реклама

Научно-исследовательские суда России: лед тронулся

Развитие судоходства и освоение ресурсов водных глубин напрямую связано с развитием научного флота. В этом традиционном выпуске посмотрим на ряд строящихся НИСов, а также на некоторые уже работающие исследовательские суда.

И первым в нашем списке будет ЛСП "Северный полюс"

 

Судно было построено на Адмиралтейских верфях и передано ААНИИ 24.08.2022 г. За время участия в экспедиции "Северный полюс-41" с октября 2022 г. по середину января 2024 г. ЛСП успела преодолеть 3000 км. А по данным c 20.01.2023 по 26.01.2023 г. позиция судна – 82° 38.89' с.ш. 38° 17.09' в.д., общий генеральный дрейф – 751.9 морских миль, CЗ.

 

"Северный полюс" продолжает выполнять научную программу, включающую в себя метеорологические наблюдения, геофизические, гидроакустические, океанографические, гидрохимические (экологические), гидробиологические, геологические, а также заниматься ледоисследованием. Например, 25.01.2024 г. выполнен спуск/подъем коробчатого пробоотборника (бокс-корер): отобраны поверхностная проба донного грунта и проба воды на придонном горизонте. На морфометрическом полигоне выполнена станция исследования физических свойств льда, станция исследования прочностных свойств льда, определяемых при центральном изгибе; толщинномерная съемка (толщина льда от 60 до 153 см, средняя 91 см), станция исследования физических свойств льда.

"Адмиралтейские верфи" закрыли гарантию на ЛСП "Северный полюс" / Фото: АО ОСК
ЛСП "Северный полюс" / Фото: АО ОСК

Технические характеристики проекта 00903:

  • Длина – 83,1 м.
  • Ширина – 22,5 м.
  • Водоизмещение – ок. 10390 т.
  • Мощность ЭУ – 4200 кВт.
  • Скорость – не менее 10 уз.
  • Экипаж – 14 чел.
  • Научный персонал – 34 чел.
  • Разработчик проекта – КБ "Вымпел".

 

Важно отметить, что ЛСП "Северный полюс" 100% – российская разработка. Именно поэтому санкции не повлияли на ее строительство. Так, компания "МСС" спроектировала уникальный пропульсивный комплекс, не имеющий аналогов в мире. Также это весьма продуманное, насыщенное технически и безопасное судно, располагающее всем необходимым для проведения научных экспедиций. Но, самое главное, судно оснащено собственным двигателем мощностью 4200 кВт, позволяющим развить скорость не менее 10 узлов, а, значит, ЛСП, как только закончится экспедиция, сможет самостоятельно вернуться домой.

 

Кстати, еще до того, как "Северный полюс" ушел на Север, на нашем портале вышло интервью с директором ААНИИ Александром Макаровым. Прочитать его можно по ссылке.

 

НЭС "Иван Фролов" проекта 23680

 

Должно быть заложено на Адмиралтейских верфях в этом году. Контракт между заводом и Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды подписан 6.03.2023 г. Разработчик – АО "Невское ПКБ".

Модель НЭС "Иван Фролов" / Фото: Telegram-канал ОСК
Модель НЭС "Иван Фролов" / Фото: Telegram-канал ОСК

Технические характеристики проекта 23680:

  • Длина наибольшая – 164,8 м.
  • Ширина наибольшая – 26 м.
  • Высота борта – 13,5 м.
  • Осадка – 8,5 м.
  • Водоизмещение – 25 000 тонн.
  • Класс – РС, Arc7.
  • Дедвейт – около 9200 тонн.
  • Экипаж + спецперсонал – 240 чел.

 

Планируется, что судно заменит "Академика Фролова" 1987 г. постройки, достаточно послужившего родине. Теплоход может быть оснащен 20 лабораториями для исследования океана и стратосферы, на борту оборудуют вертолетную площадку и ангар для двух вертолетов типа Ка-32, Ми-8, Ми-38.

