реклама

Секрет выживания 10-го СРЗ. От флота военного до гражданского

После распада СССР судостроительная и судоремонтная отрасль страны понесла достаточно тяжелые потери. Часть заводов осталась за рубежом и либо закрылись, либо понемногу утратили хозяйственные связи с российскими коллегами. Часть стала жертвами "лихих девяностых", потеряв активы и пойдя с молотка. Третьи пару десятилетий выживали, превращаясь в набор пустых бетонных коробок на полузаброшенных территориях.

Тем приятнее рассказывать об обратных примерах, увы, не таких многочисленных, как хотелось бы. Есть в России заводы, которые еще лет пять назад казались обреченными, а сегодня уже вполне уверенно смотрят в будущее. В их числе – 10-й судоремонтный завод, расположенный в городе Полярном, недалеко от Мурманска.

С тех пор, как на предприятии сменилась руководящая команда, 10-й СРЗ стал оживать. Пошли заказы, закипела работа, начали оживать цеха, появилась прибыль. Вдвойне ценно, что все это происходит фактически в условиях кризиса, сотрясающего российскую экономику. А еще стоит учесть, что над теми предприятиями отрасли, что прочно встроены в "военку", сейчас нависает новая проблема – гособоронзаказ сокращается. Необходимо переходить на новые рельсы, искать гражданских заказчиков.

О том, как завод умудряется вставать на ноги в такой непростой ситуации, мы беседуем с генеральным директором предприятия Евгением Зудиным. Показательно, кстати, что это интервью было взято в рамках 15-й Международной выставки гражданского судостроения "Нева", участие в которой 10-й СРЗ счел для себя обязательным.
 

Беседа корреспондента "Корабел.ру" с Евгением Зудиным / "10 ордена Трудового Красного знамени СРЗ", АО


Давайте начнем нашу беседу с обрисовки той ситуации, которая сложилась на сегодняшний день. Скажите, что в портфеле у завода сейчас, какие суда ремонтируются?

– Сейчас 85% от загрузки завода составляет гособоронзаказ. В основном это доковые ремонты, восстановление технической готовности надводных кораблей и сервисное обслуживание атомоходов. Отдельного упоминания заслуживает тяжелый авианесущий крейсер "Адмирал Кузнецов", работы на котором мы выполняем на субподряде у "Звездочки".

Оставшиеся 15% загрузки – это, как вы понимаете, гражданские суда. Гражданская загрузка складывается в большинстве своем из конкурсных процедур. В текущем году мы уже отремонтировали три единицы для Морспасслужбы. Это большие спасательные буксиры иностранного производства, на которых были проведены ремонт винторулевого комплекса, трубопроводные работы и ремонт вспомогательных механизмов.

Сейчас проходят предконтрактные переговоры с ФГУП "Атомфлот" по поводу работ на ледоколе "Сибирь". Планируется провести корпусные работы и на ледоколе "Ямал". Кстати, у нас с "Атомфлотом" были два года назад реализованные проекты и по модернизации лихтеровоза "Севморпуть", а на ледокол "50 лет Победы" мы спроектировали и нарастили вертолетную площадку.

В цифрах наш "портфель заказов" выглядит так: 2014 год — загрузка завода в объеме до 200 миллионов рублей. В этом году 1,3 млрд рублей. Сами понимаете, насколько серьезное увеличение произошло за прошедшие пять лет.

Гособоронзаказ в отрасли потихоньку снижается. Готовитесь ли вы к наращиванию гражданских заказов?

– Мы еще с конца 2017 года начали для себя разрабатывать программу возможной диверсификации производства, поскольку прекрасно понимаем, что после 2021 года загрузки по гособоронзаказу будет недостаточно на все предприятия мурманского региона. Программа уже готова, мы ее предложили в ОСК и в областное правительство, где ее уже одобрили. Она включает в себя создание морехозяйственного комплекса на базе 10-го завода. Планируется, что это позволит освоить и предлагать на рынке весь спектр работ от межпоходовых ремонтов до строительства среднетоннажных траулеров. Примерно через три-четыре года комплекс должен заработать на полную мощность.
 

