В Камчатском крае формируют порт-хаб: что там происходит и чем сегодня живет отрасль

0 47 6 мин
Одной из важных задач, стоящих перед Россией, является развитие Северного морского пути. В сфере перевозок здесь важную роль играет Камчатский край. Камчатка — стратегический регион, лежащий у начала Севморпути. Здесь размещается самый высокоширотный незамерзающий дальневосточный порт. Расположение уникальное, климат благоприятный, есть портовые мощности, судоремонтная база, возможность бункеровки топливом и водой. Руководство края связывают развитие региона с инвестициями в портовую инфраструктуру. Что же сегодня происходит в этой сфере и каковы ее перспективы.

Камчатка формирует порт-хаб: что там строят

В правительстве региона считают, что создание в Петропавловске порта-хаба с регулярными грузовыми линиями открывает перед регионом значительные возможности: регион станет важным узлом перегрузки грузов с судов ледового класса на суда общего класса. Строительство регазификационного комплекса СПГ обеспечит доставку сжиженного природного газа по Северному морскому пути, что откроет новые рынки для сбыта камчатских энергетических ресурсов. Модернизация и строительство новых морских терминалов, включая современные контейнерные порты и логистические центры, улучшат транспортную доступность и привлекут дополнительные инвестиции в регион. Все новые и модернизированные объекты - составные части порта-хаба. Среди них такие заметные проекты как регазификационный комплекс СПГ и терминал "Сероглазка".

В 2023 году по поручению президента Российской Федерации, при поддержке Минэнерго России в Камчатском крае приступили к реализации проекта важного объекта — регазификационного комплекса СПГ в бухте Ракова Авачинской губы. Из федерального бюджета на создание береговой инфраструктуры будет выделено 12 млрд рублей. На сегодняшний день заключено соглашение о предоставлении государственных субсидий на софинансирование строительства, разработаны инвестиционная и проектная документация, на которую получено положительное заключение Главгосэкспертизы России. В конце минувшего года между министерством ЖКХ и энергетики Камчатского края и ООО "Запсибгазпром-Газификация" заключён контракт на строительство комплекса.

Один из этапов строительства будет включать в себя создание системы обеспечения безопасности мореплавания: антенно-мачтового сооружения, дизельной электростанций, аппаратного модуля, навигационных знаков. Таким образом, реализация инвестиционного проекта в области сжиженного природного газа будет содействовать обеспечению безопасности судов.

Ещё один из значимых объектов - терминал "Сероглазка" компании "Норебо", строительство которого продолжается в акватории Петропавловска-Камчатского. Терминал уже принимает три контейнерные линии и может обрабатывать до 300 тысяч тонн рыбопродукции в год. Его емкость по единовременному хранению рыбопродукции составляет 25 тыс. тонн, включая 600 контейнеров единовременного подключения.

Морское пассажирское судно прибрежного плавания
Морское пассажирское судно прибрежного плавания "Анатолий Чернеев", вернулось в порт Петропавловск-Камчатский после первого рейса на север полуострова. Судовой 25-тонный кран позволяется "Чернееву" проводить погрузочно-разгрузочные работы в местах, не оборудованных кранами / Фото: официальная телеграм-страница губернатора Камчатского края Владимира Солодова

Два причала – на реконструкции

Помимо строительства ведётся реконструкция существующих объектов. Сейчас на реконструкции два причала порта Петропавловск-Камчатский (причалы ФГУП "Росморпорт" №№ 9 и 10). Приступить к ней оказалось возможным благодаря сотрудничеству правительства Камчатского края с федеральными министерствами. Реконструкция объектов была в 2019 году включена в госпрограмму "Развитие транспортной системы России". Причал № 9 предназначен для обработки генеральных грузов открытого хранения, в том числе автотехники. После его реконструкции, пропускная способность составит более 200 тысяч тонн в год, а у причала №10 она увеличится с 300 до 650 тысяч тонн. Длина портовой стенки увеличится с 550 до 700 метров, что позволит переваливать в порту как навалочные, так и генеральные грузы. Общий грузооборот морского порта в ходе реконструкции вырастет до 4,5 миллиона тонн в год.

Судоремонт: есть запрос на дополнительные мощности, но нужна господдержка

Традиционной и важной для региона отраслью остается судоремонт. Руководство края ставит перед собой стратегическую цель - создание конкурентного судоремонтного кластера.

