- A + Автор: Юлия Хазиева КомментарииПрочитано 2290 раз   |
Морскую отрасль, как и все сферы жизни, затронули проблемы вируса и надвигающегося кризиса. Судоходство - одна из тех областей, которая должна оставаться максимально стабильной при любых глобальных потрясениях. И, чтобы немного отвлечься от сегодняшних проблем, предлагаем вспомнить о рядовой, но в то же время сложнейшей буксировке, проведенной в Петербурге несколько недель назад.
Любая буксировка по своей природе уникальна. Это отдельные расчеты, прокладка маршрута, учет погодных условий и габаритов пути на данный период времени, разные объекты и меняющийся состав тяги. К тому же, такая операция может быть нестандартной для каждой отдельной компании и нести в себе новый опыт для участников.

Мы на нашем сайте периодически рассказываем о разных сложных операциях, когда знакомим читателей с деятельностью судоходных, логистических, фрахтовых и буксировочных компаний. Особенно хитроумными получаются истории, подразумевающие мультимодальные перевозки либо работу с негабаритными тяжеловесными грузами.

Но, честно говоря, интересными могут стать даже, казалось бы, довольно простые операции в духе "взял на буксир в одном порту, сдал в другом". В качестве доказательства расскажем о том, как компания "Нева-Чартер" буксировала плавучий док МТW от причала РЭБ до порта Бронка и далее, к заказчику, в Ригу. Нам самим довелось побывать на борту буксира "Арго" в момент этой операции, так что делимся еще и своими личными впечатлениями. Ну а кроме наших фото и наших эмоций, снабдим эту статью комментариями участников процесса.

 
Буксировка док МТW / Корабел.ру

Перед самым началом операции по буксировке дока на мостике многофункционального судна (МФС) "Арго" собрались все главные действующие лица, включая лоцманов, директора компании-судавладельца "Нева-Чартер", главного докмейстера МТW и членов экипажа. Капитан головного буксира — уже знакомый нам Сергей Беркович.

Несмотря на то, что основные моменты были обговорены и зафиксированы заранее, ряд особенностей транспортировки всегда обсуждается в формате "здесь и сейчас". Это такие естественные и не всегда заведомо прогнозируемые вещи, как погода в данный момент времени, сила ветра, его направление, скорость течения, ледовая обстановка, график судоходства по проложенному маршруту и прочее. 
 
Корабел.ру

На общем сборе обсуждалось предполагаемое поведение буксирного состава по ходу маршрута. В состав входили: 
  • головной буксир — МФС "Арго"  
  • буксируемый объект — плавучий док МТW
  • буксир поддержки – ледокол  "Невская застава" 
  • буксир эскортного сопровождения — буксир "Грифон-3"

Для успешной транспортировки были подобраны буксиры, которые не только обладают повышенной маневренностью, крайне необходимой для преодоления узкостей на маршруте перехода, но и имеют характеристики и габариты, позволяющие безопасно пройти по конкретным участкам водного пути. В качестве основных лимитирующих элементов в этот раз была небольшая глубина судового хода на Малой Неве, высотный габарит под мостом Бетанкура и необходимость иметь как можно большую мощность головного буксира. 
 
Корабел.ру


За агентирование и согласование отвечала питерская компания ООО "ЮМФ агент":

"Наше участие предполагало согласование проекта перегона и агентирования всего процесса операции как до Бронки, так и от нее — начиная с движения буксиров и постановки к причалу, заканчивая оформлением всех документов в таможенных и пограничных органах, с сопровождением проверок со стороны ИГПК (инспекции государственного портового контроля) и отхода в море"

Сложность операции заключалась в нескольких моментах. Во-первых, сам док имеет довольно масштабные габариты.

Характеристики плавучего дока  МТW:
  • длина габаритная - 145 м
  • ширина габаритная - 30 м
  • высота надводного борта – 13 м
  • осадка порожнем – 1 м
  • водоизмещение порожнем - 4 140 т
  • максимальная допустимая скорость движения с доком- 5 узл. 
Корабел.ру

Кроме того, при своем внушительном весе чуть больше 4000 тонн, согласно проекту перегона, он должен был иметь осадку в 2 метра, а это сделало его транспортное водоизмещение больше 8 тыс. тонн. В итоге он получился тяжелый, с осадкой на которую в достаточной степени влияло течение, и при своих высотных габаритах еще и сильно парусным. Малейшее дуновение ветра в борт (а это ни много ни мало почти 2 тыс. м2) - и его начинает "нести".

Все эти характеристики делают док сложным для транспортировки объектом. Поэтому в расчетах как предварительных, так и тех, что совершались непосредственно на борту "Арго" перед началом, учитывались инерция, скорость и направление течения, возможности фарватеров, углы и повороты на маршруте. Все это прорабатывалось для того, чтобы при таких массивных габаритах, доком можно было бы уверенно управлять и без проблем пройти свой путь до пункта назначения. 
 
