реклама

Мы формируем у выпускников широкий технический кругозор | Сергей Барышников, ректор ГУМРФ им. адм. С.О. Макарова

Не раз приходилось слышать от моряков, что лучшим вузом по подготовке судоводителей у нас является Макаровка. Безусловно, в этом заслуга Сергея Барышникова – человека, более четырнадцати лет возглавляющего знаменитый университет.

– Сергей Олегович, что привело вас к будущей профессии: книги, люди, жизненные обстоятельства?

 

– Меня всегда привлекал флот, возможно, потому, что в семье были моряки, моряки военные. Я мечтал делать корабли, и как многие тогда в Ленинграде, я отправился во Дворец пионеров. 

Барышников С.О., д.т.н., профессор, ректор Государственного университета морского и речного флота (ГУМРФ) им. адмирала С.О. Макарова / Фото: Пресс-служба ГУМРФ
Барышников С.О., д.т.н., профессор, ректор Государственного университета морского и речного флота (ГУМРФ) им. адмирала С.О. Макарова / Фото: Пресс-служба ГУМРФ

В кружке судомоделизма мест не было, и меня записали в авиаракетномодельный. Мы увлеченно читали "Одиссею капитана Блада", другие морские романы, флот по-прежнему меня манил, и по окончании школы я пошел учиться на корабела. Казалось, это самая интересная специальность. Так в 1973 году я поступил в Ленинградский институт водного транспорта. 
 

Годы учёбы вспоминаю с теплотой. особенно врезалась в память производственная практика. Мы строили серию контейнеровозов "Пионер Выборга", "Пионер Приморья" на Выборгском судостроительном заводе. Начинаешь собирать корпусные секции и понимаешь, что они скоро превратятся в функциональное судно. Судоремонтную практику мы проходили на Канонерском судоремонтном заводе.
 

Закончив обучение, остался в вузе, прошел путь от стажера-исследователя до проректора. В 2009 году избран на должность ректора Санкт-Петербургского государственного университета водных коммуникаций, а после объединения с Государственной морской академией имени адмирала С.О. Макарова стал ректором нового вуза.

 

– Для сегодняшних курсантов Макаровки морская романтика – это стимул?
 

– Наверное, сейчас у наших студентов и курсантов больше прагматизма, но я считаю, что это неплохо. Когда приходят абитуриенты, то спрашивают: "А где я буду работать и сколько буду получать", и ты понимаешь, что они осознанно выбирают профессию и хотят работать в отрасли.


– Проблемы с трудоустройством у выпускников ГУМРФ возникают?


– 97% плавсостава идут работать на суда, спрос большой. Отечественные судоходные компании дают заработать морякам, предлагают соцпакет, возможности карьерного роста. Это реакция работодателей на вызовы времени. Кто-то уходит и под иностранный флаг, но это касается небольшой части выпуска: надо отдать должное, сейчас у нас учатся курсанты достаточно патриотически настроенные. 

Фото: Пресс-служба ГУМРФ
Фото: Пресс-служба ГУМРФ

Для стимуляции курсантов и студентов "Новой Макаровки" мы учредили систему наград, выпустили медаль адмирала С.О. Макарова I и II степени, знаки "За творчество", "За дальний поход". Все, кто учится на одни пятерки, стали получать "Знак отличника". Таким образом мы своих студентов и курсантов стимулировали, чтобы они сражались за честь университета, старались лучше учиться.
 

– Качественную подготовку моряков сложно представить без учебных судов...


– Мы стараемся готовить курсантов качественно. Эта традиция заложена ещё во времена Корпуса инженеров путей водяных и сухопутных сообщений, с которого началась история отраслевого образования. Его первым ректором был Августин Августинович Бетанкур. То, что мы сегодня воспринимаем как само собой разумеющееся, – чередование теоретической и практической подготовки – тогда было ноу-хау, которое предложил он.


Считаю, Бетанкур незаслуженно забыт. В Петербурге штампом стала фраза: "Исаакиевский собор – творение гения Монферрана". А Бетанкур писал: "Прислали мне некоего Монферрана – чертёжника из Франции, если пригодится, не прогоню". Все расчёты, инженерные решения по строительству Исаакиевского собора были произведены Бетанкуром. Александрийская колонна – тоже его проект. В городе много было сделано испанским инженером и его учениками. В 1820 году Бетанкур был выслан в Нижний Новгород, где построил Нижегородскую ярмарку, которая функционирует до сих пор.
 

– Университет Макарова участвует в работах по созданию новых учебных судов?


