Несколько слов о спикере и бренде. Михаил Сергеевич в профессии неслучайный человек. Дед был сварщиком, работал на машиностроительном заводе, отец — инженером, участвовал в работе над проектом «Барракуда». Сам он тоже по совету отца выбрал путь сварщика. На его взгляд, сварка — уникальный, завораживающий процесс, который никогда не надоедает. Отсюда и отношение к производству, и ставка на качество, которое Михаил Сорокин в выпуске сварочных аппаратов считает первостепенным.
Название «Эллой» появилось еще в 1997 г. в момент создания компании. Англицизмы были в то время популярны, а слово Alloy, в переводе означающее — сплав, отражало глубокую философию производства, подразумевающую не только сварку, но и сплав молодости, опыта, металла.
Покрасочная камера
Начнем с покрасочной камеры, которую проектировала и строила компания-партнер «Спэк». Абсолютно любое оборудование должно быть окрашено, и сварочное — не исключение.

Важно отметить, что камера сделана с соблюдением всех технологических стандартов, да и вообще все производство «Эллой» подчинено принципу технологичности, что дает возможность компании выпускать не металлические коробки на выброс, а добротные сварочные аппараты, вписывающиеся в реалии агрессивной среды судостроительного производства.

Кстати, в камере окрашиваются не только сами аппараты, но и тележки, при помощи которых эти аппараты отгружают.

«Современное оборудование должно быть не только эффективным, но и эстетичным. Но в первую очередь краска защищает корпус от ржавчины и коррозии. В окрашивании есть множество нюансов: детали и швы на них должны быть зачищены, кромка не должна быть острая, иначе краска будет отслаиваться. Конкретно у нас окрашивание идет при помощи пульверизаторов, которыми распыляют порошковую краску, далее деталь загоняется в термокамеру, запекается при температуре 200 °C, после чего получается прочное покрытие. Такая краска с шероховатой поверхностью была выбрана, чтобы корпус меньше бликовал. Черный цвет отлично поглощает свет», — рассказывает генеральный директор компании «Эллой» Михаил Сорокин

Первый этаж. Механическое производство
Здесь занимаются изготовлением корпусных деталей и различных моточных изделий. Включает в себя ряд участков, среди которых: заготовительный, лазерной резки, гибки, сварки, промежуточный склад и др.
По каждому участку видно, что технология производства отработана до болтика, и это так и есть. У компании «Эллой» была возможность не строить собственный завод, а, например, приобрести выставленные на продажу цеха. Однако предприятие пошло по пути качества: сперва были продуманы и доведены до ума технологические потоки, и только потом вокруг них построены сами стены.

«Правильно работающий завод — вот чего мы хотели. Как результат — отсутствие лишних экономических и трудозатрат. Станки, кстати, подбирались по такому же принципу», — добавляет генеральный директор компании «Эллой» Михаил Сорокин.
Несколько слов об участках. На заготовительном, что следует из названия, занимаются заготовительными работами, в том числе производят шины, по которым протекает основной сварочный ток. В будущем участок планируют переделать.

На участке лазерной резки готовят детали корпусов из стали, алюминия и титана. В судостроении сварочные аппараты часто подвергаются механическому воздействию, поэтому «Эллой» приняли логичное решение выпускать оборудование разной прочности в зависимости от того, для каких задач и в каких условиях оно будет использоваться. На титановые корпуса, например, в рамках эксперимента даже наезжал автомобиль.

Здесь же находится специальный рефрижераторный осушитель сжатого воздуха белорусского производства.

Рядом расположился участок, где занимаются резкой и фрезеровкой изделий из АБС-пластика и стеклотекстолита.

Следующий участок — участок гибки и установки заклепок. Оборудован тремя гибочными станками с ЧПУ. Все произведенные детали нумеруются и отправляются далее по технологической цепочке. Кстати, на все, абсолютно на все изделия есть полный пакет документов. Пока что используется бумага, но в будущем компания планирует перейти на цифровой обмен документами.

На участке сварки работали студенты-практиканты. И вполне успешно. Как отметил генеральный директор, такова логика производства: чтобы вообще любой, условно взятый с улицы человек, мог за две недели обучиться выполнять основные операции. Практиканты, безусловно, показывали куда более высокий уровень, но суть технологического процесса, выстроенного на предприятии, именно в этом.

А еще в максимальном самообеспечении. Пожарную лестницу «Эллой», например, собирают самостоятельно.

