Новый судостроительный комплекс ОАО «Пелла»

- A + Автор: Владислав Букин КомментарииПрочитано 13269 раз   |
Современный технический, рыбопромысловый и научно-исследовательский флот России экстренно нуждается в обновлении, что признают и соответствующие ведомства. Год назад, присутствуя на заводе «Пелла» при закладке  судна для ярусного лова донных рыб в Баренцевом море, глава Росрыболовства Андрей Крайний отметил: «Наш флот строился в семидесятые-восьмидесятые годы прошлого века и устарел морально и физически. По сравнению с норвежцами, мы сейчас находимся где-то в средневековье, веке в четырнадцатом. Если не начать его обновление сейчас, то к 2016 году Россия будет вылавливать меньше на один миллион тонн рыбы в год».
Судно для ярусного лова
ПС-45

Учитывая реальные потребности российских компаний в обновлении флота ОАО «ЛСЗ «Пелла» с 2012г. реализует инвестиционный проект на собственные и привлеченные внебюджетные средства: «Строительство нового судостроительного комплекса в Ленинградской области», общая стоимость которого оценивается ориентировочно в 3 млрд руб.

В 2011 году предприятием, по согласованию с региональными органами власти, был выкуплен участок земли площадью около 20 га на берегу р. Нева в г. Отрадное Кировского района Ленинградской области - в 3 км ниже по течению от существующей площадки «Пеллы».
На действующей территории завода существуют ограничения по осадке строящихся судов - не более 3,5-4 м из-за порогов на фарватере Невы. Поэтому сейчас завод имеет возможность вести строительство судов технического флота: буксиров, лоцманских катеров и других специальных судов, с осадкой не более 4 м и длиной до 50 м в количестве 12 – 15 ед. в год.  Из них по государственным заказам различных федеральных ведомств завод  ежегодно выпускает не менее 5 – 9 судов.
Судно для ярусного лова / ОАО “Пелла”

На новом участке р. Нева нет ограничений по порогам, поэтому «Пелла»  планирует организовать там серийное строительство и спуск до 10 морских судов в год, длиной до 100 м, шириной до 22 м, с осадкой до 6 м. В том числе:
  • специальных судов технического флота: буксиров повышенной мощности усиленного ледового класса, гидрографических и других специальных судов, в том числе для обеспечения работы объектов инфраструктуры Северного морского пути;
  • судов рыбопромыслового флота (суда для ярусного лова донных рыб, разноглубинные траулеры, научно-исследовательские суда для отраслевых институтов Росрыболовства), которые должны строиться в России во исполнение пунктов 1б и 2в Перечня Поручений Президента Российской Федерации по вопросам развития рыбохозяйственного комплекса от 21.03.2013г. №Пр-613.
Для реализации проекта заводом уже освоено около 600 млн руб. средств на проведение подготовительных работ
по разминированию и планировке участка до строительных отметок, на проектирование и экспертизу проектной документации, на закупку технологического оборудования и кранов. В текущем году началось строительство основного блока цехов и других объектов общей площадью 42 тыс. кв. м, которое планируется завершить в четвертом квартале 2013г.

Новый комплекс позволит создать в регионе 1500 новых рабочих мест, что в условиях Ленинградской области совсем немаловажно. Объем выпуска морских судов с учетом мощностей нового комплекса завода составит 12 млрд руб. в год. Портфель заказов на строительство в 2014-2016 гг. первых серий судов технического и рыбопромыслового флота (длиной до 80 м и более) сформирован и согласован с Заказчиками.

АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» провело Рабочую и Квалификационную экспертизу данного проекта и получило положительную оценку проекта от ведущих министерств и ведомств, администрации Ленинградской и Мурманской областей, Ассоциации судостроителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Проект рекомендован к рассмотрению и одобрению на ближайшем заседании Наблюдательного Совета АСИ.

Наиболее сложным моментом, решение которого позволит реализовать проект в намеченные сжатые сроки, является вопрос об ускорении процедуры оформления  Распоряжения Правительства Российской Федерации о разрешении создания на берегу р.Нева искусственного земельного участка (ИЗУ), прилегающего к новому комплексу. На этом ИЗУ длиной 385 м и шириной 50 метров должны быть размещены судоспусковой канал и достроечные набережные.

В настоящее время заводом, при поддержке Правительства Ленинградской области, Невско-Ладожского БВУ и ряда федеральных ведомств, предпринимаются меры для оформления соответствующего Распоряжения Правительства Российской Федерации, как это предусмотрено Статьей 7 Федерального закона № 246-ФЗ от 19.07.2011г.  «Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Кроме этого, с участием государственных компаний («Ленэнерго», «Газпром» и т.д.) необходимо решить вопросы по условиям и срокам технологического присоединения мощностей нового судостроительного комплекса ОАО «Пелла» к сетям  (магистралям) электро-  и газоснабжения. До настоящего времени эти вопросы пока остаются не урегулированными.

Генеральным подрядчиком в строительстве нового комплекса для ОАО «Пелла» выступает ООО «А.С.Строй», с которым завод сотрудничает на протяжении последних четырех лет по модернизации и развитию существующих мощностей.
ПС-45 / ОАО “Пелла”

На новом комплексе, с учетом особенностей планировки земельного участка, будет применен продольный спуск судов на клиновидной платформе. Проектирование спусковых сооружений и достроечных набережных выполняет российская компания, изготовление и поставку специального оборудования для перемещения судов по вытяжным путям и основных узлов клиновидной платформы - будет осуществлять норвежская компания «TTS Group ASA».

