реклама

В корабелы я пойду, пусть меня научат

Стартовавшая на многих предприятиях акция "Неделя без турникетов" подтолкнула нашу редакцию к идее написать статью, посвященную методам популяризации профессии корабела. И сделаем мы это, обратившись к опыту судостроительных заводов и верфей, а также предприятий, вовлеченных в нашу отрасль.

И хотя мероприятие "Неделя без турникетов" одно из самых очевидных, однако по сей день остается весьма эффективным способом рассказать школьникам и студентам о том, что такое – работа на заводе, как живут заводчане, и что это вообще за наука – судостроение. Так недавно благодаря стараниям ОСК юные умы получили возможность посетить производственные цеха и музеи предприятий корпорации, пообщаться с сотрудниками и, что самое важное, узнать о карьерных перспективах.

Учащихся Петербурга знакомят с судостроительным производством / Фото:
Учащихся Санкт-Петербурга знакомят с судостроительным производством / Фото: "Северная верфь"

Например, Северная верфь уже с начала апреля в своих стенах принимает ребят из городских школ и профессиональных образовательных учреждений, проводит экскурсии. А так как на завод можно попасть не только во время акции, с января по март на предприятии успело побывать 1040 человек.

В музее "Адмиралтейских верфей" / Фото: СПбГМТУ
В музее "Адмиралтейских верфей" / Фото: СПбГМТУ

Адмиралтейские верфи с 15 по 19 апреля посетило порядка 200 человек: это и студенты Корабелки, и курсанты Морской технической академии имени адмирала Д.Н. Сенявина, ученики общеобразовательных школ №№ 428, 579, 677, а также учащиеся муниципального общеобразовательного учреждения "Сосновский центр образования" и Школы народного искусства имени императрицы Александры Федоровны. Что показывали? Достроечную набережную, деревообрабатывающий, стапельный, стапельно-сдаточный и такелажный цеха. Ребятам даже выдалась возможность подняться на борт буксиров и узнать о тонкостях управления этими не самыми простыми судами, увидеть, как работают портальные краны. Кстати, не обошлось и без истории развития предприятия, ведь именно она хранит память о том, что Санкт-Петербург не только город культуры, но и корабелов. Также сотрудники Адмиралтейских верфей рассказали об уникальных заказах, сошедших со стапелей завода. 

Будущие морские инженеры проходят практику в Кронштадте / Фото:
Будущие морские инженеры проходят практику в Кронштадте / Фото: "Кронштадтский морской завод", АО

На прошедшей неделе при участии сотрудников Кронштадтского морского завода, а также специалистов ОСК и школы № 422 прошло второе практико-ориентированное мероприятие под названием "Морские инженеры". Событие объединило 100 участников из 10 школ Кронштадтского, Курортного, Ломоносовского и других районов Санкт-Петербурга. В первый день учащиеся 7-9 классов в рамках соревнования решали реальные задачи из судостроения, познакомились с основами 3D-моделирования (создавали модель подводного корабля). Во второй участвовали в экскурсии по заводу. 

 

Не отстали от общей тенденции соседи из Шлиссельбурга. На Невском ССЗ "Неделя без турникетов" началась еще 2 апреля. На сайте завода отметили, что подобные мероприятия позволяют молодым людям более осознанно выбирать будущую профессию, в чем мы с ними абсолютно согласны.

Калининградские корабелы знакомят учащихся с этапами строительства судов / Фото:
Калининградские корабелы знакомят учащихся с этапами строительства судов / Фото: ПСЗ "Янтарь"

ПСЗ "Янтарь" в "Неделю без турникетов" посетило около 3000 учащихся общеобразовательных организаций города и области. Детям показали технологическую цепочку создания современных кораблей и судов прямо в производственных цехах и на стапеле завода.

 

"Мне очень понравилось. Было очень интересно увидеть все своими глазами. Ведь картинка в телевизоре не передает всю масштабность завода и проделываемой работы в целом. Это незабываемые эмоции, которыми хочется делиться со своим близкими и друзьями", – поделилась впечатлениями от экскурсии поделилась одна из учениц Ангелина Назарова.

