- A + Автор: Кирилл Воловик КомментарииПрочитано 3650 раз   |
Ехать в Нижний Новгород и не заехать в ЦКБ по СПК им. Алексеева - совершенно неправильно, потому что за жизнью этого предприятия следить особенно интересно. Сегодня "Центральное конструкторское бюро по судам на подводных крыльях им.Р.Е. Алексеева" является центром строительства СПК России. Поэтому экспедиционный состав "Корабел.ру" во время визита в бывший Горький заглянул к ЦКБ и поговорил с главой компании Сергеем Итальянцевым о пассажирских перевозках и перспективных планах предприятия.
- Сергей Анатольевич, еще летом мы публиковали на сайте "Корабел.ру" большое интервью, взятое у вас в рамках МВМС-2019. Однако прошло время, да и некоторые вопросы мы просто-напросто не успели обсудить. К примеру, в нашем разговоре не было кадрового аспекта.
- Эта тема достаточно серьезная. В судостроительной отрасли сейчас большой дефицит квалифицированных кадров, как конструкторских, так и производственных. А в направлении создания скоростных судов из алюминиево-магниевых сплавов эта проблема стоит остро. Даже в советское время скоростные суда из АМГ-сплавов строились только на трех-четырех заводах. Сейчас специалистов в этой сфере значительно меньше. В настоящее время ЦКБ по СПК, имея большую загрузку на ближайшие три года, ищет высококвалифицированных конструкторов и рабочих судостроительных специальностей для строительства скоростных судов нового поколения.

- А есть ли в Нижнем Новгороде кадры и какой-нибудь подпор для вас?
- В Нижнем Новгороде два крупных вуза , которые готовят инженеров – судостроителей: технический университет имени Р.Е. Алексеева и университет водного транспорта. С обоими учреждениями у нас тесные договорные отношения по сотрудничеству и подготовке новых кадров. С высококвалифицированными рабочими гораздо труднее: сборщиков, сварщиков по работе с АМГ в Нижегородской области очень мало. Приглашаем из других регионов, заключаем длинные договоры с целыми бригадами. Клепальщики по АМГ, как говорится, "на вес золота". И быстро таким специальностям не обучишь. Необходим большой опыт, чтобы качественно выполнить сварку или клепку корпусных конструкций из тонколистового металла. Чтобы решать проблемы с кадрами, ищем кооперацию с другими заводами, например, прорабатываем возможность выполнения отдельных клепанных конструкций на нижегородском авиационном заводе "Сокол". Производственная программа по строительству судов должна быть выполнена, и это самое главное.
 
Сергей Итальянцев, генеральный директор ЦКБ по СПК им. Алексеева / Корабел.ру

- Сергей Анатольевич, интересно узнать, что же вы сегодня видите как основное направление своей деятельности на ближайшую перспективу?
- Основное направление наше ЦКБ видит в создании судов на подводных крыльях нового поколения. Сейчас формируется линейка пассажирских скоростных судов. Прежде всего, это речное СПК "Валдай 45Р", морское СПК "Комета 120" , которые реально строятся. В ближайшей перспективе мы будем строить речное магистральное судно "Метеор 120" и большое морское СПК "Олимпия 230". В 2019 году на нашем производстве построено и сдано пять новых судов "Валдай 45Р" и три судна данного проекта в постройке со сдачей в мае 2020 года. Это притом, что в 2018 году было построено только одно судно. Производство растет и расширяется. Идет насыщение новым оборудованием и станками. В настоящее время мы не просто конструкторское бюро, а проектно-производственное предприятие.

Стратегическая задача, поставленная советом директоров предприятия, заключается в том, чтобы выстроить работу завода на основе полного инжиниринга, "от бумаги до железа". В ближайших планах одновременное строительство нескольких проектов СПК, разработанных нашими конструкторами. Это сложная, но реальная и выполнимая задача.

- Да, при посещении вашего производственного комплекса мы увидели, что на площадке практически нет свободного места. Строительство судов идет полным ходом. Подскажите, по "крылатым судам" вы замыкаетесь в гражданской, пассажирской ветке или от военных тоже поступают заказы?
- Скоростные катера, катера на подводных крыльях всегда вызывали и вызывают интерес у специальных подразделений МЧС, МВД, рыбохраны. Мы предлагаем на рассмотрение не только катера на подводных крыльях, но и катера с использованием других принципов динамического поддержания: воздушная каверна, гидролыжи. И сейчас наша компания готова к переговорам по строительству скоростных специальных катеров.
 