– Для обеспечения качественной подготовки плавсостава нужны современные учебные суда. И мы благодарны первому вице-премьеру Андрею Белоусову за то, что принято решение об их постройке. Причем речь идет о судах высокого ледового класса. Важно, чтобы практика курсантов проходила на Севморпути и портах Арктического региона. 


Университет Макарова подготовил техническое задание на проектирование учебных судов. Они позволят нам организовать плавсеместр, а во время рейса курсанты будут проходить теоретическую подготовку и закреплять её практикой. Преподаватели получат возможность обучать в очном формате – в специальной учебной рубке, учебном машинном отделении. Наши преподаватели должны периодически проходить повышение квалификации и переподготовку, работа на учебном судне пойдёт им в зачет.


– Краны на судне будут? Сможет ли оно перевозить контейнеры?
 

– Там будет всё, что требуется для подготовки специалистов современного флота. Ещё одно направление, которое хотелось бы учесть, – автономное судовождение. Будущих судоводителей и судомехаников в ходе обучения и практики нужно знакомить с азами
автономного управления судном.
 

– Сколько судов планируется построить?
 

– Решение принималось о постройке трёх судов. Одно судно уже строится для эксплуатации на
внутренних водных путях. 

 

– Год назад университет выступил с инициативой заменить часть плавательной практики тренажёрной подготовкой…


– Это рассматривалось как временная мера, до того, как появятся новые учебные суда. Как известно, будущие судоводители должны набрать 12-месячный ценз в море, у судомехаников период короче, но им ещё необходимо отработать два месяца в цехах. У нас в университете установлен навигационный мостик и тренажёр машинного отделения, и мы предлагали проводить подготовку на берегу под руководством опытных инструкторов.
 

Эти два месяца обучения на специализированном симуляторе под руководством инструктора дадут больше, чем два месяца нахождения на судне. Голландцы, кстати, доказали опытным путем, что 15 дней подготовки на тренажёре имеют тот же эффект, что 60 дней работы в машинном отделении судна. Они заменяют симуляторами часть плавпрактики, и Международная морская организация не предъявляет к ним никаких претензий. Мы тоже хотели бы пойти по такому пути.


– ГУМРФ им. адмирала С.О. Макарова создан более десяти лет назад, когда объединились Академия им. Макарова и Университет водных коммуникаций. Что изменилось с того времени?


– Когда в 2013 году произошло объединение, мы перешли с факультетской системы образования на институтскую. Первым институтом, который был создан, стала Морская академия, там собраны все эксплуатационные специальности и достаточно квалифицированные преподавательские кадры. Мы сохранили факультеты, систему подготовки. Следующий институт мы назвали Институтом водного транспорта, где собрали тех, кто связан с береговой инфраструктурой: портовиков, гидротехников, судостроителей и других.


Третьим образовательным центром стал Институт международного транспортного менеджмента, объединивший логистов, юристов, экономистов. Четвёртый наш институт – Институт дополнительного профессионального образования.
 

Фото: Пресс-служба ГУМРФ
Фото: Пресс-служба ГУМРФ

– У университета было много иностранных партнёров из морской отрасли, СВО
изменило ситуацию?


– Скажу так, очень многие компании говорят: "Мы не прервали с вами отношения, просто пока затруднительно организовать работу по смене плавсостава". Санкции не усиливаются, наоборот, ослабевают, потому что российские моряки в мире ценятся. Если помните, в Международной морской организации со штаб-квартирой в Лондоне пытались поставить вопрос об исключении из неё российских моряков, но глава организации отказался это делать. Наши офицеры, преподаватели до сих пор участвуют в заседаниях сессий ИМО, хотя и в заочном формате.


– Иностранцев обучаете?


– Подготовка кадров для иностранных государств у нас ведётся ещё с советских времён. Сегодня это про должается на коммерческой основе. Но есть и те, кто приезжает по гослинии. Мы традиционно контактируем с дружественными Российской Федерации странами: Алжиром, Марокко, Тунисом, Сирией, государствами Экваториальной Африки, азиатским регионом, Индией, странами ближнего зарубежья. Ведётся достаточно широкий спектр подготовки.

 

В Азербайджане, например, все морское руководство республики – наши выпускники. Они возглавляют пароходство, судостроительный завод, регистр и так далее. Был проведён целевой набор, и в течение пяти лет обучение происходило в Санкт-Петербурге. По окончании вуза все вернулись на родину, но до сих пор они с большим теплом вспоминают альма-матер.
 

Мы обратили внимание, что наши выпускники, и не только Университета Макарова, но и других вузов, быстрее добиваются за рубежом командных высот. Российское образование формирует широкий технический кругозор. 

 

Что бы кто ни говорил, наше образование, особенно техническое, лучшее в мире!