"Орленок" / Фото:
"Орленок" / Фото: "Севмаш", ПО ОАО

Также отметим Севмаш, сотрудники которого не только традиционно приняли участие в "Неделе без турникетов", но и запустили во Всероссийском детском центре "Орленок" в Краснодарском крае профильную судостроительную программу "Корабелы будущего". Онежский ССЗ, собравший на мероприятии более 150 участников. Благодаря стараниям завода, школяры узнали, чем отличается судно от корабля, как поступить в Корабелку и сколько получает квалифицированный сварщик.

На "Красном Сормове" подвели итоги детского конкурса "Судостроение: шаг в будущее" / Фото:
На "Красном Сормове" подвели итоги детского конкурса "Судостроение: шаг в будущее" / Фото: "Красное Сормово"

"Красное Сормово", регулярно работающее со школами и открытое к взаимодействую с жителями города: спуск судна здесь всегда – праздник, на который может прийти каждый. Кстати, 15 апреля завод подвел итоги детского конкурса "Судостроение: шаг в будущее".

Учащихся Рыбинска знакомят с профессией судостроителя / Фото:
Учащихся Рыбинска знакомят с профессией судостроителя / Фото: "Судостроительный завод "Вымпел", АО

Рыбинские корабелы, а именно, судостроительный завод "Вымпел", провел профориентационную экскурсию для учащихся школы № 21 Рыбинска, а также старших классов Тихменевской школы Рыбинского района. Подростки посетили участок малых катеров, судосборочный цех-эллинг, спусковое устройство и причальную стенку. 

ЮЦСС провел мастер-класс для дошколят / Фото: ЮЦСС
ЮЦСС провел мастер-класс для дошколят / Фото: ЮЦСС

В начале апреля астраханские судостроители организовали для подготовительной группы МКДОУ "Детский сад "Кораблик" экскурсию по заводу "Красные Баррикады" (входит в ЮЦСС). Воспитанники дошкольного учреждения познакомились с рабочими профессиями, узнали о средствах индивидуальной защиты на промышленном предприятии и поучаствовали в игровой форме в сборке грузового судна.
 

Фото:
Фото: "Зеленодольский завод имени А. М. Горького", ОАО

На базе АО "Зеленодольский завод имени А.М. Горького" (входит в СК "Ак Барс") 18 апреля состоялась XI конференция "Лучший инженер". 20 студентов и школьников из Зеленодольска, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Казани, Самары, Набережных Челнов и других городов представили свои конкурсные работы на суд экспертной комиссии в номинациях "Судостроение", "Машиностроение", "Литейное производство" и "Экономика на предприятии".

Амурские судостроители подводят итоги "Недели без турникетов" / Фото:
Амурские судостроители подводят итоги "Недели без турникетов" / Фото: "Амурский судостроительный завод", ПАО

Отправляемся на Дальний Восток. Амурский судостроительный завод за время проведения "Недели без турникетов" принял в своих стенах порядка 120 школьников и первокурсников судомеханического техникума. В экскурсионную программу попали заводские цеха и "Школа электромонтажников", где дети ознакомились с процессом строительства кораблей, навыкам эвакуации при ЧП на судне, а также примерили термоспасательные жилеты.
 

"Примерно 30% ребят – дети работников нашего предприятия. Очень приятно было слышать, например, от них о том, что вот моя мама или папа работают на этом заводе", – специалист по развитию карьеры персонала отдела подбора и обучения персонала АСЗ Галия Алеева.

ССК "Звезда" / Фото: ССК Звезда
ССК "Звезда" / Фото: ССК Звезда

ССК "Звезда" внесли свою лепту в популяризацию профессии корабела, приняв участие в конкурсном отборе на проведение профильной смены "В мире судостроения" в ВДЦ "Океан". Программа "Инновациям старт!", которая пройдет в ВДЦ "Океан" с 20 октября по 09 ноября 2024 г., была признана победителем и предложена к реализации в рамках тематической смены. Участниками профильной смены смогут стать ученики 9-11-х классов.

