реклама

Модернизация жестких водолазных скафандров

1 1067 4 мин
Жесткие водолазные скафандры (ЖВС, Atmospheric Diving Suits) находятся в постоянной эксплуатации ВМС различных стран и коммерческих организаций с 1980-х годов. Изначально ЖВС создавались как средство объединения преимуществ обитаемых подводных аппаратов (отсутствие необходимости декомпрессии, защита от факторов внешней среды, мобильность без расхода физических сил, присутствие человека на месте работ) с преимуществами водолаза-глубоководника (применение любого инструмента, высокая обзорность, высокая мобильность и ловкость, возможность работы в сложных условиях). Получившаяся в итоге конструкция в высшей степени отвечает требованиям аварийно-спасательной системы – она высокомобильна, не требует применения специальных приписанных к ней судов, обладает высокими экономическими показателями.
ВМС США, Италии, Франции, Японии, Турции, ВМФ России оценили преимущества ЖВС типа «Hardsuit HS1200» перед традиционными водолазными глубоководными комплексами и комплексами телеуправляемых аппаратов при проведении подводно-технических работ и спасательных операций. Основные функции ЖВС - работа с аварийной системой декомпрессии и вентиляции подводной лодки в случае аварии, передача пеналов аварийного снабжения, обеспечение очистки стыковочных узлов и самого процесса стыковки «сухих» спасательных устройств.

В 2002 г. после трагедии АПЛ «Курск» в ВМФ РФ поступило 4 комплекта (8 скафандров) типа «HardsuitТМ HS1200» с рабочей глубиной 365 метров, которые вместе с телеуправляемыми подводными аппаратами рабочего класса составили костяк аварийно-спасательных сил на флотах РФ. С тех пор комплекты ЖВС «HardsuitТМ HS1200» успешно выполняют тренировочные и учебные задачи службы, осваивают уникальные технологии, участвуют в российских и международных учениях различного уровня и решают практические задачи.

В последствии производитель (OceanWorks International Corporation, Канада) внес в конструкции скафандров ряд последовательных изменений, приведших к появлению нового поколения скафандров "HardsuitТМ QUANTUM II" (далее ЖВС "QUANTUM"). Обновления коснулись всего "обвеса" скафандров и поверхностного оборудования, при этом прочный корпус и надежная и проверенная система жизнеобеспечения ЖВС остались практически без изменений. Это обеспечило не только появление новой модели скафандров с расширенным потенциалом, но и позволило существующим владельцам ЖВС ранних модификаций «HardsuitТМ  HS1000» и «HardsuitТМ HS1200» произвести доработку скафандров до уровня нового поколения с наименьшими затратами методом агрегатной замены навесного и поверхностного оборудования в рамках расширенных регламентных работ.
ЖВС Quantum

Для повышения эффективности, OceanWorks разработала технологию проведения работ непосредственно на базе Заказчика, что минимизирует стоимость и время работ, позволяет  поддерживать практически постоянную работоспособность скафандров и обеспечивает передачу знаний и навыков эксплуатирующему персоналу «из рук в руки».

Первыми успешно воспользовались данным предложением ВМС Италии, имеющие три скафандра моделей "HardsuitТМ HS1000” и "HardsuitТМ HS1200". Все три системы ЖВС находятся на службе более 25 лет в рабочем состоянии благодаря регламентному обслуживанию и ступенчатой модернизации. Первая была проведена в 2000-е и включала в себя замену электроники и движителей, а в 2012-2014 гг. все три системы были приведены к конфигурации модели ЖВС "QUANTUM" (http://www.oceanworks.com/admin/news/141.pdf и http://www.oceanworks.com/admin/news/156.pdf). Процесс продления жизненного цикла включал в себя полную инспекцию всех компонентов корпуса, соответствующие модернизации и замены различных элементов.
В 2015 г. ВМС Франции также произвели модернизацию имеющегося в их распоряжении 1 скафандра с мобильным спускоподъемным устройством. Благодаря регулярному регламентному обслуживанию и проведенной модернизации срок службы ЖВС был продлен до 25 лет.

