реклама

Николай Кузнецов: трижды адмирал

0 1826 12 мин
Сбалансированный флот. Как была положена основа современным ВМС
Российский флот на протяжении всей трехсотлетней истории постоянно попадал из штилей в бурю. После периодов расцвета наступал спад. Первые лица континентальной империи начинали проявлять к нему внимание в основном после катастроф. Попытки восстановить морские силы после поражений в Крымской и Русско-японской войнах, а также после Октябрьской революции 1917 года с помощью отдельных частных решений проваливались. Они давали плоды, когда принимались программы, рассчитанные на перспективу. Так было при Петре I, Екатерине II, когда адмиралы А. Синявин и Ф. Ушаков одержали ряд блестящих побед в Средиземном море над Османской империей. Такой была программа строительства океанского флота, осуществлявшаяся при главкоме ВМФ С.Г. Горшкове в 1967-1991 годах, которая вывела СССР в ранг второй морской державы мира и одновременно, наряду с другими военными программами, способствовала подрыву экономики. А еще был адмирал, который посмел идти наперекор вождю. И тем самым спас тысячи жизней...

В советские времена первым радетелем за флот, по сути основателем современных ВМС стал нарком ВМФ в 34 года и адмирал флота Советского Союза в 40 лет Николай Герасимович Кузнецов. Судимый, пониженный в звании и опять вознесенный до постов главкома и министра, восстановленный в звании адмирала в 1951 году, вновь уволенный через 5 лет с понижением и только через 14 лет после смерти, в 1988 году, в третий раз ставший адмиралом флота.

Он одним из первых ввел в СССР понятие "сбалансированный флот". Оно является ключевым и сейчас, когда Россия вынуждена была фактически отказаться от советской доктрины проецирования своей мощи в мировом океане авианосными группами кораблей, но снова пытается восстановить статус океанской военно-морской державы.

В Первую мировую войну сбалансированным считался флот, имевший различные классы кораблей. Во Второй мировой "сбалансированный флот" - это уже соотношение различных родов войск в составе ВМФ: надводных кораблей, подлодок и морской авиации. В наше время проблема сбалансированности развития морских сил ядерного сдерживания и сил общего назначения - проблема экономическая и политическая, так как включает в себя постановку задач перед ВМФ на перспективу в 20-30 лет. Ведь строится авианосец или подводный стратегический ракетоносец минимум 6-8 лет, а эксплуатируется при правильном обслуживании и ремонте лет 20. И это не считая разработки, предшествующей строительству.

И все же главным свершением жизни Кузнецова стало спасение советского флота в первые дни войны 1941-1945 годов.

Наперекор вождю

В конце 1930-х, после "мюнхенского сговора", Сталин знал: западные державы пытаются столкнуть Германию и СССР, канализировать гитлеровскую агрессию на восток, поэтому предполагал, что сообщения о скором нападении Германии, которые стали поступать к нему в начале 1940-х годов, - одна из операций по дезинформации, которые были распространены тогда. С другой стороны, было ясно, что война неизбежна. Поэтому желательно оттянуть ее начало, выиграв время для укрепления обороны. В связи с этим он запрещал военным все действия, которые Германия могла бы использовать как повод к нападению.

Несмотря на это, 3 марта 1941 года нарком ВМФ Кузнецов дал указание морским силам открывать огонь по иностранным самолетам, которые все чаще стали появляться над базами ВМФ. Кузнецов понимал: немцы фотографируют базы. Его задачей было - сберечь флот от первого удара. В том, что будет война, он не сомневался.

Для такого решения надо было обладать недюжинной смелостью. Вождь был крут на расправу. Но понимавших, что война неизбежна, было много, смевших противоречить Сталину - единицы. Ситуация была такова, что наркомат обороны предоставил морякам самим готовиться к войне, зная, что Сталин лично занимается строительством "большого флота" и вмешиваться в его дела опасно. При этом Сталин не любил выслушивать бесконечные просьбы наркома о решении флотских проблем. Поэтому флот оказался предоставленным сам себе, а молодой нарком приобрел самостоятельность в принятии решений.

