реклама

НГАВТ: "Ежегодная потребность отраслевых предприятий в выпускниках Академии почти в два раза превышает количество выпускников"

0 2792 6 мин
Новосибирская государственная академия водного транспорта открыла свои двери для студентов 62 года назад. За это время учебное заведение смогло войти в число самых крупных вузов за Уралом. Сегодня студенты НГАВТ имеют не только современную научно-техническую базу для обучения и практики, но и могут с уверенностью заявить о востребованности своих будущих профессий на рынке труда. О прошлом, настоящем и будущем Академии мы побеседовали с проректором по учебной работе ФБОУ ВПО "Новосибирская государственная академия водного транспорта", доктором технических наук, профессором, Заслуженным работником высшей школы РФ Виталием Алексеевичем Седых.


Виталий Алексеевич, расскажите немного об истории вашего учебного заведения.
Новосибирская государственная академия водного транспорта (НГАВТ) образована 05 мая 1951 года Постановлением Совета Министров СССР как "Новосибирский институт инженеров водного транспорта" (НИИВТ). Приказами Госкомвуза РФ и Департамента речного транспорта РФ в 1994 году НИИВТ преобразован в Новосибирскую государственную академию водного транспорта. В соответствии с распоряжением Правительства РФ в 2005 году осуществлено присоединение 5 речных училищ Западной и Восточной Сибири к Академии в качестве структурных подразделений.
Сегодня Академия является одним из крупных современных вузов за Уралом, в составе которого 9 факультетов, 50 кафедр, аспирантура, центр дополнительного профессионального образования, научно-техническая библиотека, музей, 4 института водного транспорта - филиалы Академии в Омске, Красноярске, Усть-Куте, Якутске, 1 филиал по подготовке специалистов с высшим профессиональным образованием в Хабаровске. Таким образом, в настоящее время Академия является университетским комплексом, включающим в себя непрерывную, многоуровневую подготовку специалистов с высшим и средним профессиональным образованием, а также профессиональную переподготовку кадров в области транспорта.

По каким направлениям проходит обучение?
В составе Академии на очном и заочном отделениях обучается около 8000 студентов по 7 укрупнённым группам специальностей и направлений подготовки: "Экономика и управление", "Энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника", "Морская техника"; "Транспортные средства"; "Информатика и вычислительная техника"; "Архитектура и строительство"; "Безопасность жизнедеятельности, природообустройство и защита окружающей среды".
Кроме того, по 19 специальностям среднего профессионального образования обучается порядка 4000 курсантов.
В Академии также ведётся подготовка научно-педагогических кадров через аспирантуру и докторантуру по 10 специальностям послевузовского образования, в которых сегодня обучается более 120 человек. Аспиранты и докторанты имеют возможность защищать диссертации в 2-х докторских диссертационных советах Академии. Вместе с этим в Академии осуществляется подготовка по 30 программам подготовки рабочих кадров, 20 программам дополнительного профессионального образования, которые направлены на потребности развития транспортного комплекса России.

Какие специальности являются самыми востребованными?
Во-первых, надо сказать, что Академия ежегодно выполняет государственный план набора на бюджетные места. Наиболее высокий конкурс традиционно на направления бакалавриата управленческого и технического профиля: "Экономика", "Менеджмент", "Технология транспортных процессов", "Строительство", "Техносферная безопасность". За последнее время в Академии открыты новые востребованные специальности: "Защита в чрезвычайных ситуациях", "Информационные системы и технологии", "Пожарная безопасность". При этом в Академии сохранился специалитет по 3 флотским направлениям подготовки: "Судовождение", "Эксплуатация судовых энергетических установок" и "Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики".

Расскажите об учебной базе Академии.
Сегодня Академия имеет развитую материально-техническую, учебную и научно-производственную базу. Академия располагает в Новосибирске 5 учебно-лабораторными корпусами, корпусом водноспортивной подготовки с плавательным бассейном, спорткомплексом, геодезической базой, русловым гидродинамическим комплексом, опытовым бассейном, 3 общежитиями, а также учебными корпусами, базами и помещениями социальной сферы в филиалах. Для проведения практики используются учебно-производственные суда в Находке - "Иван Ползунов", в Новосибирске - "Меридиан", "Альбатрос", шлюпочный и яхтенный флот.
 