 

– Спорт занимает большое место в вашей жизни, вы занимались академической греблей, яхтингом. Нужен ли спорт молодым?


– Отвечу сразу на этот вопрос категорически: да, и очень нужен. Спорт мне в жизни здорово помог. В подростковом возрасте я болел, не занимался спортом. В институте стал посещать секцию академической гребли, и когда через несколько лет встретился со своим врачом, она была поражена: "Сережа, если бы я не знала что ты болел, я бы не поверила...". Занимаясь спортом, становишься более энергичным и уверенным в себе.
 

В университете сейчас работает 15 различных спортивных секций. Пожалуйста, хоть бокс, хоть волейбол, но, конечно, приветствуем морское многоборье и яхтинг. Вы скажете, под парусом идти, ну что там такого тяжелого? Когда ветер в спину (фордвинд), то да, а вот когда приходится идти галсами налево-направо… Это такая физическая подготовка, какую мало где встретишь.

Фото: Пресс-служба ГУМРФ
Фото: Пресс-служба ГУМРФ

– Ещё одно ваше увлечение – оловянные солдатики. Казалось бы, простая вещь, но в вашей жизни они сыграли большую роль…
 

– Очень большую роль. До пятого класса у меня не было увлечений, у нас была своя дворовая команда мальчишек. В пятом классе мой приятель предложил: "Хотел бы ты познакомиться с одним пареньком, который делает оловянных солдатиков?" – "Интересно, давай, познакомь". И он меня привёл в библиотеку Артиллерийского музея. И с тех пор я не только начал учиться делать солдатиков, но и стал готовить доклады, выступать на конференциях, посещать Дом ученых. Это увлечение мне очень помогло. Вся моя жизнь перевернулась, стала другой.


В Европе искусство создания оловянных солдатиков относится к элитным видам деятельности. Потому что мастеру нужно много знать: историю, униформу, анатомию человека, строение лошади, виды красок, их приготовление, литейное, формовочное дело и так далее. В XVIII веке людей с такими знаниями называли энциклопедистами. Плюс, конечно, это занятие приучило меня к усидчивости, стремлению узнать новое, к работе с литературой...
 

– Что бы вы сказали абитуриентам-2024-го, почему они должны выбрать Университет имени легендарного адмирала Степана Осиповича Макарова?


– Абитуриентам, которые хотели бы получить морское образование или же профессии, связанные с морем, я хотел бы сказать: нужно, чтобы у вас душа лежала к этому делу, чтобы флот нравился. Железнодорожники говорят: "Порт – это тупик", – а для нас порт – это открытая дверь в мир. Будущим макаровцам нужно лучше сдавать ЕГЭ, участвовать в Морских олимпиадах, посещать школы юнг, различные клубы моряков. Это даёт при поступлении дополнительные баллы. Ждем в семью Макаровцев!

Статья впервые опубликована в журнале WWW.KORABEL.RU 2024 №1/ 
Подписаться на журнал можно, прислав реквизиты на amigo@korabel.ru


Отраслевое образование: 
Большой разговор с деканом корфака Корабелки | Человек, способный созидать, станет уникальным ресурсом
Мы теперь нужны не только кораблестроению. Глеб Туричин
"Всегда считал и считаю, что речник – замечательная профессия"

"Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова", ФГУП Санкт-Петербург
+7 (812) 490-91-83
"Канонерский судоремонтный завод", ЗАО
Санкт-Петербург
+7 (812) 746-98-52, +7 (812) 746-98-33 - отдел кадров, +7 812 746 98 81 - коммерческий отдел
"Выборгский судостроительный завод", ПАО Выборг
+7(81378) 2-64-32



Комментарии   1.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
-0+
#Морозов Вадим Александрович, 22.03.2024, 12:29 Статья интересная и руководитель грамотный беспорно ,сформировался  при СССР и удержался у руля , но не совсем соглашусь с нижеследующим утверждением:
 
Мы обратили внимание, что наши выпускники, и не только Университета Макарова, но и других вузов, быстрее добиваются за рубежом командных высот. Российское образование формирует широкий технический кругозор. 
  Просто посмотрите с кем мы конкурируем:украинцы ,филипинцы ,китайцы ,немного поляков и др .страны 3го мира , из развитых стран специалисты на флот не идут и мы с ними не конкурируем ,морское образование сейчас ни какое в России ,может еще Макаровка держится .
 
 
Интересно Источник: https://www.korabel.ru/news/comments/my_formiruem_u_vypusknikov_shirokiy_tehnicheskiy_krugozor_sergey_baryshnikov_rektor_gumrf_im_adm_s_o_makarova.html
Свежие новости