Сталин вызвал Кузнецова, объявил ему выговор и приказал отменить решение. Однако это не помешало адмиралу, рискуя головой, продолжить "провокационные действия" по мобилизации флота.

Трагедия Порт-Артура

Еще в Военно-морской академии внимание Николая Кузнецова привлекла трагическая гибель русской эскадры в Порт-Артуре. Он считал, что она могла бы обезопасить себя от внезапного нападения, убрав часть кораблей с внешнего рейда, рассредоточившись и выставив дозоры. Затем, служа командиром крейсера "Червона Украина" на Черноморском флоте, он разработал систему боевой готовности одиночного корабля, которая позволяла начать движение не через 4 часа после команды, а через 15-20 минут. На крейсере было начато соревнование "за первый залп", которое стало общефлотским и повысило боеготовность Черноморского флота. В 1936-37 годах, находясь в качестве военного советника в республиканской Испании, сражавшейся с испанскими фалангистами и немецкими фашистами, Кузнецов убедился в способности авиации наносить неожиданные мощные удары по кораблям. И на Тихоокеанском флоте, которым он командовал с 1937 по 1939 год, Кузнецов продолжал свою линию на повышение боеготовности.

Назначенный на должность наркома ВМФ в апреле 1939-го, уже в июне он подписал директиву о введении на флоте трех степеней готовности: "повседневной" (№ 3), "тревожной" (№ 2), по которой экипажи в полном составе находились на кораблях, корабли полностью укомплектовывались запасами, оружие готовилось к применению, усиливалась разведка, ускорялся ремонт кораблей резерва, и "боевой" (№ 1). По ней предусматривалось немедленное применение оружия. Два года до начала войны ВМФ СССР в боевой учебе отрабатывал эти оперативные готовности.

Несмотря на выговор Сталина за распоряжение сбивать неопознанные самолеты над базами ВМФ, 19 июня, за 3 дня до начала войны, нарком принял решение привести Балтийский, Черноморский и Северный флоты в готовность № 2. Главный морской штаб сообщил об этом наркому обороны С.К. Тимошенко и начальнику Генштаба Г.К. Жукову. Возражений не последовало, как и одобрения. Генштаб по своей линии таких мер не принимал. В истории российского флота это была первая и удачная попытка разработать систему мер, обеспечивающих готовность к отражению внезапного массированного нападения. И вот наступил вечер 21 июня 1941 года....
Прямое подчинение флотилий

Во время войны ВМФ обеспечил охрану транспортировки 17 млн т грузов по внешним морским коммуникациям, высадил более 100 десантов, потопил 1290 различных германских кораблей. На сухопутные фронты из флота было направлено около 500 тысяч морских пехотинцев. В 1944 году Кузнецову первому было присвоено звание Адмирал флота СССР, он был назначен Главкомом ВМФ с прямым подчинением ему флотов и флотилий (с начала войны они находились в оперативном подчинении фронтов). В 1944 и 1945 годах он был награжден орденами Ушакова I степени (ордена Нахимова и Ушакова были, кстати, введены именно им во время войны). Участвуя в Ялтинской и Потсдамской конференциях, он решал вопросы, связанные с совместными действиями союзников в Европе и на Дальнем Востоке, военно-морскими поставками по ленд-лизу, разделом германского флота. В итоге СССР получил 150 боевых и более 400 вспомогательных кораблей.

После победы над Германией его отправили на Дальний Восток для организации взаимодействия ТОФ с частями Советской Армии в войне с Японией. В сентябре 1945 года он стал Героем Советского Союза.


Он хотел строить авианосцы...

Из войны флот СССР вышел ослабленным, так как не смог наладить воспроизводство потерянных кораблей. А флот США превратился в первый в мире как по количеству кораблей, так и по качеству. Опыт Второй мировой войны подтвердил: наиболее эффективными родами войск флота стали подлодки и авиация. От их действий с обеих сторон в войне погибло 60% крейсеров и эсминцев - наиболее многочисленного класса боевых кораблей.