Выбран проектант НЭС "Иван Фролов" / Фото:
 НЭС "Иван Фролов" / Изображение: АО "Невское ПКБ"

Изюминкой судна станет электродвижение. НЭС снабдят дизель-генераторами и ВРК с электродвигателями, встроенными непосредственно в гондолу колонки. Поставит винторулевые колонки, скорее всего, "МСС-Пропульсия" – российский производитель. Ну, и, вообще, ввиду санкций и не только, "Ивана Фролова" будут максимально проектировать под отечественного производителя. 

 

Еще одна примечательная особенность судна – высокий класс автоматизации AUT1 и экологический класс Tier3.

 

НИС "Викентий Зайцев" проекта ТСК.550

 

Строится по заказу ФГБНУ "Всероссийский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии" (ВНИРО), проект разработан ЗАО "Тюменьсудокомплект". Заложено судно 8.12.2022 г. на Белогородской верфи, на итоговую сборку в Иркутск по частям автомобильным транспортом ушло 23.06.2023 г.

Закладная доска судна "Викентий Зайцев" проекта ТСК 550 / Фото: Корабел.ру
Закладная доска судна "Викентий Зайцев" проекта ТСК 550 / Фото: Корабел.ру

Технические характеристики проекта ТСК.550:

  • Длина – 36,3 м.
  • Ширина – 7,3 м.
  • Высота борта на миделе – 3 м.
  • Водоизмещение – 314,6 м.
  • Автономность – 10 сут.
  • Экипаж, спецперсонал – 4/7. 

 

После того, как НИС сдадут, оно отправится на Байкал для проведения гидробиологических и ихтиологических исследований в рамках известной федеральной программы "Сохранение озера Байкал". Поможет ему в этом специальное техническое оснащение: эхолот для гидроакустической съемки, цель которой – оценка количества рыб в озере; траловый комплекс, заточенный под вылов этой самой рыбы для ее дальнейшего исследования прямо на судне.

 

НИС проекта 17050

 

Оба судна, получившие имена "Профессор Анатолий Елизаров" и "Профессор Пётр Моисеев", были заложены 26.11.2021 г на Невском ССЗ. Время приемки, согласно данным от ВНИРО, – 2026 г. Сроки напрямую связаны с санкциями и необходимостью подбора другого оборудования, а также сопутствующим перепроектированием. Разработчик – Проектно-конструкторское бюро "Петробалт".

Строительство судов проекта 17050 станет важным шагом в российской программе исследований биоресурсов Мирового океана / Фото: ФГБНУ
Строительство судов проекта 17050 станет важным шагом в российской программе исследований биоресурсов Мирового океана / Изображение: Проектно-конструкторское бюро "Петробалт"

Технические характеристики проекта 17050:

  • Длина – 54 м.
  • Ширина – 13,6 м.
  • Осадка – 6 м.
  • Скорость – 14 узлов.

 

Ожидается, что научно-исследовательские суда проекта 17050 станут одними из самых современных НИС в области рыболовства. Суда будут максимально бесшумными и с пониженным вибрационным излучением, что позволит ученым увидеть более естественную водную среду. Для более качественных гидроакустических наблюдений на проект установят специальный выдвижной киль. На рубке судна расположится операционный центр с большими иллюминаторами с обратным наклоном.

 

Правый борт оснастят центром забортных работ. В носовой части выделят место для размещения двух 20-ти футовых контейнеров, которые можно будет использовать для организации лабораторий со сменным научным оборудованием. Современные подруливающие устройства с возможностью поворота на 360 ° не только облегчат маневрирование, но послужат повышению безопасности плавания.

 

Также судно оснастят: гидробиологическим и гидрологическим блоками, включающими в себя "сухие" и "мокрые" лаборатории, кладовые для фиксированных проб и химикатов, СТД-ангар для работ с СТД-зондами, батометрическими кассетами, планктонными сетями, телеуправляемым необитаемымым подводным аппаратом легкого класса (ТНПА). На НИС будут сконструированы ихтиологический и технологический блок, два помещения для хранения замороженных и охлажденных проб и образцов.

 

НИС проекта 03182Р:

 

Строятся эти научные суда на АО "Зеленодольский завод имени А.М. Горького". Контракт был подписан на форуме "Армия-2022", заложили НИСы 19.10.2023 г. Кстати, первая пара судов этого же проекта была законтрактована в ходе форума "Армия-2021". Закладка НИСов "Леонид Бекренев" и "Борис Бобков" состоялась на Зеленодольском судостроительном заводе 12 июня 2022 года.

