Александр Сергеевич Ильичёв: «Опыт последних 15 лет показывает, что «Красные Баррикады» способны выполнить любой проект»

- A + Автор: Владислав Букин КомментарииПрочитано 9459 раз   |
С заводом «Красные Баррикады» «Корабел» плотно и плодотворно сотрудничает уже несколько лет. Регулярно выходят статьи о производственных успехах заводчан, новых проектах, социальной политике в одноименном заводском поселке. Поэтому в «поездке на юг» «Красные Баррикады» занимали особое место. Прежде всего хотелось своими глазами взглянуть на то, о чем раньше только читали и слышали от коллег.

Попали мы на предприятие как раз после очередного трудового достижения: днем ранее были сдано и отбуксировано опорное основание центральной технологической платформы. Директор «Красных Баррикад» Александр Сергеевич Ильичёв рассказал нам о истории предприятия и в целом о истории судостроения в Астрахани, как оно развивалось и к чему сейчас пришло.
Александр Сергеевич Ильичёв
Завод
Завод
Завод
Завод
Завод
Завод
Завод
Завод
Завод
Завод
Александр Сергеевич, с чего начинались «Красные Баррикады»?

В истории нашего завода очень много интересных моментов. Мы в Российском государственном историческом архиве в Санкт-Петербурге нашли справку об организации здесь судоремонтных мастерских братьев Михаила и Абрацума Буниятовых, которая датирована 1898 годом. Тогда поселок назывался не Красные Баррикады, а Бертюль.

Каспий к тому времени стал центром нефтедобычи в России, и Нобелю, который занимался транспортировкой нефти из Баку в Астрахань и Волгоград, понадобилась база для ремонта флота. Выбор в пользу этой территории был сделан еще потому, что местная глина не впитывает нефтепродукты. Рядом с речкой Бертюль вырыли специальные ямы, которые использовались, как естественные хранилища. Когда нужно было, нефть откачивали, а на дне ямы оставалась только тонкая пленка, которую складывали, и хранилище снова было пригодно для использования.

Свое сегодняшнее название - Красные Баррикады, поселок тоже получил неспроста. В марте 1920 года на берегу Бертюли появились банды Мамонтова, которые всячески издевались над местными коммунистами, а власть советов объявили в поселке свергнутой. Однако рабочие мастерских совместно с товарищами с завода «Кама» (ССЗ им. III Интернационала) выбили бандитов с территории предприятия. В память об этом подвиге поселку и предприятию в 1954 году и было присвоено название «Красные Баррикады».
Завод "Красные Баррикады" / www.korabel.ru
После войны тоже был интересный момент. В Бертюле жили несколько семей, сосланных за антисоветскую деятельность. Из них и было сформировано заводское проектное бюро, которое создало первый плавучий кран. Долгие-долгие годы мы строили плавкраны грузоподъемностью от 5 до 1200 тонн. Особенно много было создано пятитонников по проекту 528Б.
А в начале 70-х годов XX века на «Красные Баррикады» пришли буровые установки.

Какие проекты сейчас выполняет «Красные Баррикады»?  

Основных заказов на заводе два: платформа жилого модуля и платформа райзерного блока для буровой установки месторождения «им. В. Филановского». Каждая платформа собирается из двух частей: опорное основание, которое устанавливается в море, и верхнее строение.
Опорные основания жилого модуля мы успешно отбуксировали в июле, райзерного блока — в августе. Еще на условиях субподряда мы взяли заказ на строительство опорного основания центральной технологической платформы, которые вчера тоже отправили. Теперь будем заниматься верхними строениями жилого модуля и райзерного блока. А там на подходе следующий «Лукойловский» контракт.
 
Завод "Красные Баррикады" / www.korabel.ru

Но на одного заказчика ориентироваться опасно. С одной стороны, приобретается опыт и репутация, но с другой — если он завтра уйдет, то мы останемся без работы. Благо на Каспии есть много потенциальных иностранных заказчиков: Туркменистан, Казахстан, Иран. Причем иранские фирмы проявляли особый интерес к нашей продукции и нашему стенду на выставке  «НЕВА-2013».

А в области строительства грузового флота вы не пробовали работать?

Строили, конечно. В 2007 году сдали танкер-заправщик дедвейтом 3500 тонн для «Газпромшельфа», строили серии несамоходных барж, в том числе нефтеналивные для нужд «В.Ф. Танкера», корпуса судов-снабженцев для норвежцев. Но сейчас мы полностью сконцентрированы на платформах, на которые мы в первую очередь «заточены».

Это первое впечатление, что все судостроительные заводы везде одинаковые. Но на самом деле, ведь каждое предприятие проектировалось и создавалось под определенные цели с привязкой к выпускаемой продукции.

Когда вышло постановление Косыгина об организации строительства первой буровой установки в СССР, то на «Красных Баррикадах» провели масштабную реконструкцию, и до сих пор мы продолжаем модернизировать производство.  Технологии меняются и сейчас, наверное, даже ту первую буровую проекта 1540, которых всего построили 10 единиц, мы бы сейчас сделать не смогли, не произведя соответствующей демодезнизации. Оборудование не то, принципы не те и так далее.
Завод "Красные Баррикады" / Завод "Красные баррикады"
Например, ССЗ им. III Интернационала был построен изначально для создания и обслуживания несамоходного нефтеналивного флота. У него большое спусковое устройство на 180 метров. Там поднимали по 9-10 танкеров за зиму, ремонтировали, красили. А сейчас завод законсервирован и не работает. Очень обидно.
Если вспомнить, как строился «Лотос», то тогда приняли программу о возведении двух похожих судостроительных заводов: один в Баку и один в Астраханской области. Изначально «Лотос» планировали построить на базе нашего завода в Красных Баррикадах: сухой док, достроечные набережные со всем необходимым оборудованием, расширить поселок для работников. Но затем решили разместить его в городе Нариманов. Там как раз к этому моменту были завершены работы по Астраханскому вододелителю, и нужно было загрузить работой большое количество строительных организаций и рабочих. Но в итоге проект по заводу «Лотос» так и не был завершен до конца. Не случайно у него нет достроечного, электромонтажного, трубного производства.