В соответствии с требованиями Международной морской организации в Академии имеется весь необходимый комплекс тренажеров для подготовки специалистов по флотским специальностям, повышения квалификации и переподготовки кадров.

Кто именно обучает студентов?
Образовательный процесс в Академии осуществляется высококвалифицированным педагогическим составом численностью более 900 человек, в том числе по образовательным программам высшего профессионального образования более 600 человек, среди которых 80 докторов наук и профессоров, более 300 кандидатов наук и доцентов. Среди 300 преподавателей речных училищ более 60% имеют высшую и первую квалифицированные категории. Более 150 сотрудников Академии имеют почетные звания и награды. При академии функционируют отделения Российской академии естественных наук и Академии водохозяйственных наук. Средний возраст педагогического состава Академии практически не изменился за последние годы и составляет 48 лет.

Как проходит практика у студентов? С какими предприятиями вы сотрудничаете в этом плане?
В 2006 году после международной сертификации системы менеджмента качества в Академии создано Управление качеством и связями с производством, куда вошли Отдел практики и Отдел маркетинга. Практика организуется в соответствии с существующим законодательством на основании заключенных договором между Академией и организациями.
Подготовка к проведению практики включает поиск мест, подбор и согласование кандидатур студентов, оформление документов, отправку студентов. В этих процессах помимо Отделов практики и маркетинга активно участвуют выпускающие кафедры и деканаты. Особо высоки требования к организации практики студентов плавающих специальностей: "Судовождение", "Эксплуатация судовых энергетических установок", "Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики". Необходимые сертификаты для допуска на судно будущие практиканты получают после обучения в центре дополнительного профессионального образования Академии. С целью получения "качественного" выпускника, способного к самостоятельной работе на предприятии, проводится большая и ответственная работа по поиску мест прохождения практики.
 

На сегодняшний день Академия имеет договоренности и гордится сотрудничеством с рядом ведущих предприятий, среди которых: по кораблестроительным и электроэнергетическим специальностям - ООО "Невский судостроительно-судоремонтный завод", ОАО "Выборгский судостроительный завод", ОАО "Зеленодольский завод имени А.М. Горького", ОАО "Ярославский СРЗ"; по строительным специальностям -  Администрации Обского, Обь-Иртышского и Ленского бассейнов водных путей, ОАО "Больверк", ОАО "Мостоотряд-69"; по плавающим специальностям - ОАО "Сахалинское морское пароходство", ОАО "Дальневосточное морское пароходство", ОАО "Томская судоходная компания"; ОАО "Иртышское пароходство"; ОАО "Енисейское пароходство"; ОАО "Ленское объединенное речное пароходство"; ООО "Палмали", ООО "Прайм-Шиппинг", ОАО "Северо-Западное пароходство"; по направлениям, связанным с организацией перевозок - морские порты, например ОАО "Мурманский морской торговый порт", речные порты в Сургуте, Салехарде, Осетрово; по линии МЧС –  подразделения МЧС РФ в Сибирском федеральном округе.

Есть ли у ваших выпускников проблемы с трудоустройством?
По данным Отдела маркетинга ежегодная потребность отраслевых предприятий в выпускниках Академии почти в два раза превышает количество выпускников. Особенно востребованы выпускники флотских специальностей. Например, в 2013 году представлено 430 вакансий на 60 выпускников. В целом трудоустройство выпускников с учётом лиц продолживших обучение и призванных в ряды вооруженных сил, составляет чуть более 90%, из них порядка 62% трудоустраиваются на отраслевые предприятия в соответствии с полученной специальностью.