Серия малых морских танкеров проекта 03182: "Михаил Барсков", "Василий Никитин" / Фото: БФК-Проект, ООО
Проект 03182 / Фото: БФК-Проект, ООО

Технические характеристики проекта 03182Р:

  • Длина – около 78,8 м.
  • Ширина – около 15,4 м.
  • Максимальная осадка – 4,9 м.
  • Полное водоизмещение – 3500 т.
  • Дедвейт – 1560 т.
  • Дальность плавания – 1500 миль.
  • Автономность – 30 суток.
  • Экипаж – 24 человека.
  • Мощность главной энергетической установки – 3х1600 кВт.
  • Мощность вспомогательной энергетической установки – 2х400 кВт.
  • Мощность пропульсивного комплекса ВРК – 2х1600 кВт
  • Ледовый класс Arc4

 

Суда предназначены для выполнения комплексных океанографических исследований Мирового океана и шельфовой зоны. Разработало проект АО "Зеленодольское проектно-конструкторское бюро". 

 

Проект 123

 

Исследовательские суда строятся в рамках национального проекта "Наука и университеты". В августе 2021 г. путем народного голосования для них были выбраны имена: "Академик В. И. Ильичев" и "Александр Лисицын". Заложили суда 18.02.2022 г. на ССК "Звезда" (г. Большой Камень); разработчик – нижегородское ЦКБ "Лазурит".

Многофункциональное научно-исследовательское судно проекта 123  (Разработан ЦКБ "Лазурит") / Фото: судостроительный комплекс
Многофункциональное научно-исследовательское судно проекта 123 / Изображение: нижегородское ЦКБ "Лазурит"

Технические характеристики проекта 123:

  • Водоизмещение – 8130 тонн.
  • Длина – 122,5 м.
  • Ширина – 20 м.
  • Высота борта – 10 м.
  • Мощность ГЭУ – 7840 кВт.
  • Ледовый класс – Arc4.
  • Автономность – 50 суток.
  • Дальность плавания – 7500 миль.
  • Экипаж – 35 чел.
  • Спецперсонал – 45 чел.

 

НИС проекта 123 в отличии от своих собратьев нацелен на широкий спектр исследований от прикладных до фундаментальных. Команды судов будут заниматься и гидрофизическими, и геологическими, и химическими, и биологическими, и метеорологическими, геофизическими и другими видами исследований. Благодаря современному оборудованию, ученые смогут во время экспедиций вести мониторинг окружающей среды, проводить отбор проб морской воды, измерять магнитное, гравитационное, электрическое и тепловое поля, проводить съёмку дна, изучать образцы горных пород и донных отложений.

 

Важно отметить, что российские компании активно включаются в процесс строительства судов проекта 123. Так, в марте 2023 г. Кингисеппский машиностроительный завод заявил, что примет участие в кооперации по оснащению отечественных научно-исследовательских судов сложным океанографическим оборудованием. В декабре 2023 г. в СМИ появилась новость о том, что НПО "Аврора" поставит 48 наименований радио и навигационного оборудования, что в общем сложности составит более 900 позиций.

 

Модернизация и ремонт

 

Отметим, что в России не только строят, но и ремонтируют, и модернизируют научные суда. Например, до конца текущего года в рамках нацпроекта будут отремонтированы НИСы "Академик Николай Страхов", "Академик Сергей Вавилов", "Академик М.А. Лаврентьев", "Академик Мстислав Келдыш", "Академик Йоффе". А также при участии Института океанологии им. П.П. Ширшова модернизирован "Академик Николай Страхов".

НИС "Академик Николай Страхов" / Фото: Нордик Инжиниринг
НИС "Академик Николай Страхов" / Фото: Нордик Инжиниринг

"Понимая значимость морских исследований для современной науки, Минобрнауки России ежегодно увеличивает финансирование экспедиций научно-исследовательских судов. Только за последние четыре года оно выросло более чем на 60%, с 1,3 млрд в 2018 году до 2,1 млрд рублей в 2022 году. Особое внимание уделяется обновлению научно-исследовательских судов. До конца 2024 года на модернизацию (оснащение) судового научного оборудования и ремонт пяти судов будет направлено 7,8 млрд рублей", — сообщил Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков.