«Для общей картины нужно добавить несколько слов про надежность. Все аппараты проходят испытания, устойчивы к различным воздействиям, в том числе к холоду и жаре и даже влаге. Наше оборудование спокойно может работать под косым дождем», — поясняет генеральный директор компании «Эллой» Михаил Сорокин.
Промежуточный склад
Место, где встречаются созданные на заводе детали и покупные, например, радиаторы и электродвигатели.

Здесь проходит первичный этап сборки руками комплектовщиц. Все закупаемое по большей части — российское.

На момент посещения завода шли переговоры с компанией «Фиолент» на предмет закупки их электродвигателей.
Сервисный центр
Все оборудование перед отгрузкой собирается в комплекты и проходит заключительную проверку. Всего в день завод «Эллой» может проверить и выпустить до 24 сварочных аппаратов. Иногда выявляется брак, в таком случае аппарат отправляется на пересборку. Гарантия — три года. Есть сервисное обслуживание. Обычно обращаются с запросами по замене электроники. Постоянным клиентам компания помогает в том числе в восстановлении сварочного оборудования других фирм.

Аппараты «Эллой» можно найти по всей России на самых разных заводах и даже в Белоруссии.
Каким должен быть сварочный аппарат?
Есть два принципиально разных подхода: первый направлен на максимальную минимизацию, второй — на эргономичность. «Эллой» придерживается второго подхода, хотя и потихоньку в том числе стремится уменьшать объемы корпуса: прогресс на месте не стоит. Очевидный недостаток сжатого расположения элементов — перегрев, взаимные магнитные поля, сложный ремонт.

Когда не приходится экономить на месте, впоследствии легче визуально определять причины поломки, добираться до труднодоступных мест, не нужно в одном корпусе перемещать за собой сразу несколько частей сварочного аппарата. Например источник питания всегда лучше оставлять на одном месте. Это и практичнее, и удобнее.
Проходим мимо участка сборки кабельной продукции. В судостроении кабели бывают и 40 м, и 80 м. При помощи автоматики счетчик отмеряет длину кабеля.

Здесь же рядом расположен склад готовой продукции. Ценник на сварочные аппараты «Эллой» начинается со 150 тысяч руб. Самый дорогой — около 800 тысяч руб. Ключевое в нем — мозг и возможности.

«Такой сварочный аппарат может варить широкий диапазон от тонкой жестянки до толщин 10 мм и выше. Легко справится с процессом высокоскоростной сварки сфокусированной дугой, режимом смешивания импульсных процессов и струйного переноса», — отмечает генеральный директор компании «Эллой» Михаил Сорокин.
Конструкторский отдел
Расположен на втором этаже. Работает в конструкторском отделе 25 человек.

«Отдел маркетинга собирает сведения о том, что требуется нашим заказчикам и формулирует задание. Схемотехники определяются с архитектурой аппарата, далее проектируется корпус, его дизайн, а технические специалисты разрабатывают документацию. Здесь же для изучения мы собираем лучшие аппараты различных мировых производителей», — продолжает генеральный директор компании «Эллой» Михаил Сорокин.
Лаборатория разработчиков
В первую очередь занимается разработкой различных алгоритмов управления сварочной дугой.

«80% всего, что есть в сварочном мире, разработано в СССР. В современности меняется только электроника и реализация. Но та база, которая была создана у нас в стране, используется до сих пор. Бернардос и Славянов — российские ученые, заложившие основы сварочного процесса. В Советском Союзе это институт электросварки имени Патона», — добавляет генеральный директор компании «Эллой» Михаил Сорокин.
Здесь же идет разработка новых сварочных аппаратов, испытания на специальных стендах.

Так, стенд высокоскоростной съемки позволяет анализировать сварочные процессы со скоростью 80 000 кадров в секунду и проверять, как те или иные управляющие сигналы тока влияют на реальный процесс сварки. Климатическая камера испытывает сварочное оборудование температурами от -70 до +150 °C.

Основное сборочное производство
Включает в себя сразу несколько участков от жгутового производства до собственного производства печатных плат и конечной сборки.

Интересный факт: вся технологическая цепочка выстроена так, что следующий этап является своеобразным ОТК для предыдущего. Девиз «Не делаем брак, не передаем, не принимаем» оправдывает себя в полной мере.
Каждый участок оснащен необходимыми станками и укомплектован специалистами.

Так на участке жгутового производства есть и станок для нарезки провода, и станок для насадки наконечников, и машина, проверяющая изделие на разрыв, и конечная точка по распайке. Все согласно конструкторской документации.

Также в цехе сборочного производства есть участок по сборке силовой части (сердца) сварочного аппарата, участок настройки и регулировки, участок сварки.

Участок ОТК, на котором в три цикла по шесть минут аппараты нагружаются на балластных реостатах, а потом еще раз на 10 минут.

Таким образом оборудование тестируется в реальной работе. Далее контролер ОТК наносит специальную пену, предотвращающую появление дефектов в момент транспортировки.

Помогает во всем трудящимся ведущая комплектовщица — Валентина, заготавливающая для каждого специалиста работу на день.

Между первым и вторым этажами перемещается грузовой лифт.
«Иной раз кто-нибудь спрашивает: зачем нам все самостоятельно делать, в том числе, зачем собственная линия по производству печатных плат. Но ответ очевиден: чем больше ты берешь под свой контроль, тем выше становится качество. Наконец, в период каких-нибудь еще санкций нам не нужно будет нервно перестраивать логистические цепочки, а мы спокойно продолжаем выпускать продукцию», — рассуждает генеральный директор компании «Эллой» Михаил Сорокин.

Линия производства печатных плат
Не на каждом заводе удается встретить настолько высокоуровневую организацию производства. Процесс завораживает: в линию загружаются специальные трафареты, далее на них наносится паяльная паста, после они попадают на автоматизированный участок, где робот при помощи пинцета выбирает, проверяет то ли взял и расставляет мелкие компоненты печатных плат.

На следующем участке расставляются более крупные компоненты, и, наконец, плата попадает к специалисту на визуальный контроль.

Линия производства печатных плат в 100 раз превышает текущие потребности компании «Эллой».

После линии практически готовая печатная плата поступает на участок ручной сборки и навесного монтажа. Потом на участок герметизации, где при помощи ультразвуковой ванны она очищается, а далее покрывается лаком либо заливается силиконом. Наконец, плата приходит на участок диагностики, сборки и регулировки.

После того как весь сварочный аппарат собран, его отправляют в сервисный центр.
Кадры: всегда и везде
Компания «Эллой» на данный момент не испытывает дефицита в рабочих руках, однако схемотехникам здесь дорога всегда открыта. Позиция генерального директора, как уже было отмечено, — отладка технологических потоков до такого уровня, чтобы в работе смог разобраться даже человек с улицы. Как отмечает Михаил Сорокин, тестирует он эту концепцию на собственном сыне-школьнике, который на летних каникулах вполне оправдал подход и действительно спустя две недели смог на равных со сборщиками выполнять их обязанности.

«На мой взгляд, спрос на заводчанина сейчас весьма и весьма высокий, но люди хотят какого-то экспресс-обучения, а такой вопрос нужно решать на государственном уровне. Также важно отметить при этом падение уровня подготовки студентов. Я из техникума выходил сварщиком 3-го разряда, мог варить серьезные объекты, новеньких же сегодня часто приходится дообучать на месте. Также есть большой вопрос к самой системе образования, где у педагогов зарплата значительно меньше, чем у будущих специалистов. Будет ли у такого педагога достаточная мотивация по подготовке профессионала? Не думаю», — акцентирует внимание на проблеме генеральный директор компании «Эллой» Михаил Сорокин

Одновременно с этим компания сотрудничала и продолжает сотрудничать с местными вузами и техникумами, помогает молодым специалистам находить себя, а также предлагает достаточно комфортные условия работы с частичной компенсацией обеда, чистым производством и хорошей заработной платой. У всех сотрудников фиксированный отпуск, в который компания обязательно всех одновременно отправляет.
Есть куда расти
На сегодняшний день производство компании «Эллой» загружено примерно на 25−30%, при этом нельзя сказать, что заводу не хватает работы, просто он изначально проектировался так, чтобы можно было в любой момент резко нарастить мощности. 30% всех выпускаемых аппаратов уходят на судостроительные заводы. Соответственно, предприятию есть куда расти: от расширения линейки заводских сварочных аппаратов до выпуска бытовой сварки.

К слову, «Эллой» прямо сейчас готовит к выпуску новые модели, в том числе для профессиональных училищ. Также в этом году планируется закончить подготовку административно-бытового комплекса, сдать третью очередь и приступить к строительству цеха механического производства. Ну, и, конечно, стать компанией № 1 по производству сварочных аппаратов.



