Корабел.ру

Писать про главный буксир в подробностях не будем, все это уже есть в репортаже прямо с судна. Напомним лишь основные данные. 

Характеристики МФС "Арго": 
  • длина – 33,73 м
  • ширина – 12 м
  • высота надводного борта – 4 м
  • осадка максимальная – 3,1 м
  • водоизмещение – 545 т
  • валовая вместимость – 467 р.т
  • тяговое усилие – 51 т
  • скорость – 11 узл.


Судно работает на тройке ГД Caterpillar марки C32-TTA ACERT, ее суммарная мощность составляет 2910 кВт (3957 л.с.). При этом обычно при операциях хватает задействования двух двигателей. 

Для буксируемого объекта с габаритами, названными выше, мощность буксира, откровенно говоря, небольшая. Однако использовать судно большей мощности не позволили бы глубины — как правило, чем сильнее двигатель, тем больше осадка. Маршрут, предполагающий неразводные мосты, также осилит не всякое судно. А "Арго" — это единственный в регионе буксир с достаточной мощностью и с заваливающимися мачтами. Как нам рассказали, рассматривался вариант с портовыми азимутальными буксирами и демонтажем мачт, но этот вариант был оценен как ресурсозатраный и технически спорный.
 
Корабел.ру

- Операция при таких задействованных силах для нас безумная, но выполнимая, – так с улыбкой прокомментировал нам директор "Нева-Чартер" Максим Бриченок перед началом. – "Арго" оснащен тремя двигателями, левый и правый работают на ход, а центральный – либо на третий винт, который функционирует на увеличение мощности и дополнительное движение, либо на подруливающее устройство, расположенное в ходовой части, с мощностью в 350 л.с. 

Самое узкое место на маршруте под мостом Бетанкура, где ширина судового хода равна 70 м. При условии, что ширина дока 30 метров, с каждого борта оставалось еще по 20 м. Вроде и немало, но (!) общая длина нашего баржебуксирного состава составляла около 270 метров. Ветер в левый борт. Прибавляем течение в два узла и то, что мы идем не против него, а по нему, а значит, оно нам не помогает, а наоборот, мешает, сносит. Мост стоит на повороте реки, и течение несет док в правую опору моста. В итоге течение и ветер работают сильно против нас. Если бы можно было взять азимутальные буксиры большой мощности, тысяч по пять л.с., то эта операция с доком такого водоизмещения и по этому маршруту не выглядела бы столь сложно, но подобные буксиры, коих в регионе достаточно много, увы, не могут пройти здесь ни по своей осадке, ни по высоте.

Ну и плюс у нас впереди Петровский фарватер. С узким и сложным входом в него. Вот там нам и понадобится в полной мере помощь не только "Невской Заставы", но и "Грифона-3", которому нужно будет работать "на укол". 

Так получилось, что буквально за неделю до начала этой буксировки МФС "Арго" закончил свою работу на обеспечении строительства "Северного потока - 2" в наших внутренних водах, где отработал с четвертого апреля прошлого года. Освободился "Арго" раньше запланированного срока, примерно на три недели, и именно поэтому, когда владельцы дока вышли на ООО "Нева-Чартер" с просьбой о привлечении судна к этой работе, им не было отказано. Все вопросы, связанные с организацией процесса буксировки, были улажены быстро. С момента обращения о привлечении "Арго" до момента выхода прошло меньше недели. Но нужно помнить, что подготовительная работа, в том числе по созданию 3D-модели этого перехода (выполнил Крыловский центр) велась больше года. 

 
Корабел.ру

Проходя узкий канал, мы были вынуждены идти с постоянной работой "подрульки", не включая третий винт. Соответственно, мы шли только на двух двигателях — с мощностью всего в 2000 кВт, то есть чуть меньше 3000 л.с. Буксируемый объект, напомню, имеет водоизмещение в 8000 тонн. Двигатели работают на 85-95 %, длительное время функционирования в таком режиме может привести к перегреву и другим неприятным последствиям. Более того, ведя док на коротком поводке, чтобы улучшить его управляемость при резких маневрах в узкостях, мы имели эффект его сильного оттормаживания за счет того, что кильватерная струя от винтов головного буксира бьет в носовую часть дока.

Пройдя узкий фарватер, мы отключили средний двигатель от подруливающего и переключили машину на средний винт, потравили буксирный трос. Соответственно, уменьшилось давление воды на док. За счет этого, понятно, увеличилась и скорость, с 1,7 узла до 3. До этого док как будто сам себя толкал назад, и из-за этого получалось два шага вперед, а один назад
". 

Роль эскортного сопровождения была отведена буксиру "Грифон-3". Его присутствие было обусловлено сложными внешними условиями. Лоцманскую проводку осуществляла компания "СПБ Лоцман". Старшим лоцманом, который отвечал непосредственно за док, был назначен Владимир Смирнов – один из опытнейших лоцманов компании. При подобных операциях, когда объект — это сложная плавучая конструкция, главный лоцман находится непосредственно на объекте для лучшего обзора и контроля. Кроме того, компания "СПБ Лоцман" выделила дополнительно двух лоцманов для всех судов буксирного каравана.

Характеристики буксира "Грифон-3": 
  • длина – 29,30 м;
  • ширина – 8,36 м;
  • высота борта – 4,30 м;
  • осадка – 3,60 м;
  • тяговое усиление – 22 т;
  • скорость – 12 узл. 

 
Ледокол "Невская Застава" известен многофункциональностью, он имеет небольшие габариты и опускающуюся рубку, что дает явное преимущество для прохода под многочисленными мостами рек и каналов Петербурга. Это судно часто применяется в подобных операциях. 
Корабел.ру


Характеристики ледокола "Невская Застава":
  • длина – 38 м;
  • ширина – 11,8 м;
  • высота борта – 5,2 м;
  • осадка – 3,8 м;
  • валовая вместимость – 540 т.

Буксировка до порта Бронка заняла чуть меньше 12 часов, там док простоял в течение четырех суток. Стоянка была использована для оформления всех необходимых документов для дальнейшего перехода и ожидания хорошей погоды. Наконец, при оперативном согласовании и контроле агентов ООО "ЮМФ агент" плавучий док отправился в Ригу за "Арго", оставшимся головным в составе, и буксиром "Геспер", в качестве сопровождающего. По пути в Ригу состав зашел на двое суток в порт Таллин для пережидания неблагоприятных метеоусловий. "Арго" принял там на борт 60 тонн топлива.

Что любопытно, выйдя на "большую" воду и получив возможность отпустить буксирный трос более, чем на 400 метров, "Арго" развил скорость до 4,5 узлов при расходе топлива в 10 тонн в сутки. Это довольно экономно для буксировки объектов с такими обводами днища, парусностью и водоизмещением. В конечном пункте транспортировки объект принял новый владелец — компания "MSS Group". Операция по буксировке дока была проведена от начала и до конца, как всегда, с максимальным профессионализмом, присущим компаниям "Нева-Чартер", "ЮМФ агент" и другим участникам процесса.

От редакции хочется поблагодарить гендиректора компании "Нева-Чартер" Максима Бриченка за то, что дал возможность лично понаблюдать за совершением операции прямо с борта "Арго".

Материалы по теме:
Айсберги на веревочке - материал о буксировке судами айсберга в Арктике
Головная боль буксировщиков на Севморпути: ни судов, ни условий - интервью с капитаном "Арго" Сергеем Берковичем

"Море не предаст, всегда протянет руку и поможет подняться" - интервью с капитаном "Арго" Андреем Вдовченко
"Я буду капитаном! Даже без разговоров!" - интервью со старшим помощником "Арго" Инной Святской
Даменовский "Арго" для российских рек и морей - подробное описание многофункционального буксира - из Голландии для России
Буксировка док МТW
Буксировка док МТW
Буксировка док МТW
Буксировка док МТW
Буксировка док МТW
Буксировка док МТW
Буксировка док МТW
Буксировка док МТW
Буксировка док МТW
Буксировка док МТW
Буксировка док МТW
Буксировка док МТW
Буксировка док МТW
Буксировка док МТW
Буксировка док МТW
Буксировка док МТW
Буксировка док МТW
Буксировка док МТW
Буксировка док МТW
Буксировка док МТW
Буксировка док МТW
Буксировка док МТW
Буксировка док МТW
Автор: Юлия Хазиева
Поделиться новостью
"Нева-Чартер", ООО
Россия, Санкт-Петербург+7 (812) 607-68-70
"ЮМФ агент", ООО
Россия, Санкт-Петербург+7 (812) 403-22-22
"Лоцман СПБ", ООО Россия, Санкт-Петербург+7(812)680-30-65
"Порт Бронка", ООО Россия, Санкт-Петербург+7(812)335-73-24,+7(812)244-77-04


Комментарии   1.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь или
-0+
#Лукашевич Вадим Николаевич, 15.04.2020, 09:41Благодарю за интересную статью. Мне, как буксировщику, технические и организационные подробности были наиболее важны. Ознакомление с подобные материалами не только информативно, но и обогащает ЗНАНИЯМИ. Прошу вас только уточнить, по возможности, ветро-волновые ограничения по доку на морскую буксировку.

Предыдущая новость