реклама

Начальник отдела развития транспорта "Дниимф", ОАО М. В. Холоша рассказывает о транспортной стратегии России

1 1055 2 мин
О транзитном потенциале России и его географических особенностях написано множество научных работ и публицистики, издано немало распоряжений, но состояние транзитных перевозок по-прежнему оставляет желать лучшего. Между тем Транспортная стратегия-2030 ориентирует нас на транзит. Именно он в большей степени, чем экспорт или импорт, отражает нашу «транспортную» привлекательность и уровень международной интеграции. Его наличие - критерий со-вместимости транспортных систем, эффективности всех видов перевозок, в том числе внутренних, экспортных и импортных, конкурентоспособности транспортной системы в целом, что особенно важно для открытого рынка.
Привлечь транзитные грузы одновременно сложно и просто. Сложно, потому что конкурентоспособность - это совокупность разных параметров: скорости, стоимости, сервиса, стабильности. По существу, формула четырех «С» - это и есть логистика, а ее главный принцип - точно в срок. Отсутствие любого из «С» может обнулить результат. Просто, потому что транзит нужно лишь «не отпугивать», дав возможность идти там, где он «просится». Это и есть самая эффективная стратегия. Просто пропустить, без затей и больших расходов, на той инфраструктуре, которая есть. А когда он пойдет, заняться его обеспечением и обустройством по правилам экономической науки, ведь тогда уже появится фактический спрос, интерес, сформируется инвестиционный климат.

Опыт показывает
, что на этапе освоения новых транзитных маршрутов главное для бизнеса - не терять попусту время и деньги. Опросы российских и иностранных бизнесменов показывают - ключевой проблемой является длительность про-хождения трансграничных процедур, что сильно влияет на выбор маршрутов перевозки грузов. Это влияние на товародвижение значительно сильнее тех возможностей, которые есть у моряков, портовиков, автоперевозчиков и железнодорожников вместе взятых. Цена простоя на границе - это потеря доходов и уход товаропотоков на иные маршруты. Здесь экономические потери на порядок выше успехов органов контроля.

Что делать? На мой взгляд, целесообразно выделить транзит из общего потока грузов и организовать для него выделенные транзитные таможенные посты (ТТП) - отдельно или в составе таможенно-логистического терминала (ТЛТ). Здесь нужно обеспечить минимум формальностей, ориентированных на выполнение рамочных стандартов Всемирной таможенной организации. А по мере роста потребностей в развитии логистики приграничная инфраструктура федеральной собственности может дополняться иными терминалами, необходимыми для деятельности бизнеса (накопление, хранение, комплектация, сортировка грузов и т. д.) и развиваемыми за счет частных инвестиций. В этом случае ТТП может стать одним из ключевых постов более крупного логистического объекта.

Именно транзит поможет России обеспечить эффективное развитие транспортной инфраструктуры в целом, что положительно скажется и на внутренних перевозках.

И, если говорить о привлечении транзита на Дальнем Востоке, начинать лучше всего на юге Приморья. Здесь он давно «просится». Япония, Южная Корея и Китай периодически тестируют возможности прохождения грузов по Транссибу и по региональным направлениям - МТК «Приморье-1», «Приморье-2» и другим местным направлениям перевозок.
Здесь есть нюанс: Транссиб как МТК - это маршрут «Азия - Европа». «Приморье-1» и «Приморье-2» с ним не конкурируют, поскольку это региональные коридоры, они замыкаются на разные провинции Китая. Их интеграционная «изюминка» в том, что с учетом морских перевозок они могут обслуживать грузы стран АТР. Поэтому все три указанных коридора формируют единое транспортное пространство, дополняя друг друга.

Где проще всего наладить транзит? На «Транссибе» - наиболее длинном и проблемном коридоре? К сожалению, различие его ценовых параметров с международным окружением и проблемы с прочими параметрами этого МТК подсказывают, что к транзиту здесь страна пока еще не готова. А начинать лучше с коротких маршрутов - МТК «Приморье-1» и «Приморье-2». Они могут стать весьма конкурентоспособными! Здесь есть спрос и определенная транспортная инфраструктура, которую нужно только совершенствовать.

Освоение транзита - это элемент инновационного развития и транспорта, и экономики.



Комментарии   1.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
-0+
#Пивкин Юрий Сергеевич, 04.02.2011, 18:00При чём тут (на корабеле.ру) Транссиб? Какая-то "подводная лодка в степях Украины" получается. Кажется я догадался! Наш торговый флот, когда совсем состарится и станет, как решето, будет вынут из воды и поставлен на железнодорожный ход. Там он ещё лет двадцать послужит на этом самом транзите по Транссибу!
Свежие новости
Портальный кран с территории ПАО "Красное Сормово" станет арт-объектом
20:46 , 13 Мая 2024 / события