Отсутствие в советской военной доктрине 1920-1930 годов четко очерченной цели действий на море отрицательно сказалось на сбалансированности флота по родам сил и классам боевых кораблей, системе базирования и оборудования морского театра военных действий. Так, на мелководной замкнутой Балтике было больше всего крупных надводных кораблей, которые были нужны на Севере. На ТОФ находилась треть всей ударной авиации, которая нужна была на Западных флотах. Слишком много подлодок было на Дальнем Востоке при их нехватке на Северном флоте.

...В 1943 году в составе Главного морского штаба был создан отдел по изучению и обобщению опыта войны. Опыт был учтен Кузнецовым при подготовке второго - десятилетнего - плана военного кораблестроения на 1946-1956 годы (первый - 1938-1943 годов - не был выполнен из-за войны). Он планировал строительство авианосцев, подводных лодок, усиление зенитного вооружения и противоминной защиты. Сталин отверг авианосцы в пользу артиллерийских крейсеров, хотя из опыта войны стало ясно: на смену артиллерийским кораблям приходит ударная морская авиация, размещенная на авианесущих кораблях. Это предопределило прибрежный характер флота, который был привязан к берегу на расстояние действия прикрывавшей его с берега авиации.


...чем и прогневал Сталина

Отстаивая положения своей программы, Кузнецов вызвал гнев Сталина. В ноябре 1945 года программа в сокращенном виде была принята. В начале 1946-го нарком ВМФ представил Сталину новый доклад, на этот раз о необходимости иметь единую организацию всех ВС, а не два наркомата. В ней он предлагал подчинить ВМФ наркому Вооруженных Сил, но выступал против промежуточных инстанций между наркомом и Главкомом ВМФ в виде отделов и управлений по морским делам в наркомате обороны и Генштабе. К этому времени наркомат ВМФ был ликвидирован, и Главком ВМФ стал первым замминистра ВС, то есть самого Сталина.

Сталин решил избавиться от такого неуступчивого заместителя, и в начале 1947 года Адмирал флота СССР поехал в Ленинград служить начальником военно-морских вузов. По стране катилась волна послевоенных репрессий. В конце 1947 года Кузнецова и еще троих адмиралов вызвали в Москву на "суд чести", где по лживому доносу судили за передачу несекретной парашютной торпеды англичанам и за "низкопоклонство перед Западом". Обеспечивая американские и английские конвои, Кузнецов по приказу руководства поддерживал связи с союзниками и передавал им различные сведения, исполняя директивы и указания Сталина.

На самом деле процесс был срежиссирован ставшим в то время министром ВС СССР Н.А. Булганиным, на которого Кузнецов когда-то жаловался Сталину. Тогда Сталин стал на сторону Кузнецова, а взбешенный Булганин, вернувшись после встречи "на троих", пообещал Кузнецову вспомнить это "при случае". И вспомнил...


Терпеть любовь народную

Служившие с Николаем Герасимовичем адмиралы получили многолетние тюремные сроки. Кузнецова признали виновным, но освободили, учтя заслуги, с понижением на три ступени до контр-адмирала. Через несколько месяцев после настоятельных просьб о предоставлении работы Сталин послал Кузнецова на Дальний Восток заместителем Главкома. Через год его назначили командующим ТОФ. В те годы у народа были свои любимые военные герои. Огромной популярностью пользовались Рокоссовский и Кузнецов. Вероятно, Сталин не мог не считаться с этим. Терпел же он не блещущих военными талантами Ворошилова и Буденного, сделав из них лицо Красной Армии.

После отстранения Кузнецова Сталин сам определял будущее флота, но как сделать его таким же сильным, как флот бывшего союзника, а теперь соперника в "холодной войне" - США, не знал. Тем временем Кузнецов, забыв обиды, верой и правдой служил на Дальнем Востоке и в начале 1951 года по второму разу получил звание вице-адмирала и орден Ленина.