Сейчас судоремонтом на Камчатке занимаются 36 предприятий, имеющих свидетельство морского регистра судоходства. Ежегодно в регионе ремонтируют более 150 судов различного класса. И сомнений в том, что камчатские судостроители смогут обеспечить оперативное и качественное обслуживание судов, задействованных в арктических перевозках, у регионального руководства нет. Что, однако, не снимает с повестки вопрос о поддержке судоремонтной отрасли, которая в настоящее время вообще не предусмотрена государственными программами.

Сейчас  большинство российских судовладельцев традиционно уходят на капитальный и межрейсовый ремонт в иностранные порты, где качество и доступность запчастей зачастую выше. Для обеспечения возможности развития отрасли судоремонта необходимы вспомогательные мощности. На Камчатке существует дефицит доковых мощностей, не позволяющий в полной мере удовлетворить растущий спрос судовладельцев. Чтобы его преодолеть, нужно создавать условия, при которых судоремонтным заводам будет выгодно приобретать либо строить дополнительные плавучие доки для удовлетворения спроса со стороны владельцев гражданского флота. Кроме того, судовладельцам нужна чёткая связь с производителями оборудования, сохранение гарантийного срока обслуживания, склады запчастей на местах. Среди мер, которые необходимы для поддержки судоремонтной отрасли: безвозмездная государственная поддержка модернизации судоремонтных мощностей, льготный лизинг для покупки оборудования и льготные кредиты для обновления инфраструктуры. А также разработка единой информационной платформы для объединения региональных центров и кластеров по судоремонту, сервисного обслуживания и ремонта, поставки судового оборудования и комплектующих изделий, ведения графиков ремонтов.

Судостроение в Камчатском крае исторически не велось, но есть планы начать

Вопрос развития судостроения в регионе пока рассматривается в перспективе. Это связано с тем, что выбор конкретного места для строительства зависит от множества факторов, таких как доступность инфраструктуры, глубина и удобство бухт, экологические требования, экономическая целесообразность и другие аспекты.

Сейчас правительство региона прорабатывает возможность вовлечения в хозяйственный оборот расположенных вблизи акватории участков, находящихся в собственности Минобороны России.

Кроме того, регион подписал на ПМЭФ соглашение о сотрудничестве с СК "Ак Барс", которая является давним партнером Камчатского края в части конструирования и строительства судов для пограничной службы и военных. Регион намерен продолжить данное сотрудничество и в сфере рыбохозяйственного комплекса Камчатского края.

Супертраулер
Супертраулер "Георгий Мещеряков" способен обрабатывать до 600 тонн рыбы в сутки / Фото: управление информационной политики администрации губернатора Камчатского края

Рыбные перевозки по СМП: какие в крае видят перспективы

По мнению отраслевых экспертов, для увеличения перевозок рыбной продукции по СМП, необходимо использовать суда вместимостью более 2000 TEU (1000 сорокафутовых контейнеров). При заходе в Петропавловск-Камчатский они будут дозагружаться, в том числе, и рыбной продукцией, доля которой может быть и не основной. Такими транспортно-логистическими проектами могут заниматься и частные и государственные структуры.

Однако для успешной реализации этих проектов необходимо выполнение ряда мероприятий: проведение обследования, а затем дноуглубительных работ в Авачинской губе, строительство новых причальных стенок, включение в госпрограмму строительства двух многофункциональных буксиров  ледового класса Arc. 4 проекта NE034 и плавучего крана типа "Черноморец" с грузоподъемностью не менее 100 тонн (для организованной сервисной обработки малотоннажного рыболовного флота), предоставление мер господдержки проектам по модернизации гидротехнических сооружений и строительству холодильных мощностей для перегруза добываемых в прикамчатских морях водных биологических ресурсов и дальнейшей их транспортировки по СМП.

Уголь с мыса Сигнального перенесли, очередь за металлом

Ведётся планомерная работа по ликвидации отработавших своё объектов в прибрежной полосе. Завершён перенос угля с перевалочного пункта на мысе Сигнальном, после вывоза оттуда последних партий металлолома, начнётся рекультивация территории. Решается вопрос о передаче краю причалов от ФГУП "Нацрыбресурс", согласие ключевых федеральных органов на это получено, но пока процедура затягивается. Также обсуждается возможность переноса хладокомбината. Старый соляной склад уже снесен, в 2025 году на этом месте начнётся строительство нового гостиничного комплекса.

