реклама

Powered by Scania. Шведская компания презентовала новый двигатель

Летом 2015 года шведский производитель двигателей Scania заявил о том, что компания готовит к выходу новый двигатель из серии DI 16 мощностью 1150 л.с. Презентация новинки была запланирована на 2 сентября, в живописном местечке Даларо под Стокгольмом.
На мероприятие пригласили и представителей "Корабел.ру".
В российскую делегацию также входили: Дмитрий Кутузов, генеральный директор ООО "СПБ Марин", генеральный директор Laky Verf Константин Бурьянов, генеральный директор ГК "Си Тех" Пётр Ежов, начальник отдела энергетики и судовых систем ООО "Дизайн Группы РИКОШЕТ" Дмитрий Винокуров, старший инженер-инспектор представительства Регистра судоходства в Швеции Станислав Ритц, а также представители ООО "Скания-Русь" Дарюс Сниешка и Алексей Мыльников.

Презентация нового двигателя Sacnia состояла из нескольких частей. Помимо непосредственно рассказа о новом моторе рядом с готовым образцом, ответов на вопросы и раздачи рекламных материалов и сувениров, новинку можно было посмотреть и, что называется, попробовать "в действии" – на шведском спасательном судне Björn Christer и финском патрульном катере Watercat M18 AMC. 

Корабельная Scania в России

На отечественный рынок судовых двигателей компания Scania пришла в начале "нулевых" годов. И каждый последующий год парк двигателей шведского производителя, работающих на отечественных судах, постоянно рос, перевалив в 2015 году за две сотни агрегатов. Прежде всего, речь идет о моторах поколения P96.

Двигатели этой линейки стоят на водолазных катерах проектов 23040, А160, буксире TG04, которые строились на заводе "Нижегородский теплоход", катерах-бонопостановщиках проекта А40-2Б (постройка верфи Братьев Нобель), бункеровщиках RT-18 (Ярославского судостроительного завода), целом ряде катеров постройки "Озерной верфи".

В качестве вспомогательных двигателей они применены на танкерах RST27 (Окская судоверфь и завод "Красное Сормово"), в проекте перспективного танкера-площадки RST54 (Окская судоверфь) и на других судах.
Презентация двигателя Scania / Корабел.ру

В 2013 году Scania выпустила на рынок новое поколение судовых двигателей – Е2011, в котором появился целый ряд усовершенствований. Так, мощность моторов данной серии в среднем выросла на 20% по сравнению с двигателями прошлого поколения — прежде всего, за счет увеличения объема цилиндров и применения модернизированной турбины. Увеличился и межсервисный интервал — с 400 до 500 часов.

Помимо традиционных шестицилиндрового рядного и восьмицилиндрового V-образного двигателя, которые были в линейке P96, линейка E2011 пополнилась пятицилиндровым рядным двигателем мощностью 162-294 кВт (220-400 л.с.).

Scania всегда позиционировала свои моторы как одни из самых малогабаритных и экономичных на рынке. Как заявляет производитель, эти преимущества сохранены и в новых моделях. Так, двигатель Scania DI 16 077M развивает мощность в 1000 л.с. при весе двигателя 1670 кг, двигатель Scania DI 09 72M имеет расход топлива 192 г*кВт/ч при 1500 об/мин.
Машинное отделение Watercat M18 AMC / Корабел.ру

На новом двигателе мощностью 1150 л.с. за счет использования топливной системы XPI (Common Rail) удалось снизить удельный расход топлива на 5% по сравнению с 1000-сильным — без существенного изменения габаритных размеров. Это первый опыт применения системы Common Rail на двигателях морского направления, ранее она применялась только для автомобильного транспорта и общепромышленного назначения.

Как анонсирует Scania, заказ новых моделей двигателя возможен уже сейчас, однако поставки моторов начнутся только с февраля 2016 года.

Своими руками

По прогнозам на 2 сентября, как раз на время, когда был запланирован тест-драйв, на Стокгольм должен был обрушиться дождь с грозой, с порывистым ветром до 12 м/с. Основная часть нашей группы состояла из корабелов, причем корабелов, которые занимаются скоростным флотом. Конечно, они потирали руки и очень желали "побольше ветра".
На борту Watercat M18 AMC / Корабел.ру

Но по прилету выяснилось, что ураган прошел днем ранее, и "повезло" голландской группе. Нам же досталась вполне себе петербургская погода, +15 градусов выше ноля, пасмурно, с небольшим дождем. Ветра не было совсем.

Русского северного человека шведскими пейзажами не удивить – озера, сосновые леса, скалы. Точно наши карельские или, например, красноярские. И люди такие же – спокойные, неторопливые.