 

Завершим этот блок на том, что акция "Неделя без турникетов" с каждым годом приобретает все большую популярность и масштаб, что отмечают на всех заводах, в том числе и в ОСК. В прошлом году заводы, входящие в корпорацию, посетило более 5000 учащихся из разных регионов России. 
 

Напомним, что Всероссийская акция "Неделя без турникетов" проводится с 2015 г. ежегодно Союзом машиностроителей России. Ведущие государственные корпорации и машиностроительные холдинги принимают активное участие в ее организации и проведении. На взгляд редакции "Корабел.ру" эта акция по сей день остается одним их самых эффективных способов привлечения в отрасль свежих сил. Ведь первое впечатление всегда будет являться определяющим для ребенка в выборе профессии, а грамотное ознакомление с профессией в школе – решающим фактором выбора.

 

Быть корабелом – престижно

 

И это совершенная правда. Если раньше считалось, что заводчанин – человек, который работает в грязи и тяжелых условиях, а при этом получает не самую высокую зарплату, то на сегодняшний день ситуация кардинально изменилась. Команда "Корабел.ру" неоднократно сама в этом убеждалась, а, главное, у нас есть возможность отследить эти изменения, ведь посещая год за годом одни и те же предприятия, мы лично видим положительную динамику.

 

Но как быть с тем, что в обществе все еще сохранятся тенденция к огульному блогерству, быстрым деньгам и "успешному успеху", за которым зачастую не стоит чего-то по-настоящему стоящего? Ответы будем искать вновь у заводчан.

145-летие АО "Армалита" / Фото: АО
145-летие АО "Армалита" / Фото: АО "Армалит"

На взгляд заместителя генерального директора – коммерческого директора АО "Армалит" Евгения Коптяева такие традиционные инструменты поиска персонала, как работные сайты, соцсети, "аналоговые" каналы (радио и реклама в метрополитене) остаются весьма эффективными. Одновременно с этим он считает, что нужно работать с теми, кто уже трудится на заводе, ведь именно они могут рассказать своим детям о том, каково там. Тем более статистика упрямо нам твердит, что вес родительского фактора среди прочих, определяющих выбор профессии, превышает 90%.

"Армалит", Коптяев / Фото: АО
"Армалит", Коптяев / Фото: АО "Армалит"

Именно поэтому на "Армалите" поощряют и развивают институт "трудовых династий" через общезаводские и семейные праздники, а также через целевое обучение детей сотрудников с последующим трудоустройством. Не последнюю роль, конечно, играют заработная плата и возможность работать на современных станках с ЧПУ, где и знания программирования пригождаются, и прямо контакта с обработкой детали нет. На "Армалит", например, уровень дохода станочника может достигать 160 000 руб.

 

Корпорация Морского приборостроения (КМП) считает, как в большинстве своем и другие ведущие заводы, что в первую очередь нужно уделять внимание взаимодействую с вузами. Так в 2023 г. КМП заключило соглашения о сотрудничестве в сфере науки и образования с СПбГЭТУ "ЛЭТИ" им. В.И. Ульянова (Ленина), Санкт-Петербургским политехническим университетом Петра Великого, Национальным исследовательским университетом ИТМО, Балтийским государственным техническим университетом "ВОЕНМЕХ" им. Д.Ф. Устинова, Северным (Арктическим) федеральным университетом имени М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургским морским техническим университетом. И это, хочется сказать, весьма действенная тактика. А еще лучше – создание профильной кафедры (что многими заводами тоже сделано). Ведь таким образом студенты получают возможность попасть на полюбившуюся работу, а предприятие – специалиста, который с большей вероятностью останется в компании.

Управляющий директор АО "Ростерминалуголь" Артур Седов / Фото: Ростерминалуголь
Управляющий директор АО "Ростерминалуголь" Артур Седов / Фото: Ростерминалуголь

Вспомним о словах, сказанных в прошлом году управляющим директором АО "Ростерминалуголь" Артуром Седовым во время конференции, посвященной кадрам.

 

"Еще один важный аспект – трудовая миграция. Надо сделать так, чтобы будущие специалисты не покидали свою родину в поисках работы в других регионах. Они должны знать, что на территории есть ответственный работодатель, готовый обеспечить их работой и комфортными условиями на предприятии. И тогда у молодежи появится стимул жить и строить карьеру, здесь и сейчас", – отметил он.

Также Артур Седов подчеркнул, что студентам неплохо было бы получать знания не только по своей узкой специальности. Например, если портовые и железнодорожные служащие будут разбираться в деле друг друга, это принесет неоспоримую пользу. Но современные методики преподавания этого пока что не предусматривают.

Фото: Корабел.ру
ДОТ № 117 рубежа "Ижора". Сквер перед Северной верфью обновленной при участии завода / Фото: Корабел.ру

Немаловажную роль играет и качество среды, а также инфраструктура. Здесь даже не нужно дожидаться удачно подобранных слов, а просто вспомнить, насколько привлекательнее стала Северная верфь, например, когда там обновили парковку и установили стенд для велосипедов; кстати, ещё и трамваи прямо до предприятия ходят.

Амурские судостроители благоустраивают заводскую территорию / Фото:
Амурские судостроители благоустраивают заводскую территорию / Фото: "Амурский судостроительный завод", ПАО

Корабелы Амурского судостроительного завода приняли участие в национальном проекте по благоустройству города и собрали необходимое количество голосов, чтобы благоустроить аллею, ведущую к заводу.На "Зеленодольском заводе имени А.М. Горького" для поддержки имиджа регулярно и с размахом празднуют день рождения предприятия, а ведь были дни, когда о "Красном металлисте" (так завод именовался с 1922 по 1932 гг.) отзывались весьма скептически.
 

Встреча генерального директора СК
Встреча генерального директора СК "Ак Барс" Рената Мистахова (на фото в центре) со студентами СПбГМТУ / Фото: Пресс-служба СПбГМТУ

"Изменить отношение к компании было непросто, но это было сделано, за что, в том числе, нужно поблагодарить Республику Татарстан, АО "Холдинговая компания "Ак Барс". Начали строить жилье для заводчан, модернизировать стадион, профилакторий, улучшать условия труда на заводе. "Дом строят, там начальство будет жить", – говорили. А мы взяли и заселили в новое жилье инженеров и рабочих. А город у нас ведь небольшой, всего-то тысяч сто. Сарафанное радио быстро свое дело сделало. И лед тронулся. Люди стали друг с другом делиться: "Вот, есть завод, он хочет развиваться! Сегодня АО "Зеленодольский завод имени А.М. Горького" – изюминка Республики Татарстан, здесь хотят работать", – Генеральный директор АО "Судостроительная Корпорация "Ак Барс" Ренат Мистахов. 

 

Из инженеров в экономисты – возможно, обратно никак

 

Кто бы что ни говорил, понимают о важности привлечения в отрасль свежих сил и на уровне Правительства, и, конечно, на уровне первых лиц государства. Так Владимир Путин, выступая в этом году с посланием Федеральному Собранию, анонсировал запуск национального проекта "Кадры", а также отметил эффективность уже работающего "Профессионалитета".

Президент РФ В.В. Путин в ходе посещения Северного речного вокзала. 20 июня 2023 года, Москва / Фото: kremlin.ru
Владимир Путин в ходе посещения Северного речного вокзала. 20 июня 2023 года, Москва / Фото: kremlin.ru

"Проект позволил обновить образовательные программы для авиа- и судостроения, фармацевтики, электроники, оборонной и других отраслей. До 2028 года предстоит подготовить порядка миллиона специалистов рабочих профессий. Такие подходы мы должны распространить на всю систему среднего профобразования, включая подготовку кадров для школ, больниц, поликлиник, сферы услуг, туризма, учреждений культуры, творческих индустрий", – призвал Владимир Путин.