Второй "плохой" доклад

В июле 1951 года Сталин собрал в Москве небывалое по масштабам заседание Главного военно-морского совета с единственным вопросом: "О недостатках в руководстве ВМФ". К этому времени (в 1950 году) уже отказались от единого наркомата обороны и во второй раз создали 2 военных министерства: обороны и ВМФ. Как и предсказывал Кузнецов, развитие флота тормозилось промежуточными инстанциями в Минобороны, судостроители строили старые линкоры вместо новых авианосцев.

Однако создание отдельного морского министерства не решило проблем. Нужен был энтузиаст и знаток флотского дела. И снова на должность министра ВМФ был приглашен Кузнецов. Его дело было пересмотрено, он был признан невиновным и во второй раз стал Адмиралом флота Советского Союза. Казалось, он должен был учесть опыт "крутых поворотов" судьбы, как он называл свои взлеты и падения. Но и в этот раз интересы флота взяли верх над инстинктом самосохранения. Через месяц после возвращения в Москву он представил Сталину доклад об отставании флота от мирового технического уровня, о необходимости проектирования подлодок с атомной энергоустановкой, форсирования работ по реактивному вооружению (так называли реактивные ракеты). Добиться рассмотрения этих вопросов ему не удалось. Координации двух ведомств по-прежнему не было, зампред Совмина Булганин, который в период отхода Сталина от дел курировал военные ведомства, блокировал все решения по флоту. "Центростоп", как называл его Кузнецов, достиг в аппарате своего апогея...
Вечером в кабинете зазвонил телефон...Около 11 вечера 21 июня 1941 года в кабинете наркома ВМФ зазвонил телефон. Вызывал к себе для важного сообщения нарком обороны. Через несколько минут Кузнецов с и.о. начальника Главного штаба ВМФ вошли в кабинет. Не ссылаясь на источники, Тимошенко коротко сказал, что возможно нападение Германии. Кузнецов спросил лишь одно - разрешено ли применение оружия для отражения нападения. Получив утвердительный ответ, он послал контр-адмирала В.А. Алафузова в Главный морской штаб дать указание флотам перейти к готовности № 1.

Позднее выяснилось: 21 июня около 17.00 нарком обороны и начальник Генштаба были вызваны к Сталину, где было принято решение о приведении войск в полную боевую готовность. Наркому ВМФ об этом не сообщили. В наркомате Кузнецов еще лично продублировал переданный приказ звонком командующим флотами. В журнале боевых действий Балтфлота записано: "23.37. Объявлена боевая готовность № 1". Северный флот принял приказ в 0.56 22 июня... Командующий флотом доложил, что флот перешел на оперативную готовность в 4.25. За это время базы, аэродромы, корабли успели подготовиться к отражению атаки.

Самолеты подходили на небольшой высоте

Первым принял на себя удар Севастополь. Оперативная готовность была объявлена здесь в 01.55 22 июня. Город погрузился во тьму. На аэродромах раздавались очереди - опробовались пулеметы истребителей. Около 3 часов ночи служба наблюдения доложила, что слышит шум авиамоторов. 3 часа 7 минут. Немецкие самолеты подходили к Севастополю на небольшой высоте. Вспыхнули прожектора, заговорили зенитки, несколько самолетов загорелись и начали падать. Другие торопливо сбросили мины, которые упали не в море, блокируя корабли в бухтах, а на берег. В 3.15 командующий ЧФ доложил Кузнецову о налете. Кузнецов звонит Сталину, того нет на месте. Кузнецов первым докладывает наркому обороны о том, что началась война. Ответных звонков с указанием о совместных действиях армии и флота не последовало.