А по количеству яхт, лодок и иных плавсредств можно сделать вывод, что в Швеции моряков больше, чем автолюбителей. Показательно, что при таких тротуарах, развитой сети велодорожек, выделенных полос для общественного транспорта город с населением в более 1 млн человек не задыхается в пробках. Не видели ни одной. А вот на воде трафик серьезный.
Стокгольм / Корабел.ру

Корпоративная гостиница Scania (в здании 1810 года постройки), где проходила официальная часть презентации, располагается на архипелаге Даларо, самая северная оконечность полуострова. Добираться туда на туристическом автобусе Scania по дороге шириной в полторы полосы – целая история. Но для местных водителей прижаться к скале, заехать на нее двумя колёсами или сдавать задом по полкилометра, чтобы разъехаться с гигантским автобусом, – явление обычное. Воспринимается совершенно спокойно.
Скания / Корабел.ру

На вопрос: "А как же тут зимой ездить?", водитель ответил лаконично: "Да нормально".

Посмотреть на новый двигатель "в действии" приезжают группы со всего мира, план и бронь номеров составлены на месяцы вперед. Особо интересно было наблюдать за китайской делегацией, многие члены которой приехали с женами и детьми, что впрочем оживляло и разбавляло сугубо мужской контингент.
Экипаж Björn Christer / Корабел.ру

Но китайские дамы были не единственными представительницами прекрасного пола. Половина экипажа спасательного судна Björn Christer состояла из женщин, которые наравне с мужчинами швыряли выброски, швартовались, устанавливали трап, управляли судном. Навыки спасения на воде, конечно, не демонстрировали, но думаю, что они обладают ими в должной степени.
Björn Christer / Корабел.ру

Испытательный день мы делили с голландской группой. Принимающая сторона даже к протокольной части мероприятия подошла со всей степенью ответственности. О технических особенностях нового мотора рассказывали с десяток специалистов различного профиля — от заместителя генерального директора до проектантов и сервисных инженеров. Каждому специалисту можно было задать вопрос, но только из области его ответственности.

Инструктаж по безопасности для русскоязычной группы занял несколько больше времени, чем у коллег из Голландии. "Вы, русские, любите фотографировать, а фотографировать внутри финского военного катера нельзя и на борту надо обязательно одевать спасательный жилет", – акцентировал инструктор.

Впрочем, выдающегося в финском военном катере нет ничего. Но о нём несколько позднее. Жребий распределил нас сначала на "спасатель". Итак, судно Björn Christer.
 
Björn Christer / Корабел.ру

Технические характеристики судна Björn Christer:
 
Длина, м 20
Ширина, м 5,1
Осадка, м 0,9
Водоизмещение, т 30
Скорость, узл. 35

Судно "гимсовских" габаритов, оснащенное двумя двигателями Scania D16 мощностью по 960 л.с. в комплексе с водометами Rolls-Royce FF-550, которые позволяют разогнаться до 35 узлов. Для "спасателя" – скорость достаточная. Если необходимо добраться до объекта быстрее, на борту судна предусмотрен гидроцикл.
Björn Christer / Корабел.ру

Но умудренных опытом русских корабелов скорость Björn Christer не особо впечатлила. Более впечатлила маневренность.

А вот финский десантный катер – дело совсем другое
Watercat M18 AMC / Корабел.ру

Технические характеристики катера Watercat M18 AMC:
 
Длина, м 19,9
Ширина, м 4,3
Осадка, м 1,1
Водоизмещение, т 32
Скорость 47

По обводам и форме корпуса Watercat напоминает "Раптор" постройки ЛСЗ "Пелла" .
Проект разработан финским КБ "ALUTECH OY AB". Финские ВМС до 2016 года должны получить 12 подобных катеров.
 
Watercat M18 AMC / Корабел.ру

Как и наш "Раптор", Watercat позволяет вести патрулирование акватории, высадку десанта, участвовать в антитеррористических мероприятиях, а также проводить эвакуацию раненых.
Как заявляет производитель, катер был спроектирован специально для работы на архипелаге, в условиях холодного Балтийского моря, поэтому оснащен мощной системой кондиционирования воздуха и системой отопления.
Watercat M18 AMC. Тест-драйв / Корабел.ру

Тест-драйв этого катера нашей группе понравился больше – какой русский не любит быстрой езды! К управлению допускали всех желающих. Капитан следил, конечно, за безопасностью, но выжимать из катера разрешал максимум. Всё-таки презентация двигателя в линейке свыше 1000 л.с.

Особым шиком в управлении катера было даже не развить максимальную скорость, а постараться забрызгать коллег (на всякий случай, средним возрастом за сорок), стоящих на корме. В результате промокли все.
Сами сотрудники Scania, видимо, привыкли к такому поведению тест-драйверов и предусмотрительно заранее облачились в водонепроницаемые комбинезоны и куртки. Но радости от процесса у них было не меньше.
 