Цифры

 

Завершим наш краткий экскурс по строительству научно-исследовательских судов на цифрах. По разным данным на сегодня в России работает порядка 110 научных судов, при этом большинство из них эксплуатируются уже довольно-таки давно и имеют высокий средний возраст и уровень износа.

НИС "Академик Мстислав Келдыш" / Фото: Институт океанологии им. П.П. Ширшова Российской академии наук, РАН
НИС "Академик Мстислав Келдыш" / Фото: Институт океанологии им. П.П. Ширшова Российской академии наук, РАН

Однако работа идет. Например (по последним данным Института океанологии им. П.П. Ширшова Российской академии наук) с 8 ноября по 7 декабря 2023 года НИС "Академик Мстислав Келдыш" в Баренцевом море, Печорском море и Байдарацкой губе Карского моря выполнил  многодисциплинарные исследования в экспедиции "Европейская Арктика – 2023: геологическая летопись изменений среды и климата". "Академик Борис Петров" в ходе исследований, проведенных в российских секторах Балтийского моря в конце осени (12–26 ноября 2023 года), предоставил данные, которые позволили детально изучить механизмы выхолаживания вод Юго-Восточной Балтики, а также процессы формирования и растворения промежуточных нефелоидных слоев.

 

А на этом все. Коллектив "Корабел.ру" желает всем отличных выходных и хорошего настроения.

 

Валовая вместимость (т)2318
Дедвейт (т)866
Водоизмещение (т)2685
Длина габаритная (м)75,50
Ширина габаритная (м)14,73
Высота борта (м)7,30
Осадка судна (м)4,50
Скорость (уз)14,80
Марка главного двигателя6чн 40/46
Тип топливаДизельное Моторное
Мощность главного двигателя2576 kW
Дедвейт (т)3540
Длина габаритная (м)86
Ширина габаритная (м)24
Марка главного двигателя8W32
Тип топливаДизельное
Количество главных двигателей1
Мощность главного двигателя4600
ТТХ проекта 123
Водоизмещение (т)8130
Длина габаритная (м)122,5
Ширина габаритная (м)20
Высота борта (м)10
Осадка судна (м)5,6
ТТХ проекта 17050
Длина габаритная (м)54
Ширина габаритная (м)13,6
Осадка судна (м)6
Скорость (уз)14
Ширина габаритная (м)17.82
Высота борта (м)10.04
Осадка судна (м)5.90
Скорость (уз)16.00
ТТХ проекта ТСК.550
Дедвейт (т)34,6
Водоизмещение (т)314,60
Длина габаритная (м)36,3
Ширина габаритная (м)7,3
Высота борта (м)3,0
Осадка судна (м)1,8
"Онежский судостроительно-судоремонтный завод", АО
Петрозаводск
+7 (921) 010-54-41, +7 (814) 2330-321
"Судостроительный комплекс "Звезда", ООО
Большой Камень
+7(42335) 4-11-75, +7 (42335) 4-00-00
"Центральное конструкторское бюро "Лазурит", АО Нижний Новгород
+7 (831) 273-84-00, +7 (831) 273-00-69
"Невское проектно-конструкторское бюро", АО Санкт-Петербург
+7(812)635-05-66
"Адмиралтейские верфи", АО Санкт-Петербург
+7 (812) 313-81-83
"Тюменьсудокомплект", ЗАО Тюмень
+7(3452)284-444
"Конструкторское бюро по проектированию судов "Вымпел", АО Нижний Новгород
+7(831)433-41-49
"Невский судостроительно-судоремонтный завод", ООО Шлиссельбург
+7(812)335-25-60, +7(812)335-25-70
"Белогородская судоверфь", ООО Белый Городок
+7(495) 796-00-57, +7 (48236) 7-33-17; +7 (48236) 7-32-72




Комментарии   1.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
-0+
#Колосова Александра Николаевна, 26.02.2024, 10:59Интересно, судовые краны на этих судах будут отечественных производителей?)
Свежие новости