Он решил дождаться

В 3.30 Тимошенко приказал позвонить Сталину на ближнюю дачу в Волынское и доложить, что немцы бомбят наши города. Сталин приказал собрать в Кремле членов Политбюро и, несмотря на тяжелую ангину и температуру до 40, выехал в Кремль. В 4.30 он открыл заседание и приказал Молотову встретиться с послом Германии графом фон Шуленбургом. Г.К. Жуков вспоминает, что все просили дать приказ на ответные действия, но Сталин решил дождаться возвращения Молотова. Вернувшись, тот подтвердил, что Германия объявила войну СССР. После мучительной паузы Сталин согласился на директиву войскам, но с условием, чтобы они не нарушали немецкую границу. Только в 7.15 директива была подписана.

К полуночи 22 июня советская авиация потеряла 1200 самолетов, из них на земле было уничтожено 800. На флоте в первые часы войны не пострадал ни один корабль, ни один самолет, ни один краснофлотец. Система оперативной готовности сберегла жизни тысяч моряков. Более того, в тяжелейшие для СССР дни августа 1941-го морские летчики Балтфлота по распоряжению Кузнецова 10 раз бомбили Берлин.

Моряк с тремя языками

В 1939 году Николай Герасимович был назначен Сталиным наркомом не только за успехи в командовании крейсером "Червона Украина", работу военным советником в республиканской Испании или руководство Тихоокеанским флотом. Молодой, высокий, красивый моряк, награжденный орденами "Знак Почета", Красной Звезды, Ленина и Красного Знамени, знающий немецкий, французский и испанский языки, он произвел впечатление на Сталина, и тот стал его продвигать на образовывавшиеся в период "большой чистки" вакансии. Сторонник последовательного продвижения по службе, Николай Герасимович переживал перескакивание через должности и компенсировал недостаток опыта работой по 18-20 часов в сутки.

Недавно созданному (в 1937 году) наркомату во главе с первым наркомом-моряком досталось непростое наследство. Первым наркомом был бывший начальник Главпура РККА, с флотом никогда раньше не сталкивавшийся. В том же году он был репрессирован, на его место прибыл замнаркома внутренних дел, который даже в армии не служил. С флотом сталкивался, когда арестовывал и расстреливал флотских начальников. Такая же судьба вскоре постигла и его самого...

Даже когда Сталин решил создать "большой флот" в связи с успехами СССР, руководство Красной Армии добивалось сокращения размеров сумм, выделенных на его строительство, в пользу сухопутных сил. Поэтому и был создан отдельный наркомат ВМФ, который по сути был предоставлен сам себе. Наркомат обороны занимался сухопутными силами, попасть к Сталину было непросто. Выделенные для решения флотских проблем Жданов и Молотов ничего сами решать не хотели.
Он спорил и строил

Николай Герасимович принялся за работу "засучив рукава" и за 2 года смог так отмобилизовать флот, что тот не только отбил все атаки фашистов в первые дни войны, но и во время войны "исполнил свой долг до конца", как отметил Сталин в День ВМФ 22 июля 1945 года.

В тяжелых спорах со Сталиным Кузнецов корректировал судостроительную программу, строительство береговой обороны и баз, освоение новых аэродромов и кораблей. Кузнецов настаивал на усилении морской авиации и подлодок. Сталин был склонен к строительству линейных кораблей.

В 1939 году были приняты Корабельный и Дисциплинарный уставы ВМФ, что обеспечивало единство оперативных и тактических взглядов командования ВМФ. Тогда же училища ВМФ были преобразованы в вузы, были открыты 7 морских спецшкол, созданы школа боцманов и школа юнг, ставшие позже Нахимовскими училищами. По настоянию Кузнецова постановлением правительства были увеличены оклады и льготы сверхсрочникам. Этим был закреплен костяк опытного младшего командного состава. Боевые корабли, построенные до войны, по своим качествам не уступали иностранным. Одним из кузнецовских нововведений стал День ВМФ, впервые отмеченный 24 июля 1939 года.

В июне 1941 года морская авиация бомбила немецкий Мемель и румынские Плоешти и Констанцу...



Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости