Почти год судно-хранилище ОЯТ "Лепсе" стоит у причала судоремонтного завода "Нерпа" в ожидании финансирования, освобождения места для утилизации и создания соответствующей инфраструктуры. Перевод "Лепсе" на сушу произойдёт не ранее декабря 2013 года.
"Самое опасное судно на Северо-Западе России придётся просто так простоять там больше года, - возмутился секретарь общественного совета по безопасному использованию атомной энергии по Мурманской области Сергей Жаворонкин. - Судно поставили на Нерпу и выдают это за достижение. Достижение - это когда дальше что-то происходит. А тут что?", - сокрушается он.
Инфраструктура для выгрузки ОЯТ с судна будет готова к ноябрю этого года, то есть более чем через год после прихода судна на "Нерпу", в декабре планируется поставить "Лепсе" на стапель-плиту, передает Nord News.
Всего на судне 630 ОТВС. 313 можно извлечь из пеналов, 19 - в кессонах, остальное - неизвлекаемые сборки, их надо будет извлекать вместе с пеналами.
После выгрузки топливо будет загружаться в чехлы (на 1, 3 или 5 ячеек) и будут направляться на набережную для загрузку на "Серебрянку".
Руководитель проекта "Лепсе" на заводе "Нерпа" Олег Ерин обозначил три основные задачи, мешающие началу работ. Конечно, в первую очередь" речь идёт о первой атомной советской лодке К-3 "Ленинский Комсомол", которая стоит на стапель плите, которую должна занимать плавтехбаза. АПЛ также мешает созданию инфраструктуры под "Лепсе". Субмарина принадлежит Северному флоту России. Мы обращались в Министерство обороны РФ. Но "Росатом" не может заниматься судьбой АПЛ, это задача именно Министерства обороны", - заявил он.
Второй проблемой является отсутствие реально подтвержденного финансирования для утилизации птб. Сейчас есть подтвержденное финансирование на первую часть проекта: создание инфраструктуры и утилизация (разрезка) судна. Финансирование на вторую часть: выгрузку ОЯТ, формирование блок упаковок, которые будут транспортированы в Сайду, и на саму транспортировку пока не подтверждено.
Третья проблема, которую необходимо решить, это переработка большого количества металла в рамках создания блок-упаковки. Для строительства этого укрытия необходимо до конца 2013 года переработать 1000 тонн металла.