Сколько металла в год вы обрабатываете?

Проекты буровых очень трудоемкие и соответственно металлоемкие. По «Лукойловским» платформам у нас получилось 15 тыс. тонн обработанного металла в год. Можно было бы и больше делать, мы даже рассматривали вариант установки автоматизированной линии по сборке плоских секций. Но дело в том, что нет серийности заказов и все четыре объекта, что мы сдавали  в этом году- головные. В области оффшорных проектов сложно строить сериями, каждый объект создается под конкретные задачи и условия.
Завод "Красные Баррикады" / www.korabel.ru

Как складываются взаимоотношения с областными и районными властями?

Для районного бюджета «Красные Баррикады» - это основной кормилец. Предприятие со штатом в 2 тыс. человек составляет около 50% районного бюджета, где проживают 50 тыс. человек. Поэтому и отношение к нам соответствующее. 

Глава нашего района в свое время тоже работал здесь, на заводе, он живет в поселке, поэтому со всеми проблемами сталкивается лично. Мы с ним знаем друг друга уже 20 лет, и какие бы не были времена, пытаемся взаимодействовать.

Рабочие и инженерные кадры готовите сами?

Да, у нас есть свой учебный центр, где работаем с молодежью. Несколько лет подряд мы направляем выпускников школы нашего поселка на обучение инженерным специальностям в Астраханский государственный технический университет. Там абитуриентов принимают на бюджетную основу, мы со своей стороны обеспечиваем прохождение практики, а молодой специалист после окончания учебы идет к нам на работу. И в этой программе участвуют не только школа Красных Баррикад, но и другие районные школы.

В конце 90-х на факультетах по морским специальностям Астраханского технического университета группы были по шесть человек, зато к экономистам,  юристам и финансистам от желающих не было отбоя. Ректор хватался за голову, не знал что делать. Даже шли разговоры о закрытии факультетов нашего профиля. А благодаря такой договорной схеме мы из кадрового кризиса по ИТР выбрались и потихоньку в судостроители молодежь пошла.
Помимо этого на базе Астраханского Государственного Университета готовим инженеров сварочного производства. Совместно с университетом на своей территории открыли сварочную лабораторию, где будущие инженеры проходят производственную практику.

Что касается рабочих специальностей, то мы готовим их прямо здесь на производстве по разным направлениям: и судосборщиков, и сварщиков, и стропальщиков.

Интересную картину мне довелось наблюдать в Германии на заводе по производству кранов «Liebherr». Там в каждом цехе предусмотрено специальное место для проведения занятий по профориентации, с современным оборудованием: токарные, сверлильные, фрезерные станки, верстаки, инструмент. Школьников два раза в неделю приводят, знакомят с технологиями, они сами работают. Насколько это эффективно — сказать сложно, но кадрами завод себя снабжает сам.

Какая ориентировочная средняя заработная плата по заводу?

Где-то 22-23 тыс. рублей. Но помимо нее мы обеспечиваем достойные условия труда. У нас есть транспортный цех с 9-ю единицами автобусов, и в радиусе 30-40 км от Астрахани осуществляется доставка людей. Для нашей области это важно.
Иногородних рабочих размещаем здесь на территории посёлка  в заводских гостиницах.
Завод "Красные Баррикады" / Завод "Красные баррикады"
Даже с такой средней заработной платой, далекой от цифр в Санкт-Петербурге, к нам все равно едут, из Николаева, из Херсона, из Феодосии. Мощность украинских заводов колоссальная, и люди там - профессионалы своего дела, но загрузки у предприятий, к сожалению, нет. С некоторыми из них я строил объекты и в Казахстане и в Тюмени, куда в 2003-2005 годах меня пригласили строить буровую установку. На Тюменском заводе в тот момент ситуация была плачевной: из одного цеха хозяева сделали сервисный цех, из другого — автосалон. Но через полгода, используя то, что осталось от производственных мощностей, мы со специалистами из «Красных Баррикад» успешно сдали проект. И эти люди работают у нас до сих пор.

Каковы перспективы у «Красных Баррикад»?

В этом году предприятие празднует 115-летие со дня образования. Опыт последних 15 лет показывает, что мы способны выполнить любой проект, как для отечественного, так и для иностранного заказчика. И это позволяет нам с уверенностью смотреть в завтрашний день. Но это не значит, что мы сидим и ждём, мы развиваемся и упорно работаем, чтобы «Красные Баррикады» ещё долго оставались флагманом судостроения в Каспийском регионе.
Автор: Владислав Букин
Поделиться новостью
"Красные Баррикады", ОАО Россия+7(8512)61-20-10
"Судостроительный завод Лотос", АО Россия, Нариманов+7(8512)29-00-34
"В.Ф.Танкер СК", ООО Россия, Нижний Новгород+7(831)277-26-47

Подписка Корабел.ру экономит ваше время
Подпишитесь на ежедневную рассылку новостей и будьте в курсе всего самого важного и интересного!

Комментарии   1.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь или
-0+
#Владимир Северодвинск, 14.11.2013, 14:48А роль ОСК? А роль министерства промышленности? Неужели завод вот так сам собой работает?

Предыдущая новость