В цифрах. С момента старта проекта "Профессионалитет" создано 220 кластеров, включающих в себя 925 образовательных организаций в 68 субъектах по 24 приоритетным для развития экономики России отраслям. К новому учебному году в 2024 г. ожидается увеличение количества кластеров до 370. Добавим, что с 2022 г. в проект вошло 230 профессий и специальностей СПО, по которым разработано более 1500 основных образовательных программ. "К 2030 г. он охватит все колледжи страны, за исключением ведомственных, будет задействовано не менее 4 тыс. предприятий-работодателей", – отмечают в СМИ.

Специалисты ПСЗ "Янтарь" провели мастер-класс в рамках федерального проекта "Профессионалитет" / Фото:
Специалисты ПСЗ "Янтарь" провели мастер-класс в рамках федерального проекта "Профессионалитет" / Фото: "Янтарь", ПСЗ

Михаил Мишустин после стратегической сессии по вопросу развития ОСК (прошла 26 марта) поручил заняться подготовкой долгосрочного комплекса мер по развитию компетенций судостроителей. Срок представления комплекса – до 25 декабря. Отвечать за исполнение задачи будут Минпромторг, Минфин и Минэкономразвития. Также Мишустин поручил Минпромторгу до 4 сентября 2024 г. актуализировать Стратегию развития судостроительной промышленности до 2035 г. с учетом анализа рынков и трендов их развития. Если на это посмотреть с точки зрения популяризации судостроительной отрасли, то ответ напрашивается сам собой: если на уровне Правительства вкладываются в судостроение, значит там буду деньги, значит судостроительные заводы, верфи и другие предприятия, задействованные в процессе, будут развиваться, значит условия труда будут улучшаться, а, главное, будучи корабелом есть и будет возможность зарабатывать. Это ли не причина стать частью большой судостроительной семьи? Для тех, кто хочет подробностей, ссылка на отчет Правительства РФ в Госдуме, представленный Мишустиным.

Премьер-министр РФ Михаил Мишустин / Фото: kremlin.ru
Глава Правительства РФ Михаил Мишустин / Фото: kremlin.ru

"Есть очень большое количество талантливых финансистов и экономистов, которые получились из не самых талантливых инженеров, но нет ни одного, из тех, кого я знаю, даже неталантливого инженера, который бы получился из талантливого финансиста, экономиста", – высказался в 2023 г. Михаил Мишустин на заседании Госдумы, рассуждая о профессиях.

"Амурский судостроительный завод", ПАО
Комсомольск-на-Амуре
+7 (4217) 57-34-83
"Красное Сормово", ПАО
Нижний Новгород
+7 (831) 229-61-27, +7 (831) 229-61-05
"Судостроительный завод "Северная верфь", ПАО
Санкт-Петербург
+7 (812) 600-52-60
"Судостроительный завод "Вымпел", ПАО
Рыбинск
+7 (4855) 20-23-00
"Прибалтийский судостроительный завод "Янтарь", АО
Калининград
+7 (401) 264-86-41, +7 (401) 261-31-80
"Судостроительный комплекс "Звезда", ООО
Большой Камень
+7(42335) 4-11-75, +7 (42335) 4-00-00
"Судостроительная Корпорация "Ак Барс", АО
Зеленодольск
+7 (84371) 2-11-66
"Адмиралтейские верфи", АО Санкт-Петербург
+7 (812) 313-81-83
"Производственное объединение "Северное машиностроительное предприятие", АО Северодвинск
+7 (818) 450-47-17




Комментарии   1.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
-0+
#Донской Алексей Владимирович, 02.05.2024, 11:01"Также Артур Седов подчеркнул, что студентам неплохо было бы получать знания не только по своей узкой специальности. Например, если портовые и железнодорожные служащие будут разбираться в деле друг друга, это принесет неоспоримую пользу. Но современные методики преподавания этого пока что не предусматривают."
 
Золотые слова!
 
Пока корабелы не будут понимать для чего и для кого они работают, и что должны производить - никакого развития не будет.
 
Но пока "современные методики преподавания этого не предусматривают" корабелы продолжают искренне считать, что государство вкладывает деньги исключительно "для развития судостроительной отрасли", которая видимо самодостаточна и замкнута на себя для целей освоения этих средств. ))
 
Справедливости ради - не все корабелы такие. Но, к сожалению очень многие. 
Свежие новости