Watercat M18 AMC. Тест-драйв / Корабел.ру

Говорит Дмитрий Винокуров:
В первую очередь, надо отдать должное грамотной организации всей программы, которую не смогла испортить даже дождливая скандинавская погода. Я считаю правильным решением со стороны организаторов отдать предпочтение ощущениям: минимальное вступительное слово с юмором, а далее — посмотрите и почувствуйте. И посмотреть и почувствовать было что.
Я, как представитель проектной организации, смотрел на новые двигатели не как на отдельные, запоминающиеся ярким окрасом изделия, а как на пропульсивные установки в целом на двух разных по назначению, но близких по водоизмещению и рейтингу катерах. И несмотря на то, что установленные на обоих катерах двигатели по сути "беговые", с ограничением максимальной мощности 1 час из 12 и наработкой до 1200 часов в год, они имеют существенный запас по надежности. Это доказывает тот факт, что к управлению катерами допускали любого желающего (то есть всех по сути) без опасения что-либо испортить. Видимо, тотальный контроль на сборочном производстве имеет должный эффект.
Не называя конкретно ни судов, ни производителей, могу сказать, что надежность таких "беговых" двигателей не всегда соответствует желаемой, особенно когда они попадают в безжалостные и пытливые руки. Помните анекдот про импортную лесопилку, в которую наши мужики лом засунули? Ну, в общем, двигатели показались значительно надежнее своих конкурентов. Сами катера тоже интересные, все решения кажутся хорошо продуманными, так сказать, выверенными временем с добавлением современных элементов.
Местные красоты / Корабел.ру

Говорит Петр Ежов:
Короткая эффектная презентация руководителя морского отделения двигателей SCANIA, осмотр, поглаживание и ощупывание новинки — и вот мы, разбившись на две команды, поднимаемся на борт спасательного катера.
Это ладно сбитый, хорошо сбалансированный глиссер. Катер производит двоякое впечатление: с одной стороны зависть, с другой — грусть.
Как инженеру, мне понятны все решения, которые были реализованы на этом катере, чтобы обеспечить главное: невысокую цену и заданную функциональность при выполнении главной задачи — спасение людей на море. При этом были соблюдены необходимые условия обитания экипажа.
Зависть была в том, что люди умеют делать красивые, надежные и эффективные катера.
Грусть же была из-за того, что мы тоже это умеем и не хуже, но не можем, не имеем права.
Мы связаны по рукам и ногам Правилами Регистра, Регламентами по безопасности, требованиями санитаров и т.п.
А кроме того, еще и верфями, которые выиграв тендер на строительство, начинают выкручивать руки проектантам с целью снижения цены; заказчиками, которые требуют от катера, рассчитанного на вахтовую работу экипажа без проживания, обеспечить чуть ли не санаторно-куррортные условия команде и высоким делегациям, посещающим борт.
Все аналогичное можно сказать и про военный катер, на который мы пересели после небольшого отдыха. Так же как и спасатель, он подчинен одной задаче: наилучшим образов выполнить главную функцию — доставить к месту высадки пару десятков морских пехотинцев.
Все, что связано с безопасностью и надежностью выполнения главной задачи, решено на высшем уровне. Все, что второстепенно – сделано очень просто и дешево. Надо отметить, что они умеют считать государственные деньги.
Пересев на второй катер, мы в соответствии с программой принимающей стороны должны были удостовериться в надежности и эффективности главного пропульсивного комплекса от SCANIA.
Для этого каждому желающему была предоставлена возможность взять управление катером на себя.
Практически все делали одно и то же – по-максимуму "насиловали" двигатели. Не удержался от этой забавы и я.
Катер в очень короткое время выходит на полную скорость. Мы ходили с неполными запасами, без 2.5 тонн полезной нагрузки в десантном отсеке.
Катер показал заявленные характеристики. Два двигателя по 1150 л.с. в паре с водометами "Камева" показали 43.8 узла по моему GPS приемнику.
Реверс на полном ходу, опять полный вперед, практически мгновенный переход на одном двигателе на полные обороты вперед, а на другом — полный назад, вираж на полном ходу и т.п.
День второй – путешествие на автобусе хоккейной сборной Швеции

В программе второго дня презентации значилось посещение завода и музея Scania в городе Содертелье (Sodertalje).
Утром за нами приехал желтый автобус Irizar хоккейной сборной Швеции, с огромным изображением Юнаса Энрота на борту. Это вызвало неподдельный интерес со стороны всех постояльцев гостиницы, даже китайцев, которые очень усердно фотографировались на фоне вратаря шведской команды.
Хоккей в Швеции любят, на улицах можно встретить женщин, детей всех возрастов с охапками клюшек, спешащих на тренировку.
Поэтому наш автобус приковывал внимание прохожих. Люди усиленно фокусировали фотоаппараты и телефоны на окнах, чтобы разглядеть любимых героев своей скандинавской ледовой дружины.

Сам городок Содертелье считается пригородом Стокгольма, от центра столицы до главного офиса Scania всего 35 км.

Помимо Scania в Содертелье располагается штаб-квартира шведского отделения Vokswagen Group. И в городе можно встретить изрядное количество электромобилей немецкого гиганта – на улицах, на парковках. Передвигаются такие авто абсолютно бесшумно, что поначалу даже пугало.
Музей Scania начинается с магазина, где можно купить любую атрибутику с изображением логотипа Scania: бейсболки, куртки, футболки, даже комплект велоодежды. Там же продавались книги, модели грузовиков и автобусов, аксессуары для телефонов. Цены европейские, но люди покупают.
В музее Scania / Корабел.ру

Отличная идея для отраслевых музеев. Ведь какие у нас интересные музеи у "Адмиралтейских верфей", на Балтийском заводе, заводе "Красное Сормово", Канонерском судоремонтном заводе, доступ к которым осуществляется чуть ли не через оформление третьей группы секретности. И главное, даже значка там не купить.
А ведь скольким мальчишкам было бы интересно узнать о ремонте ледокола "Красин" перед спасением экспедиции У. Нобиле или о первых отечественных подводных лодках! Вот он, кадровый вопрос.
В музее Scania / Корабел.ру

Постоянная часть экспозиции музея Scania небольшая. Это несколько грузовых автомобилей, автобусов, вагоны, велосипеды.
В музее Scania / Корабел.ру

Большая часть площадей музея используется под временные выставки и мероприятия. Так, во время нашего посещения Scania представляла одну из своих перспективных разработок – гибридный двигатель.

Посещение производства компании также поставлено, как говорится, "на поток". Группы заходят одна за другой, для их перемещения по территории цеха выделены дорожки, на которых нанесены специальные знаки. Водят такие группы специально обученные для этого люди, которым можно задать любой вопрос о производстве – и они точно на него ответят. С цифрами, процентами, динамикой развития – проверено.
 
В музее Scania / Корабел.ру

К сожалению, фотографировать на производстве было нельзя. А жаль. Много поучительного.

Во-первых, в цехе абсолютная чистота, никакой грязи, никаких окурков, кусков железа, гаек и прочих сопутствующих для наших заводов вещей. При этом ни одной уборщицы или контролёра.
Во-вторых, множество зон отдыха для персонала. Охрана труда и забота о собственных рабочих способствует культуре производства.

В-третьих, никаких объявлений о штрафах за опоздание, лишний вопрос начальнику (что сейчас активно распространяется, особенно на небольших российских производствах). Вместо подобных угрожающих табличек – доски с планами на день, на месяц, подобие досок почета или поздравления с днём рождения, юбилеем и просто шутливые записки.

Говорит Петр Ежов:
По поводу организации сборочного производства, особенностей работы с персоналом и т.п. можно было бы написать отдельную статью.
Главное, что бросилось в глаза: работники предприятия - такие же нормальные люди, если не сказать - раздолбаи, как на большинстве производств нашей страны. Не умнее и не аккуратнее. Но, система организации производства, начиная от наглядной агитации, обучения сотрудников, обязанностей и организации работы мастеров, логическое деление участков производства, оснащенность вспомогательным оборудованием и инструментом, порой, вызывала такую же зависть, как и ощущения от изучения катера.
Все просто, эффективно и направленно на конечную цель, выпускать в соответствии с планом высококачественный двигатель, который полностью будет удовлетворять потребности клиентов.

Завершилась презентация Scania прогулкой по набережным Стокгольма.
 
Стокгольм / Корабел.ру

Своеобразный музей Мирового океана
 
Стокгольм / Корабел.ру

Плавучий маяк Fingrundet
 
Стокгольм / Корабел.ру
Благодарности:
Редакция "Корабел.ру" и лично автор хотели бы выразить благодарности представителям Scania и ООО "Скания-Русь" за интересную презентацию. И отдельно поблагодарить генерального директора ООО "СПБ Марин" Дмитрия Кутузова за приглашение и организацию поездки.
"КБ "Ситех", ООО
Нижний Новгород
+7 (831) 273-19-19
"Озерная Верфь", ООО Шлиссельбург
+7 (812) 335-25-92
"Дизайн Группа РИКОШЕТ", ООО Санкт-Петербург
+7 (812) 539-27-95
"СПБ Марин", ООО Санкт-Петербург
+7 (812) 335-68-20
"Скания-Русь", ООО Москва
+7 (495) 787-50-00



Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости