкт-Петербург
+7(812)702-04-09
"Конструкторское бюро специального машиностроения", ОАО Санкт-Петербург
+7 (812) 665-56-00



Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости