Точнее говоря, договор ВСЗ подписал с дочерней компанией "Газпрома" - ООО "Газфлот", но это уже нюансы. Факт, что ведущее выборгское предприятие, одна из наиболее уважаемых судоверфей России (в следующем году "десятке" исполнится 60 лет), получила солидного партнёра, заказы которого позволят предприятию обеспечить себя работой до 2011 года.
Предусматривается, что первая платформа будет сдана в октябре 2010 года, следующая в марте 2011-го. Стать партнёрами "Газпрома", помимо ВСЗ, выражали желание многие отечественные судостроительные предприятия, не отказались бы от такого заказа и иностранцы. Тем весомее победа выборжан. Как подчеркнул на пресс-конференции по поводу подписания договора председатель Совета директоров ОАО "ВСЗ" Георгий Порядин, "особенно важно, что российское предприятие выполняет российский заказ". К сожалению, в последние годы отечественное судостроение переживает серьёзный кризис. Обычно или наши судоверфи работают на иностранных заказчиков, или наши заказчики нанимают зарубежных судостроителей.
Выбор газовиков в пользу Выборга объясняется, в частности, тем, что наши корабелы хорошо знают, что такое буровые платформы. В своё время завод построил четыре плавучие полупогружные буровые установки (знаменитые "Шельфы").Можно вспомнить и плавучий космодром "Одиссей", в создании которого ВСЗ принимал непосредственное участие.
По словам генерального директора завода Валерия Левченко, подписанию договора предшествовала большая подготовительная работа. Были проведены переговоры с потенциальными партнёрами, ведь установки для "Газпрома" будут строиться в кооперации. В числе потенциальных контрагентов фигурируют известные норвежские, финские, американские, хорватские, корейские фирмы, но окончательный выбор пока не сделан.
Начальник-главный конструктор ЦКБ "Судопроект" Валерий Киреев охарактеризовал полупогружные платформы, заказанные "Газпромом" как принципиально "новые буровые установки". Над их концептуальной идеей трудились норвежские проектанты. Платформы являются инновационным проектом шестого поколения, новым словом в истории судостроения. Установки будут буквально нашпигованы суперсовременной автоматикой, могут работать на глубине до 500 метров.
Общая стоимость заказа "Газпрома" оценивается в 58 миллиардов рублей. Весь же "пакет заказов" Выборгского судостроительного сегодня весит более 60 миллиардов. Занятость обеспечивают заказы, которых немало. Это строительство платформы для компании "Sea Dragon Offsore" (70 миллионов долларов),на заводе формируется первый понтон. Также предприятие ведет застроечные работы на судне-снабженце для норвежской компании "Karmsund Maritime Services AS" (500 миллионов долларов). Проект предусматривается закончить до декабря 2007года. Через месяц в Финляндию "уйдут" гранд-блоки для круизных лайнеров по заказу компании "Aker". Также ВСЗ строит жилой модуль для полупогружной платформы по заказу ЗАО "Севморнефтегаз" и должен представить свою работу в первом квартале 2009 года.
Прогнозируя деятельность завода на ближайшие годы, Валерий Левченко сказал, что, учитывая все заказы, предприятие будет обеспечено работой на 130 процентов в 2008 году, на 110 % в 2009, а в следующие два года можно ожидать некоторый спад. Потому уже через несколько месяцев начнётся поиск заказов на 2010-11 годы.
Следует заметить, что одновременно с интенсивным освоением заказов, на предприятии продолжается реконструкция производства, на что акционеры планируют потратить значительные средства, привлечённые на кредитной основе. Но масштабная модернизация, по мнению зам. директора ОАО "ВСЗ" по производству Владимира Руськина, не должна помешать плановой работе. Напротив, реконструкция позволит расширить возможности завода.
Сергей Карсаков, "ВВ"