Ученые САФУ предложили плавучие контейнеры для северного завоза и транспортировки леса по малым рекам

0 192 2 мин
Специалисты Северного Арктического федерального университета (САФУ) в Архангельске разработали технологию для перевозки лесоматериалов по малым рекам, рассказал доктор технических наук, профессор кафедры лесопромышленных производств и обработки материалов САФУ Сергей Посыпанов.

По словам ученого, это метод использования плавучих контейнеров.

"Конструкция самого контейнера может меняться. Если упрощенно, это, скажем так, металлический ящик размером примерно 6,5 на 3,5 метра. Осадка в груженом состоянии порядка от 0,5 до одного метра. Контейнеры можно будет соединять между собой, формируя баржевые составы различных размеров в зависимости от гидрологических условий конкретной реки", — рассказал Сергей Посыпанов.

До 1990 года лесопромышленники Архангельской области активно использовали разветвленную речную сеть для транспортировки древесины методом молевого сплава. При этом бревна просто сталкивали в воду, даже не связывая, обычно в период весеннего половодья, и они плыли по течению до места вылова. В так называемых запанях (заграждениях) их вылавливали и формировали плоты, которые затем буксировали по Северной Двине. Это был недорогой способ транспортировки леса. После принятия Водного кодекса в 1995 году использование молевого сплава было запрещено. Согласно новым правилам, лесоматериалы должны транспортироваться в пакетированном виде в плотах или на плавсредствах. Это ограничило возможность использования малых и средних рек, что вынудило лесопромышленников перейти на автомобильный и железнодорожный транспорт и повлекло дополнительные расходы.

При активном использовании малых и средних рек транспортные расходы не превышали 15-20% от общей цены сырья. В связи с резким сокращением применения дешевого водного транспорта для перевозки леса и значительным удалением мест заготовки от промышленных центров транспортные расходы значительно возросли. В связи с этим некоторые компании предпочитают оставлять менее ценную древесину в лесу, не довозя ее до деревообрабатывающих предприятий. Лесные ресурсы используются нерационально с нарушением экологических требований.

Плавучие контейнеры могут решить эту проблему и вновь задействовать малые реки. Их важным преимуществом является удобство погрузки, в том числе при отсутствии причальных сооружений. Для этого может использоваться техника, которая уже есть у лесозаготовителей: например, погрузчик или форвардер. В отличие от контейнеров, баржи требуют применения специализированной техники — плавучих кранов. 

"Высота таких кранов не позволяет использовать их на многих участках, поскольку малые и средние реки пересечены обычно низкими мостами, — пояснил ученый. — Именно поэтому даже там, где параметры рек позволяют использовать баржи, они зачастую не задействованы. Транспортировка этих кранов к месту погрузки требует больших затрат, количество этой техники довольно ограничено".

Удельная стоимость перевозки одного кубометра лесоматериалов на один километр в Архангельской области автомобильным транспортом составляет примерно 5 рублей, железной дорогой - 3 рубля, при использовании плотов или барж этот показатель снижается до 1 рубля. Однако такие перевозки пока осуществляются только на крупных реках. Например, формирование плотов выполняется на крупнейшем в России плотбище "Большая Свага" в Верхнетоемском районе, откуда плоты буксируют по Северной Двине. В меньших объемах водный транспорт лесоматериалов осуществляется по ее притокам: Вычегде, Ваге, Пинеге. Основная причина — короткий период высоких уровней воды в реках в мае-июне.

Технология, предложенная учеными САФУ, позволит расширить географию используемых водных путей и создать разветвленную систему перевозок, максимально приближенную к местам лесозаготовок. В Архангельской области почти 72 тысячи рек при огромной территории и низкой плотности дорожной сети. Ученые САФУ, по словам Посыпанова, готовы оказывать содействие предприятиям в разработке технологий и конструкций, учитывающих специфику региона.

Новая контейнерная технология может эффективно применяться в первую очередь для перевозки древесины с дефицитом плавучести: лиственных пород и лиственницы, которая является преобладающей породой в Сибири. Такие лесоматериалы нецелесообразно сплавлять традиционным способом. Контейнерный метод откроет возможность заготовки указанной древесины не только вблизи крупных рек, но и на удаленных участках.

Баржевые контейнерные составы могут также применяться при северном завозе для доставки грузов в отдаленные небольшие населенные пункты, расположенные вдоль рек и не имеющие постоянной дорожной связи с "большой землей". По пути следования состава в случае доставки малых объемов грузов в отдельные населенные пункты контейнеры могут отцепляться небольшими партиями или поодиночке. Их можно разгружать без причальных сооружений и кранов. А на обратном пути буксирный катер соберет или разгруженные контейнеры или загруженные грузом обратного назначения в состав, передает ТАСС.




Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости
Корабелка с 20 июня открывает прием на 42 места для поступающих на Программу подготовки инженеров-корабелов ОСК
14:00 / образование