Мы уже публиковали материалы с V Международной конференции "Кадровая политика", проводимой в рамках Проекта Партии "Единая Россия" "Санкт-Петербург – морская столица России". Для тех кто не смог посетить конференцию или для кого просто интересна тема кадров мы публикуем материалы на основании докладов рабочей сессии.
На тему “Подбор квалифицированных кадров и организация их обучения как залог качественного обеспечения деятельности филиала” выступил с докладом Стрельников А.Л., заместитель по персоналу и административным вопросам директора Северо-Западного бассейнового филиала ФГУП “Росморпорт”:
“Наше Предприятие - ФГУП «Росморпорт», на сегодняшний день, является крупнейшим государственным транспортным предприятием морской отрасли в Российской Федерации.
Его основными задачами являются: обеспечение безопасности мореплавания в акваториях морских портов и на подходах к ним, обеспечение экологической безопасности, строительство, ремонт и модернизация гидротехнических сооружений и систем безопасности мореплавания, строительство и эксплуатация судов ледокольного и служебно-вспомогательного флота для эффективной работы в условиях зимней и летней навигации, осуществление безаварийных лоцманских проводок, реализация федеральных целевых программ развития морского транспорта Российской Федерации.
Высококвалифицированный кадровый персонал – залог успешной деятельности любого предприятия. Для обеспечения возложенных на предприятие стратегических задач, связанных с развитием морской транспортной инфраструктуры России и повышением конкурентноспособности российских морских портов, мы с большой ответственностью осуществляем мероприятия по привлечению высокопрофессиональных специалистов в различные структурные подразделения. Проводим постоянную и эффективную работу в области организации подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников.
На сегодняшний день существует проблема кадрового дефицита некоторых категорий специальностей. Данная проблема особенно ощутима среди рядового состава на судах ледокольного и служебно-вспомогательного флота. В первую очередь она связана с подготовкой и обучением таких специальностей, как судовой электрик, токарь-моторист, моторист-ГЭС, т.е. совмещенные специальности. Сегодня, к сожалению, ни одно учебное заведение таких специалистов не выпускает, а потребность в них есть. Поэтому решением этой проблемы мы занимаемся сами: ищем будущих работников, направляем на обучение, тренажерную подготовку (в частности в Морской технический колледж), и в итоге получаем нужного нам специалиста.
Уважаемые коллеги! Хочется так же отметить, что после прохождения практики в нашем филиале на судах ледокольного и служебно-вспомогательного флота, молодые специалисты (штурманы) не приходят к нам на работу, а уходят работать в коммерческие структуры, крюинговые компании, предлагающие наиболее высокие условия оплаты труда.
Тем не менее, мы стараемся проблемы с плавающим составом судов решать. С каждым годом, на наш взгляд, улучшаются условия для работников плавсостава с целью сохранения и привлечения квалифицированных кадров в плавсостав, предотвращения их ухода на контракты и в другие конкурентные коммерческие организации. Руководством ФГУП «Росморпорт» предпринимаются стимулирующие меры, направленные на улучшение материального положения членов экипажей судов. Для работников плавсостава на каждую зимнюю навигацию разрабатывается и утверждается «Положение о премировании членов экипажей судов ледокольного флота в период зимней навигации».
Что касается ухода и перехода работников береговых отделов и служб, как Вы все прекрасно знаете, сегодня успешно развивается Порт Усть-Луга. Построены новые терминалы, развивается инфраструктура, поэтому наши специалисты, работающие там и имеющие большой практический опыт, уходят в эти коммерческие структуры, где им предлагают заработную плату в 2-3 раза выше, чем в государственной структуре. Нам же найти и подготовить специалиста в этом регионе очень сложно, так как удаленность от Санкт-Петербурга – 170 км, а от Кингисеппа – 80 км.
ФГУП «Росморпорт» активно взаимодействует с профильными учебными заведениями по вопросам привлечения на работу молодых специалистов – выпускников средних и высших профессиональных учебных заведений.
Проводятся встречи с руководством учебных заведений и студентами,
организуются ознакомительные экскурсии на предприятии и объектах портовой инфраструктуры, демонстрируются Фильмы - презентации,
в которых интересно и подробно отражены все сферы деятельности Филиалов предприятия.
Руководство многих филиалов является председателями и членами Государственных аттестационных и экзаменационных комиссий, руководителями дипломных и курсовых проектов. Хочется особо отметить, что в Северо-Западном бассейновом филиале работает сотрудница, которая является кандидатом экономических наук, в свое время закончившая с отличием Санкт-Петербургский государственный университет водных коммуникаций (Калашник Надежда Евгеньевна), она входит в состав Государственной экзаменационной комиссии названного университета, напрямую общается со студентами – выпускниками ВУЗа.
Мы заключаем ученические договора на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации, включая обучение новым профессиям и специальностям, договора о прохождении производственной и плавательной практики. В 2012 году производственную и плавательную практику в Северо-Западном бассейновом филиале прошли 35 человек. Мы и в дальнейшем планируем работать с практикантами, рассматривается вопрос о включении на летний период в штатное расписание филиала должности Практиканта с установленным должностным окладом при наличии рабочих документов.
Заключено соглашение о стратегическом партнерстве между ФБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет водных коммуникаций и ФГУП «Росморпорт» с целью укрепления и развития сотрудничества в области подготовки высококвалифицированных кадров, соответствующих потребностям предприятия.
Для привлечения на практику и работу выпускников и студентов
в двух Высших учебных заведениях г. Санкт-Петербурга размещены Информационные стенды о деятельности Северо-Западного бассейнового филиала - в ФБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет водных коммуникаций» и ФБОУ ВПО «Государственная морская академия имени адмирала С.О.Макарова». Информационные стенды так же размещены и другими Филиалами ФГУП «Росморпорт» в учебных заведениях, с которыми они взаимодействуют.
Государственной морской академией имени адмирала С.О.Макарова во взаимодействии с Северо-Западным бассейновым филиалом разработана Программа курса подготовки капитанов и помощников капитанов ледоколов ФГУП «Росморпорт» на базе Учебно-тренажерного центра академии.
В Северо-Западном бассейновом филиале ФГУП «Росморпорт» по данной программе в 2012 году прошли обучение 40 человек.
В соответствии с планами ФГУП «Росморпорт» осуществляется ежегодное планирование средств по статье «Подготовка кадров», контроль за ходом обучения и расходования средств. В 2009 г. прошли подготовку
и повышение квалификации 1142 чел., израсходовано 19,9 млн. руб.;
в 2010 г. – 1338 чел., израсходовано 23,8 млн. руб.; в 2011 г. – 1762 чел., израсходовано 31,6 млн. руб.; 2012 г. еще не прошел, но хочется отметить, что на подготовку и повышение квалификации работников уже израсходовано более 20 млн. рублей. Это свидетельствует о том, что проводится огромная работа в этом направлении, с каждым годом число прошедших подготовку и повышение квалификации работников возрастает.
В январе 2012 г. Северо-Западный бассейновый филиал
ФГУП «Росморпорт» заключил договор с ФБОУ ВПО «Государственная морская академия имени адмирала С.О.Макарова» на оказание услуг по подготовке, повышении квалификации и переподготовке кадров в 2012 году: лоцманов, плавсостава, работников береговых отделов и служб.
В этом году в филиале успешно прошли обучение 326 человек. Потрачено 5 млн. 739 тыс. рублей.
Ежегодно индексируется заработная плата. Сумма денежных средств, направленных на оплату труда и социальное обеспечение работникам ФГУП «Росморпорт» в 2009 г. составила 2,3 млрд. руб., в 2010 г. – 2,8 млрд. руб.,
в 2011 г. – 3,5 млрд. руб. В 2012 г. спланировано 3,7 млрд. руб.
В 2012 г. была проведена работа по увеличению должностных окладов лоцманов, в зависимости от сложности районов обязательной лоцманской проводки.
В 2013 г. планируется повышение должностных окладов Плавсоставу Предприятия”.
Наши предложения в резолюцию
1. Считаем целесообразным сократить до 3-4 лет сроки обучения по программам высшего профессионального образования для работника, имеющего среднее профессиональное образование, который работает по специальности при получении высшего профессионального образования.
2. Предпринимать меры по сохранению и развитию структуры образования со специализацией на все виды морской деятельности (в т.ч. совмещенные специальности: токарь-моторист, моторист-ГЭС).
3. Вопрос подтверждения дипломов работников плавсостава. Например, продление дипломов командного состава, включая капитанов (в случае, если работник имеет диплом капитана, но не имеет в течение пяти лет возможности работать по данному диплому или предоставить справку о плавании не менее 12 месяцев по диплому капитана, имея при этом большой опыт работы в должности старшего помощника капитана).
4. Продолжать работу и обеспечивать государственную поддержку на содержание и эксплуатацию учебных судов, материально-технической базы образовательных учреждений морского профиля, расширение сети морских детских школ, клубов юных моряков и речников.