Традиционно для производства металлических корпусов судов «Пелла» использует стальной прокат, который не требует дополнительной обработки: правки, грунтовки и т. д. Листовой металл в корпусозаготовительном цехе будет резаться на машинах с ПУ, производства «Пелла-Маш» (одна из дочерних компаний в составе ОАО «Пелла»),  далее заготовки будут перемещаться в четыре пролета каждый длиной 240м, в которых размещены сборочно-сварочные и стапельные производства. Ширина каждого пролета -  30 м.

Предполагается, что цены на выпускаемые заводом суда будут ниже европейских аналогов на 15-20% при сопоставимых качественных показателях и сроках постройки. На существующих мощностях «Пеллы» будет продолжаться производство морских судов длиной до 50 м: буксиров, лоцманских судов, служебно-разъездных катеров,  спасательных шлюпок, лодок из композитных материалов и др. продукции.
Планируемый ввод в эксплуатацию производственных цехов на новой площадке – 4 квартал 2014 года,  выход на проектную мощность комплекса - начало 2018 года. Выпуск морских судов должен ежегодно возрастать, и составит соответственно с 2015 года - 2-4-6-8 ед. Расчетная годовая загрузка нового комплекса в итоге составит 8 - 10 млрд руб. продукции в год, что составит до  20% от общего объема судов аналогичного назначения на российском рынке.

Для обеспечения качества производства и гарантии сбыта рыбопромысловых судов заводом и рыбопромысловой компанией ООО «Персей» (г. Мурманск) создана совместная судостроительно-рыбопромысловая компания «Персей-Пелла».

Рабочая документация на новые суда разрабатывается собственными заводскими службами конструкторско-технологической подготовки производства, на основе класс-проектов, полученных от зарубежных компаний, учитывающих требования технических заданий Заказчиков. Например, отраслевыми институтами Росрыболовства (ВНИРО, ПИНРО и ГИПРОРЫБФЛОТ) согласовано ТЗ на новый НИС длиной 65м.
Большая часть комплектующих изделий для судов, особенно рыбопромыслового флота, сейчас импортируется.  Сертифицированная  организация их производства Российскими машиностроительными предприятиями, с гарантией качества, удобства в эксплуатации и моторесурса, наверное, возможна в обозримом будущем. Но только тогда, когда будет налажен устойчивый серийный выпуск судов, когда соответственно появится экономическая целесообразность закупки лицензий и обучения персонала. При этом, наверняка, будут оставаться признанные мировые лидеры в области производства тех или иных видов специального оборудования (например,  автоматизированные линии для рыбопромысловых судов, мощные рефрижераторные морозильные установки и т. п.).  Поэтому для обеспечения конкурентоспособности судов, строящихся в России, применение зарубежных судовых комплектующих изделий в той или иной мере будет неизбежно.

«Пелла» сейчас ведет переговоры с потенциальными Заказчиками судов технического и рыбопромыслового флота, предлагает им разработать совместную программу по замене устаревших судов возрастом 25-30 лет на более современные и производительные, согласовать порядок и условия привлечения необходимых инвестиций при мерах гос.поддержки (субсидирование из бюджета части процентных ставок по кредитам и лизинговым платежам, льготы по налогообложению оплаты труда экипажей судов, внесенных в РМРС и т.п.).

Последние 15 лет не было принято никаких конкретных взаимных обязательств двух сторон: государства и владельцев судоходных или рыбопромысловых компаний, в части своевременного обновления флота новыми морскими судами, поэтому в России современные высокотехнологичные суда строились в очень незначительных объемах.

В этой связи следует отметить, что в пункте 3 упомянутого Перечня поручений Президента России по развитию рыбохозяйственного комплекса дано соответствующее поручение: «Правительству Российской Федерации представить предложения об установлении в договорах о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биоресурсов, договорах о предоставлении рыбопромыслового участка и договорах пользования водными биоресурсами определенных обязательств в части достижения приоритетных целей развития отрасли». То есть добросовестный судовладелец, который занимается обновлением своего флота, строит его в России, в свою очередь со стороны Правительства должен получать поощрения, бонусы и увеличение квот, как раз за счет тех, кто желает продолжать на «старье», пусть купленном за границей, осваивать общенародные ресурсы, загрязняя экологию, подвергая риску экипажи судов и т. д.

Строительство нового комплекса завода «Пелла» направлено на  достижение общей цели возрождения в России серийного строительства современных судов для отечественного технического и рыбопромыслового флота.

Заводчанам хотелось бы, чтобы построенные на новом комплексе суда были не хуже  европейских аналогов. Но для этого сделать еще нужно очень много, и прежде всего, найти взаимопонимание между судостроителями, Заказчиками и Правительством. Корабелы «Пеллы» делают шаг навстречу, очередь за остальными.
Владислав Букин
Автор: Владислав Букин
Поделиться новостью
"Гипрорыбфлот", АО Россия, Санкт-Петербург+7(812)320-70-79
"Ленинградский судостроительный завод Пелла", ОАО Россия, Отрадное+7(812)336-40-66, +7(812)336-40-67
"TTS Group ASA", Ltd Норвегия, Берген+7 47 (55) 94-74-00
"Персей", ООО Россия, Мурманск+7 (8152) 457264, 457953
"Пирно", ФГУП Россия, Мурманск+7 (8152) 472-532

Подписка Корабел.ру экономит ваше время
Подпишитесь на ежедневную рассылку новостей и будьте в курсе всего самого важного и интересного!

Комментарии   1.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь или
-0+
#Донской Алексей Владимирович, 18.06.2013, 06:43И завод хороший и статья хорошая. Все бы судостроители так работали, вместо жалоб на то, что "государство должно и обязано ..." и "нужно менять всю систему".

Предыдущая новость