Как сообщает ТАСС, результаты исследования опубликованы в журнале Ocean Dynamics/
"Исследователь Сколтеха разработал теоретическую модель формирования волн в проливах и каналах с учетом нелинейности в присутствии береговой линии. Результаты исследования могут быть использованы для повышения точности прогнозов морских волнений, обеспечения безопасности морских путешествий и защиты объектов инфраструктуры на прибрежных территориях", - говорится в сообщении.
Прогнозирование состояния морской поверхности - традиционно сложная задача, от успешного решения которой зависит не только безопасность сооружений, но и жизнь людей. Модели, используемые сегодня Национальным управлением океанических и атмосферных исследований (NOAA, США) и другими службами для прогнозирования волновой обстановки, далеки от совершенства, хотя и имеют целый ряд настраиваемых параметров, позволяющих получить достаточно точный прогноз.
По словам автора статьи, старшего научного сотрудника Сколтеха и Физического института им. П. Н. Лебедева РАН Андрея Пушкарева, ситуация осложняется наличием береговых линий - каналах и проливах волны ведут себя совсем не так, как в открытом море. Ученый доказал это, проведя теоретическое моделирование процесса формирования волн в проливе, аналогичном проливу Ла-Манш.
"Береговые линии создают неоднородность, которая выражается в наличии перепада между нулевым значением распределения энергии волн на границе береговой линии и ненулевым значением на некотором удалении от берега. Наличие этого перепада приводит к возникновению адвекции (переноса в горизонтальном направлении - прим. ТАСС) волн, что в совокупности с нелинейным взаимодействием между волнами создает весьма необычный эффект: формирование волн в направлении, перпендикулярном направлению ветра", - приводятся в сообщении слова Пушкарева.
Результаты исследования, как добавили в Сколтехе, могут пролить свет на природу таких явлений как сейши - стоячие волны, возникающие в частично замкнутых водоемах и создающие серьезные проблемы для движения судов в портовых акваториях. Полученные результаты также показывают, что корректный учет турбулентности при наличии береговой линии позволит прогнозировать возникновение так называемых волн-убийц - спонтанно возникающих гигантских поверхностных волн, представляющих серьезную опасность даже для больших судов.