Кабортажная перевозка – грузооборот подрос

Каботажной перевозкой грузов на Камчатку сейчас занимаются, в основном, три судоходных компании: ООО "Камчатское морское пароходство", ООО "ФЕСКО интегрированный транспорт", ООО "Дальневосточная Логистическая Компания".  Каждый месяц на линии Владивосток – Петропавловск-Камчатский в среднем работают 7 судов  этих компаний, обеспечивая 12 – 16 оборотных судорейсов. В месяц оборот составляет около 4,5 тысячи TEU (контейнеризированных отправлений) и 15 – 20 тысяч тонн генерального и навалочного груза (цемент, инертные материалы, металлоконструкции и т.д.). Грузооборот растёт, за 2024 год он увеличился на 10,7% и составил 4 380 746 тонн. Происходит и обновление флота. В 2023 году ООО "Камчатское морское пароходство" получило новый мощный контейнеровоз "Михаил Робканов", названный в честь почётного президента Владивостокского морского торгового порта. Это судно стало самым крупным во флоте компании. Сейчас "Робканов" выполняет регулярные рейсы по маршруту: Петропавловск-Камчатский – Владивосток.

В 2024 году в ходе IX Восточного экономического форума был подписан меморандум между Торгово-промышленной палатой Камчатского края, камчатским судостроительным предприятием "Торсиотест" и китайской компании Newnew Shipping Line Co., Ltd., которая два года назад стала одним из первых организаторов транзитных рейсов из Азии в Европу вдоль берегов России. Стороны заявили о сотрудничестве в развитии СМП. 

Круизы из Владивостока в Петропавловск-Камчатский – в крае ждут паром

Для осуществления круизных перевозок между Владивостоком и Петропавловском-Камчатским продолжается строительство морского парома проекта CNF22 вместимостью до 150 пассажиров и до 70 автомобилей. Проект реализует судостроительный завод имени Б.Е. Бутомы (г. Керч) по поручению президента. Судну присвоено наименование – "Петропавловск". Из-за ракетной атаки завода в 2023 году были продлены сроки строительства и увеличены бюджетные ассигнования. Сейчас судно спущено на воду, его готовность в конце 2024 года составляла более 70%. Завершение работ планируется в 2025 году. Предполагается, что морские круизы станут некой альтернативой воздушному сообщению между двумя регионами Дальневосточного федерального округа. После запуска парома специалисты изучат спрос на такие путешествия.

Напомним, в ноябре 2024 года "Корабел.ру" выпустил большое интервью с губернатором Камчатского края Владимиром Солодовым. Морской блогер Виктория Корабеловна беседовала с главой региона о рыбопромысловой отрасли, о важных предприятиях, таких как рыболовецкий колхоз имени Ленина, и обновлении флота. В январе 2025 года был спущен на воду долгожданный для коллектива колхоза большой морозильный траулер "Виктор Гаврилов", построенный на ОСК Прибалтийском судостроительном заводе "Янтарь". Также Владимир Солодов рассказал о перспективах судоремонта и жизни региона в целом. 

После этого разговора и родилась идея продолжить "камчатскую" тему. Данный материал стал неким дополнением, позволяющим шире взглянуть на "русскую Исландию".    

Материалы по теме:
Валовая вместимость (т)1587
Водоизмещение (т)2720
Длина габаритная (м)75
Ширина габаритная (м)13,64
Высота борта (м)5,5
Осадка судна (м)3,7
Грузоподъемность (т)1587
Водоизмещение (т)14210
Длина габаритная (м)121
Ширина габаритная (м)21,6
Осадка судна (м)7,9
Скорость (уз)15
Длина габаритная (м)100
Ширина габаритная (м)20
ТТХ проекта NE020
Валовая вместимость (т)1587
Водоизмещение (т)2720
Длина габаритная (м)75
Ширина габаритная (м)13,64
Высота борта (м)5,5
Осадка судна (м)3,7
Грузоподъемность (т)1587
"Судостроительная Корпорация "Ак Барс", АО
Зеленодольск
+7 (84371) 2-11-66
"Росморпорт", ФГУП Москва
+7 (495) 626-14-25, +7 (495) 411-77-59
"Камчатское морское пароходство", ООО Петропавловск-Камчатский
+7(423)279-17-30
"Рыболовецкий колхоз им. В. И. Ленина", ПК Петропавловск-Камчатский
+7(415)22-23-80-13
"Норебо Холдинг", AO Мурманск
+7 (8152)63-76-37
"Торсиотест", ООО Петропавловск-Камчатский
+7 (415) 242-51-34, +7 (914) 022-37-37
"Запсибгазпром-Газификация", ООО Тюмень
8 (3452) 54-40-00



Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости