Действие Стратегии развития АЗРФ необходимо расширить до 2050 года - Михаил Григорьев

1 68 2 мин
11 июня на заседании Экспертного совета комиссии Госсовета РФ по направлению "Северный морской путь и Арктика" обсудили предложения по актуализации стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года и Основ государственной политики России в Арктике.

В заседании приняли участие профессора, научные руководители институтов, представители Государственной Думы, Совета Федерации и бизнес-сообщества — все заинтересованные в развитии Северного морского пути и Арктики.

Во время выступления участники заседания представили свои экспертные заключения, в которых говорилось о приоритетных направлениях социально-экономического развития Арктической зоны РФ / Фото: Правительство Мурманской области
Во время выступления участники заседания представили свои экспертные заключения, в которых говорилось о приоритетных направлениях социально-экономического развития Арктической зоны РФ / Фото: Правительство Мурманской области

В октябре 2024 года поручение по корректировке документов дал председатель правительства РФ Михаил Мишустин по итогам стратегической сессии по развитию Арктической зоны Российской Федерации.

В рамках заседания совета выступил академик Российской академии естественных наук, директор ООО "Гекон" Михаил Григорьев. Он высказал свои замечания по содержанию Стратегии развития АЗРФ, указав на необходимость использования данных 2024 года, расхождения данных по запасам проекта "Восток Ойл" с государственным балансом, неточность определенных формулировок.

"Мы должны учитывать Северный морской путь как составляющую Трансарктического транспортного коридора и рассматривать его в целом. Более того, необходимо дать определение Трансарктического транспортного коридора. То же самое относится и к Большому Северному морскому пути", — отметил Михаил Григорьев.

По его словам, в Стратегии стоит указать вектор разработки мер противодействия санкционным ограничениям. 

"Также стоит конкретизировать список стран, заинтересованных в грузоперевозках в АЗРФ. Со стороны декларируемых в качестве участников стран Юго-Восточной Азии и Индии из 15 тыс. выполненных перевозок, начиная с 2014 года, не зафиксировано ни одной перевозки. Севморпуть — ключевой транспортный коридор для Восточной Азии и только", — подчеркнул эксперт.

Михаил Григорьев поддержал предложение о расширении действия Стратегии развития АЗРФ до 2050 года, учитывая, что "Росатом" прогнозирует начало круглогодичной навигации по СМП после 2030 года.

"Давайте называть вещи своими именами — в 2020 году транзит на Северном морском пути прекратился — у нас нет транзитных перевозок. У нас есть внешнеторговые, в основном экспортные и немного импортные перевозки. Еще в 1934 году Главсевморпутем был введен термин "сквозные рейсы по СМП от восточной до западной границы". И если учесть позицию Евросоюза, транзита не будет и в обозримом будущем. Давайте исходить из сложившихся реалий и разрабатывать документ, который будет работать. Последние материалы "Росатома" говорят о том, что они не видят круглогодичной навигации на востоке до 2035 года. Почему в этом документе это не учитывается? Сейчас на минеральное сырье приходится 84% грузопотока по СМП. Но месторождения не могут эксплуатироваться бесконечно. Стоит уйти от абстрактных разговоров о детализации геологоразведочных работ, а привязать планы развития к конкретным точкам генерации грузовой базы. Либо поддерживать старые действующие минерально-сырьевые центры либо планировать создание новых с учетом транспортных структур. Пока после 2035 года у нас терра инкогнита. Если грузоперевозки пойдут на спад — у нас не будет развития транспортной системы", — резюмировал Михаил Григорьев.

Председатель комиссии Госсовета РФ по направлению "Северный морской путь и Арктика" , губернатор Мурманской области Андрей Чибис выразил признательность участникам заседания за конструктивные рекомендации, которые станут поддержкой в доработке стратегии и будут вынесены на обсуждение комиссии Госсовета. 




Комментарии   1.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
-0+
#Григорьев Михаил Николаевич
12.06.2025, 21:19
Дорогие коллеги, респект, вы выдоили суть нашей позиции. Маленкая поправка в Ваши анналы, актуализация сведений об ООО Гекон: 199397, г. Санкт-Петербург, вн.тер.г. муниципальный округ Морской,  ул. Кораблестроителей, д. 19, к.2, литера А, кв.14
Адрес почтовый 199406, Российская Федерация, г.Санкт-Петербург, а/я 19
E-mail geconspb@gecon.ru
Свежие новости
В Петербурге спустили патрульный корабль проекта 22120 для Пограничной службы РФ
13:40 / судостроение