Известно, что Академия занимается диагностикой усталостных повреждений судна. Расскажите об этом поподробнее.
Одной из важнейших составляющих безопасности судоходства сегодня является проблема старения судов и судового оборудования. Реалии сегодняшнего дня свидетельствуют о том, что механическое и энергетическое оборудование судов продолжает стареть и обновляется кране медленно. Этому есть вполне объективные технологические и экономические причины. Директивным путём эту проблему в течение 3-5 лет решить невозможно. Но процесс обновления флота можно и нужно упорядочить: те механизмы, их детали, которые предрасположены к разрушению, необходимо выводить из эксплуатации в первую очередь; те детали, которые находятся в работоспособном состоянии, могут продолжать работать и дальше.
 

Неоценимую помощь в решении этой проблемы оказывает диагностика усталостных повреждений металла, которая позволяет: определять места возможного возникновения трещин задолго до их появления; выявлять детали предрасположенные к разрушению; прогнозировать срок безопасной эксплуатации механизмов и оборудования; определять случаи, когда эксплуатация механизма может быть продолжена без применения ремонта; предоставлять информацию о возможности продолжать эксплуатацию механизма до удобного момента ремонта; составлять график обязательного ремонта, основанного на фактическом состоянии конструкции.
В Академии сотрудниками научно-исследовательской лаборатории технической диагностики разработана система раннего обнаружения усталостных дефектов, в основу которой положена диагностика усталостных повреждений методом магнитной памяти металла. В 2003-2006 годах система прошла апробацию на судах ОАО "Западно-Сибирское речное пароходство" и с тех пор успешно применяется.

Есть ли ещё инновационные услуги, которые оказывают специалисты Академии?
В настоящее время основные направления инновационной деятельности Академии следующие: обследование судовых дизельных двигателей, находящихся в длительной эксплуатации, с целью определения возможности продления сроков их эксплуатации до капитального ремонта и до списания; применение водотопливных эмульсий в судовых энергетических установках с целью сокращения расходов топлива и смазочных материалов, уменьшения дымности и токсичности отработавших газов; плазмотермические технологии нанесения износостойких и специальных покрытий для восстановления и упрочнения рабочих поверхностей деталей машин и механизмов; берегоукрепление, защита береговых откосов от разрушения и коренное улучшение судоходных условий; экологическая оценка техногенного воздействия на водоёмы крупных городов путём определения качественного и количественного состава загрязняющих веществ в воде.

Можете "похвастать" известными выпускниками?
За период свой деятельности Академия подготовила более 40 тысяч специалистов водного транспорта. Многие из выпускников Академии стали руководителями крупных производств, известными политическими и культурными деятелями. Среди них начальники пароходств, портов, бассейновых управлений водных путей и судоходства, директора судоходных компаний, судостроительных и судоремонтных заводов, начальники баз флота и речных училищ, ректоры вузов, ученые и научно-педагогические работники, губернаторы, вице-губернаторы, Герои Социалистического труда, лауреаты государственных премий, Олимпийские чемпионы и Чемпионы мира.
 

Наиболее известные из них: Министр по развитию Дальнего Востока, полномочный представитель Президента РФ в Дальневосточном федеральном округе В.И. Ишаев, губернатор Новосибирской области В.А. Юрченко, Президент ассоциации портов и судовладельцев речного транспорта РФ А.М. Зайцев, Первый заместитель мэра Новосибирска В.М. Знатков, заместитель руководителя департамента физической культуры и спорта Новосибирской области, олимпийский чемпион 1992 года А.Б. Перлов.
В Академии сохраняются и поддерживаются сложившиеся за время её существования трудовые традиции, а также традиции по патриотическому, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию будущих специалистов. Все достижения Академии хранятся в музее имени А.П. Морозова. 
 

Работа Академии в последние годы отмечена дипломом лауреата Международной общественной премии транспортной отрасли "Золотая колесница" в номинации "Лидер российской транспортной науки и образования" за 2011 год и Дипломом премии правительства Новосибирской области за качество – 2011. Направления подготовки в Академии "Кораблестроение, океанотехника и системотехника объектов морской инфраструктуры" (профили "Кораблестроение" и "Судовые энергетические установки"), "Судовождение" и "Строительство" вошли в справочник "Лучшие образовательные программы инновационной России – 2013".
 

Анастасия Судникова




Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости
Новый стикер для КорабеловЪ
17:00 , 04 Мая 2024 / пресс-релизы