Эллинг производственной площадки ЦКБ по СПК / "ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева"

- Возвращаясь к новым пассажирским СПК, главный вопрос – покупатели-то есть?
- Да, конечно, есть. Мы все-таки вышли на серию "Валдаев", значит это судно востребовано рынком. У него хорошая стоимость, с достаточной приятной экономией по топливу — в пределах 110 л/ч. Это хорошо для судоходных компаний, ведь 45% эксплуатационных затрат – это топливо. Окупаемость СПК "Валдай 45Р" составляет восемь-девять лет. Такой показатель тоже хорош для пассажирского флота.

Вместе с тем, без государственной поддержки судоходным компаниям решиться на обновление флота было бы тяжело. Текущий объем потребности в обновлении пассажирских судов значительно превышает финансовые возможности судоходных компаний, не располагающих значительными собственными финансовыми ресурсами для замены существующего флота.

С учетом социальной значимости пассажирских перевозок государством введен ряд программ и льгот, поддерживающих транспортную и судостроительную отрасли. Разработана и выполняется государственная программа Российской Федерации "Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений на 2013 – 2030 годы", одной из задач которой является использование механизмов лизинга при строительстве судов на отечественных верфях.

Минпромторгом РФ разработан льготный лизинговый механизм для мотивации судовладельцев на обновление пассажирского флота. Эта программа эффективно действует. И именно благодаря ей в декабре 2019 года были заключены контракты на строительство новых СПК проекта "Валдай 45Р". Первые два судна отправлены в Обь-Иртышский бассейн в компанию "Северречфлот" – крупнейшему перевозчику пассажиров на водном транспорте. В этом регионе водные перевозки в отдельных районах являются практически безальтернативными.
 
Второй "Валдай 45Р" в ХМАО / "ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева"

Новые суда после приемки сразу были поставлены на действующие пассажирские линии ХМАО. Причем одно судно поставлено на сложную протяженную линию Ханты-Мансийск – Сургут в 395 км. Второе на менее протяженную, но загруженную линию Ханты-Мансийск - Нялино.

СПК "Валдай 45Р" эффективно отработали в свою первую навигацию, получив положительные отзывы и по комфорту пассажиров, и по экономичности. Расход топлива – меньше на треть по сравнению с прежними судами.
Четыре судна на подводных крыльях "Валдай 45Р" заказаны судоходной компанией "Волготранс" для эксплуатации по Волге и Оке в Нижегородской области. Первое судно было отправлено в эксплуатацию в начале августа 2019 года на линию Нижний Новгород – Городец. Результаты эксплуатации сейчас анализируются для отработки новых линий, графиков выходов.

- Сергей Анатольевич, эксплуатация СПК"Валдай 45Р" — это реально окупаемые бизнес-проекты или все-таки социальные проблемы, которые решает регион?
- Дело в том, что пассажирские перевозки, в том числе водные, всегда субсидируются администрациями регионов. Даже больше скажу — это общемировая практика.

Именно в тех регионах, где есть субсидирование перевозок пассажиров, водный транспорт работает. А ведь есть регионы, я повторюсь, где водный транспорт является безальтернативным. Это относится к удаленным районам Сибири и Дальнего Востока. Обеспечение транспортной мобильности населения – это одна из главных задач "Транспортной стратегии РФ до 2030 гг.".

Поэтому для развития пассажирских перевозок водным транспортом, кроме новых комфортных и экономичных судов, должна быть проработана экономика пассажирских линий, решены вопросы береговой инфраструктуры и должна быть заинтересованность и помощь региональной администрации.
 
Пассажирское речное судно на подводных крыльях "Валдай 45Р" / "Радар ММС"

- Хорошо, если все это прорабатывается регионом. Какие еще скоростные суда, помимо судов на подводных крыльях "Валдай 45Р", ЦКБ по СПК имени Алексеева может предложить судоходчикам?
- В настоящее время ЦКБ по СПК ведет разработку проекта нового магистрального речного судна "Метеор 120". Этого судна ждут многие судоходные компании, которые эксплуатировали СПК. Это прежде всего судоходные компании Сибири и Дальнего Востока, где перегоны между населенными пунктами большие и доставлять пассажиров надо на дальние расстояния. Новые "Метеоры" заложены в программах реновации флота Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого округов. В Ленском бассейне ждут эти суда. СПК, которые сейчас еще находятся в эксплуатации, через год – два подлежат списанию. Вопрос нового флота стоит очень остро. И от новых судов ждут большего, они должны во многом превосходить прежние проекты.

Наша команда серьезно подошла к тому, чтобы "Метеор 120" стал судном нового поколения. Мы не повторяли старые "Метеорные" крылья, хотя и те, надо заметить, доказали свою эффективность. Наша команда отработала три варианта крыльев с разными схемами. Провели модельные испытания на открытой воде на нашей производственной базе. И мы увидели, что у нас получилось превзойти "Метеорное" крыло, гидродинамические качества стали выше. Поэтому скажу с уверенностью, что наша компания готова к созданию нового СПК "Метеор 120".
 
Эллинг производственной площадки ЦКБ по СПК / "ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева"

Конечно, продвигая идею полного инжиниринга, строить новые "Метеоры" мы хотим сами на своей производственной площадке. У нас все для этого есть. Опыт строительства СПК, глубокая кооперация с проверенными поставщиками и самое главное – сильное конструкторское бюро. Конечно, сегодняшняя большая программа строительства СПК "Валдай 45Р" определяет загруженность производственных площадей. Однако и эта проблема решена путем оптимизации производства, внедрения методов и подходов "бережливого производства". И это действительно позволило, не останавливая строительства "Валдаев", начать подготовку строительства "Метеора 120".

Совет директоров ЦКБ по СПК принял решение вести строительство нового СПК "Метеор 120" параллельно с процессом проектирования. Это сложно, но выполнимо, так как и проектное бюро, и производственное подразделение находятся в составе одного предприятия – инжиниринговой компании.

- Да, наверное, это действительно эффективная форма компании, которая работает на результат. Сергей Анатольевич, а за рубежом есть потребность в российских СПК?
- Конечно. До сих пор в Европе на Дунае эксплуатируются советские СПК "Метеор" и "Полесье". Судоходные компании Венгрии и Румынии приглашали наших специалистов сделать экспертизу состояния судов и дать предложения по модернизации и продлению срока эксплуатации. Но суда настолько старые, что стоимость их модернизации составляет 80% стоимости нового судна. Поэтому их решение однозначное – строить новые СПК. Однако есть много "но". Например, конструкция судна должна полностью соответствовать требованиям директивы Евросоюза по пассажирским судам. А это требования к большим круизным судам, которые сложно применить к малым пассажирским судам типа "Валдай 45Р". Но эту проблему также решаем с помощью главного управления Российского Речного Регистра.

Также есть интерес к поставке наших новых СПК в Юго-Восточную Азию. В июле 2019 года ЦКБ заключило контракт на поставку двух СПК "Валдай 45Р" на Тайвань. Это первые ласточки, и мы надеемся, что будет продолжение, потому что уверены в своих проектах.
 
Речное мелкосидящее СПК "Валдай 45Р" проекта 23180 / "ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева"

- Сергей Анатольевич, напоследок хочется узнать, работает ли сегодня ЦКБ по СПК с каверной? Какие перспективы впереди?
- Мы сейчас прорабатываем проект нового судна на воздушной каверне с газомоторной энергетической установкой. Это хорошая и востребованная перспектива. Также наша компания занимается электродвижением, за ним мы видим будущее.

Есть еще интересные проработки, но о них расскажем в будущем. Даже скажу иначе — сделаем и покажем.

Материалы по теме:
О том, что окрыляет судно, — беседуем с Сергеем Итальянцевым (интервью с главой ЦКБ по СПК)
Как идет строительство судов на подводных крыльях в Нижегородской области (фоторепортаж с производства ЦКБ по СПК)
"Валдай 45Р" превзошел ожидания создателей - обзорная статья корреспондента Корабел.ру, первые демонстрационные шаги "Валдая" 

 

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Автор: Кирилл Воловик
Поделиться новостью


Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь или

Предыдущая новость