На выставке "Нева-2019" / "10 ордена Трудового Красного знамени СРЗ", АО


Рыбакам этот проект очень интересен, поскольку мы им предоставляем свои мощности по перегрузке, а также наши площади для строительства холодильных, рыбоперерабатывающих заводов – до 100% переработки, в том числе и мукомольной. Но это все в перспективе, детали по насыщению конкретными мощностями еще рассматриваются.

Под такой комплекс нам, конечно, необходимо расширить доковые хозяйства. Губернатором идея была поддержана и написано письмо в адрес министра обороны о возможности передачи доков Министерства обороны, находящихся в мурманском регионе, в ОСК, а конкретнее, на 10-й завод. Сергей Кужугетович в свою очередь отреагировал положительно, и сейчас уже стартовал процесс передачи нам 92-го плавдока.

По этому проекту мы разговаривали с вашими рыбаками, мурманской фирмой "Вариант", они в нем участвуют. Можете подробнее рассказать, что получат в итоге промысловые компании региона?

– Да, в 2017 году, когда мы все это начинали, то сразу провели переговоры с фирмой "Вариант", у них была заинтересованность в работе с нами. Что мы им предложили? Понятно, что межпоходовые ремонты, доковое освидетельствование под класс, плюс пятилетний класс. Ценовая политика может варьироваться, здесь есть возможность иметь конкурентное преимущество.

Что они еще дополнительно получают – время, которое сейчас тратят на заход в порт Мурманск и на выход из порта. На совещаниях под руководством губернатора я слышал неоднократно, что корабль, возвращаясь с промысла, может потратить до восьми суток на то, чтобы зайти в порт Мурманск, выгрузиться и уйти обратно. У нас это будет сокращено до трех дней.

Со стороны правительства области какая нужна поддержка, чтобы этот проект реализовался, кроме простого одобрения? С пограничниками все улажено?

– Первое, что было необходимо, власти уже сделали. Когда завод посещал тогда еще врио губернатора Андрей Чибис, мы свои предложения ему представили в виде презентации. Он ее поддержал, и уже в июле было подписано постановление правительства области о том, что 10-й завод включен в список портов, где разрешен выгруз рыбы. Единственное, там остались нюансы, связанные с замороженной продукцией, но их мы решаем.

С пограничниками на сегодняшний день вопрос решен. В Полярном есть свой пограничный пункт. Сейчас регулируется вопрос с таможней. В принципе, мы нацелились на рыбаков-прибрежников (малотоннажный флот), но тем не менее отметка таможни все равно должна быть.
 

Какой объем эта ниша может занять в работе завода? 

– Скажу так: естественно, вся структура завода, которая занимается поиском заказов, нацелена на то, чтобы док был загружен на 100%. Я могу пересчитать через загрузку дока примерную финансовую выручку завода. Это не менее 500 миллионов ежегодно.

Какой модернизации потребует выполнение поставленных задач по морехозяйственному комплексу и в целом по диверсификации производства? Какое оборудование закупается, что происходит в цехах? 

– На сегодняшний день по модернизации мы в начале пути. Программа составлена под морехозяйственный комплекс "Полярный", она согласована в ОСК и Минпромторге. Финансирование по ней пойдет через Фонд развития промышленности. Документы проходят внутри разных ведомств – на это, сами знаете, требуется определенное время, но думаю, что к апрелю мы уже будем понимать, когда все заработает.

Что мы включили в программу по части модернизации и переоборудования? Это корпусный цех для строительства, линии обработки металла, плазменная резка. Плюс строительство дополнительного стационарного причала, дополнительное крановое оборудование на причальной линии.

А программа в целом, на какой период рассчитана? 

– По дорожной карте, которая у нас составлена с рыбопромышленниками, в 2023 году должно начаться строительство среднетоннажных траулеров. За эти три года мы должны вести работу по нарастающей – начинается все с перегрузки, с малых ремонтов, дальше уже приходим к строительству серии судов.

Для строительства рассматривается несколько проектов. Один из них разрабатывается в КБ "Восток" по заказу самих рыбопромышленников. Либо у нас есть другой возможный проект – на замену советским СРТМК длиной до 30 метров. После окончательного согласования с владельцем этого проекта будем тоже его представлять рыбопромышленникам региона для получения заказов на его строительство у нас.


Под все эти идеи планируется какие-то дополнительные кадры привлекать? Если да, то откуда?

– Обязательно! Честно говоря, мы с 2015 года этими вопросами занимаемся. Не думаю, что открою секрет, если скажу, что десять лет назад завод планировался к закрытию. В 2014 году президентом ОСК было принято решение сменить команду руководителей, сохранить нашу "десятку" и нацелить ее на гражданский судоремонт. Поэтому все последующие годы мы занимаемся поиском возможных вариантов и учитываем наличие кадров под новые станки и цеха.

У нас со школами заключены соглашения – проводим профориентационные мероприятия при поддержке Союза машиностроителей, где я являюсь председателем Мурманского регионального отделения. Вообще, выстраиваем свою линейку подготовки кадров. В школах у нас есть классы, для которых проводятся уроки с более углубленным взглядом на судоремонт. Есть лицей политехнический в Мурманске, который тоже этим занимается. Есть наш колледж имени Месяцева, где учатся судоремонтники и судокорпусники, и есть индустриальный колледж в Мурманске, который готовит сварщиков, корпусников и станочников.

А еще МГТУ (Мурманский государственный технический университет), в котором открыта специальность "Судоремонт и судостроение". Мы договорились, что оттуда до десяти человек ежегодно можно будет отправлять учиться, а после этого, заключив ученический договор, они приходят работать на 10-м судоремонтном заводе.

Сколько сейчас в штате на заводе?

– 681 человек.

А планируется увеличить насколько?

– По бюджету на этот год у нас согласовано и утверждено 711 человек. На следующий год, с учетом перехода дока, я планирую, что завод будет увеличен до 800 человек. Потому что около 30 человек составляет команда дока, плюс обслуживающий персонал, плюс начнем корабли доковать, а это дополнительный объем работ. В бюджете 2020 года для себя нацелились на 800 человек с последующим увеличением.

Какие специалисты сейчас наиболее востребованы?

– Я бы сказал, активные. Если конкретно, то всегда в дефиците инженерные специальности. Потому что, к сожалению, пока еще ни один выпуск из вуза ко мне за прошедшие четыре с лишним года в должности директора 10-го СРЗ не пришел. Вся эта системная деятельность, которую мы ведем в плане подготовки необходимых нам кадров, приносит свои плоды не сразу. Надеемся, что скоро проблему удастся решить.

Что касается потребности в рабочих специальностях, то ее мы, в общем, закрываем с помощью имеющихся кадров. А если необходимо привлечь людей под какой-то заказ срочный, мы приглашаем работников из Крыма, из Астрахани по срочным договорам.
 

Как справляетесь с разрывом между поколениями? И каков средний возраст на предприятии?

– Средний возраст у нас упал с 56 до 44 лет за прошедшую пятилетку. С одной стороны, это хорошо, потому что открывает дорогу в будущее. Но вы правы, определенная проблема с разрывом поколений имеется. У нас, к счастью, еще остались работники, которым под 80 лет, они искренне болеют судоремонтом, поэтому не ушли с предприятия и передают свой опыт молодому поколению. Институт наставничества, к сожалению, мы еще не до конца восстановили, чтобы у более опытных людей был серьезный стимул передавать опыт молодому поколению. Но я думаю, что до конца года мы это сделаем.

Материалы по теме:
10-й СРЗ: развенчиваем мифы (интервью с Евгением Зудиным 2018 года)
Что осталось от "Красных баррикад" (репортаж с завода "Красные баррикады")
Мастера эпохи возрождения (репортаж с Онежского ССЗ)




Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости
Чем кормят на атомном ледоколе
14:52 / пресс-релизы