На данный момент производитель ведет переговоры о проведении модернизации с ВМС США, в арсенале которых находятся 4 скафандра HardsuitТМ HS2000.
Quantum II (рабочее название новой модели ЖВС)
Осенью 2017 г. компания OceanWorks планирует выпуск новой модели HardsuitТМ Quantum III(рабочее название, которое в последствии может быть изменено). Годы успешного опыта, в т.ч. и на коммерческом рынке, позволили сохранить сильные стороны предыдущей конструкции и сфокусировать изменения на том, что действительно необходимо для успешной работы:
1. Улучшенный обзор и ситуационное ориентирование пилота

Установка нового комплекса бортовой электроники повышает безопасность пилота, обеспечивает ему больший контроль всех параметров погружения, улучшает связь, облегчает взаимодействие пилота и руководителя спусков. Это стало возможным благодаря оптоволоконной линии связи в новом кабель-тросе ЖВС. Для подключения практически любого оборудования по системе «plug and play» доступны дополнительные порты Ethernet, а использование нескольких оптоволоконных линий в кабель-тросе гарантирует резервирование пропускной способности для последующей модернизации и повышения надежности. Также предусмотрен резерв по электропитанию.

2. Повышенная эффективность работы на течении и улучшенная подвижность скафандра при снижении эксплуатационных расходов.
В модернизированном блоке двигателей-движителей применены двигатели постоянного тока с электронным управлением, имеющие обычные винты постоянного шага. Мощность двигателей нового поколения увеличена в 2 раза и упор на винтах достигает до 97 кгс (как вертикальных, так и горизонтальных движителей), обеспечивая скафандру уверенную работу на течениях до 2.5 узлов. Исключение из конструкции блока сервоприводов существенно упростило регламентные и ремонтные работы, в то же время, повысив надежность. Расчетная наработка на отказ новой системы составляет 10 000 моточасов. Замена имеющихся движителей на новые не только удваивает эффективность скафандра, но и на порядок сокращает длительность обслуживания и ремонта (а, следовательно, эксплуатационные расходы). Свою лепту в их снижение так же вносит новая запатентованная конструкция упрощенных и удешевленных вращающихся соединений, обладающих улучшенными характеристиками вращения под давлением.

3. Увеличенная полезная нагрузка
Использование современных материалов увеличивает плавучесть скафандра, тем самым увеличивая полезную нагрузку, что означает возможность интеграции большего количества датчиков и инструментов.

4. Экономия места на палубе
Новая конструкция ЖВС создана для наиболее плавного и экономически эффективного перехода на нее с имеющихся моделей ЖВС. При сохранении кранового спускоподъемного устройства и лебедок кабель-троса скафандров, всё поверхностное электронное оборудование и система распределения электроэнергии заменяются на новое, с уменьшением их массогабаритных характеристик практически в 2 раза! Поверхностное диагностическое оборудование и ПО облегчает работу и является интуитивно понятным.

АО «НПП ПТ «Океанос» является единственной в Европе компанией, имеющей высококлассных техников и сертифицированных пилотов ЖВС Hardsuit (в т.ч. нового поколения – Hardsuit Quantum), и на протяжении многих лет обеспечивает от лица производителя авторский надзор, осуществляя обслуживание, необходимый ремонт, модернизацию и полную техническую поддержку находящихся на вооружении глубоководных систем ЖВС. Высокий уровень специалистов АО «НПП ПТ «Океанос» неоднократно подтверждался и отмечался в том числе и зарубежными ведущими специалистами данного профиля.

Как видно из представленных материалов, дальнейшая глубокая модернизация, наряду с уже проделанными и запланированными на ближайшее время работами, способна существенно (до 2 раз) увеличить потенциал и срок службы систем ЖВС, находящихся в эксплуатации в ВМФ РФ, что, в свою очередь, послужит дополнительной гарантией безопасности подводников России.

Hardsuit

статья, журнал "Морской бизнес Северо-Запада, №2 (47), 2017



Комментарии   1.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
-0+
#, 06.07.2017, 20:09Какая ещё модернизация жестких водолазных скафандров?!?  -  Это очевидно тупиковое направление, у него нет будущего.
 
Потому, что уже давно можно создать водолазные технологии с НЕОГРАНИЧЕННОЙ глубиной погружения!!!  Все дробности, в том числе и видео,  на сайте:
 
http://streltsovaleks.narod.ru
Свежие новости