реклама

Материалы конференции "Российское судостроение": доклад ОАО "Гипрорыбфлот" "Стимулирование строительства рыбопромыслового флота России"

5 3987 9 мин
"Корабел.ру" продолжает знакомить читателей с материалами конференции "Российское судостроение", которая прошла в Санкт-Петербурге в апреле текущего года. Следующий на очереди доклад заместителя главного инженера по развитию флота ОАО "Гипрорыбфлот" – Эдуарда Олеговича Егорова.
Егоров Эдуард Олегович: Для понимания, в чём и как государство должно помогать рыбакам, предлагаю немного окунуться в проблему. 
Фрагмент презентации Эдуарда Олеговича Егорова, ОАО "Гипрорыбфлот" / Материалы конференции / Материалы конференции

На данном слайде представлено два варианта. Верхний предусматривает полное списание судов, нижний - списание только крупнотоннажных судов, а флот средних и малых будет пополняться за счёт приобретения старых судов иностранной постройки.

По нашим подсчётам уже в 2020 году у нас вместо четырех миллионов тонн рыбы суммарный вылов составит только два миллиона. Наш флот стареет на глазах. Чтобы компенсировать недовылов около 400 судов среднего и малого тоннажа. 
 
Фрагмент презентации Эдуарда Олеговича Егорова, ОАО "Гипрорыбфлот" / Материалы конференции / Материалы конференции

 Количество судов со сверхнормативным сроком службы постоянно растет, их средний возраст - 27-28 лет. По европейским меркам это не критично, при условии что они проходят модернизацию, ремонт, техническое обслуживание и содержатся в должном порядке. Но, если в Европе эта цифра стабильна, то у нас, к сожалению, средний возраст имеет тенденцию к постоянному росту.

С 1992 года по 2013 год, крупнотоннажный флот сократился почти на 70%. Было 660 единиц, осталось 210. Средний и малый за счет старого флота иностранной постройки, который наши судовладельцы подкупают изменяется относительно слабо. Хотелось бы обратить ваше внимание, на то, что крупнотоннажный флот на вторичном рынке практически не предлагается, то есть нам его заменить нечем. Если сейчас не начать строительство, то к 2020-му году уловы сократятся в два раза.  
 
Фрагмент презентации Эдуарда Олеговича Егорова, ОАО "Гипрорыбфлот" / Материалы конференции / Материалы конференции

 Какой выход? Можно конечно строить флот – это оптимально. Можно продлевать сроки эксплуатации судов, но это чревато. Или можно серьезно подходить к тем контрольным цифрам прогнозируемых объемов вылова, которые здесь записаны. Тогда нужно говорить о задачах, которые государство собирается решать в части обеспечения продовольственной безопасности, о геополитических интересах и т.д.  
 
Фрагмент презентации Эдуарда Олеговича Егорова, ОАО "Гипрорыбфлот" / Материалы конференции / Материалы конференции

 Сокращение флота в определенной мере положительный фактор, потому что нагрузка на оставшиеся суда растёт и показатели работы флота улучшаются. Кроме того, увеличивается количество сырья, грубо говоря, приходящееся на каждое работающее судно. Если мы обеспечим, так называемый баланс промысловых сил и сырьевых ресурсов, то есть когда каждое судно будет от 1 января до 31 декабря весь период эксплуатационный (не годовой) период полностью занято промысловой работой, то у нас автоматически решится задача обеспечения судов сырьевыми ресурсами. То есть квотированием, которое сегодня активно обсуждается, потому что, списав старые судна, мы можем построить новые, дав ему те же самые квоты, нет проблем.

Сегодня у нас, к сожалению, около 1700 добывающих судов у примерно тысячи судовладельцев, 60% из которых имеют по одному пароходу, еще 20% владеют двумя судами. Если судовладелец имеет 1 судно, которое загружено на 50% своей промысловой мощности, как говорится, догадайтесь, чем оно занимается в оставшееся время. Будем считать, что оно стоит у пирса. Когда судно будет работать полностью, проблема будет решена и с точки зрения эффективности изъятия сырьевых ресурсов, и со стороны обеспечения эффективности работы флота. Объединение судовладельцев происходит, то есть компании укрупняются, но, к сожалению, процесс этот крайне медленный и по большому счету на ситуацию не влияет.  
 
Фрагмент презентации Эдуарда Олеговича Егорова, ОАО "Гипрорыбфлот" / Материалы конференции / Материалы конференции

 На слайде с правой стороны выделены районы, в которых в 1991 году добывалось почти шесть с половиной миллионов тонн морепродуктов. Сегодня работаем только в двух близлежащих районах: Северо-Восточная Атлантика и Северо-Западная часть Тихого океана, где мы вылавливаем 4 миллиона тонн. В том числе в остальных районах, где мы брали когда-то один миллион восемьсот тысяч тонн, сегодня только 250 тысяч тонн. Если мы хотим вернуться к шести миллионам, нам надо возвращаться в эти районы и строить для них флот.

Чтобы вылавливать шесть миллионов тонн, до 2020 года, надо построить только добывающих судов 700 единиц. Судостроители сами оценят реальность этих планов, а соответственно, реальность тех цифр, которые закладываются в программы.

Почему так происходит? Если мы посмотрим наши программы, концепции, стратегии, морскую доктрину и так далее, здесь выделены те стратегические задачи, которые необходимо решить или в морской доктрине, или в программе развития рыбохозяйственного комплекса (принята до 2030 года). Первое, развитие промысла в собственной зоне, развитие рыболовства в других районах мирового океана, модернизация основных фондов, проведение ресурсных исследований в том числе в тех районах, где мы собираемся ходить, оптимизация работ. А кому это написано?
 
Фрагмент презентации Эдуарда Олеговича Егорова, ОАО "Гипрорыбфлот" / Материалы конференции / Материалы конференции

 Ни в положении о Росрыболовстве, ни в документах Минсельхоза, Минтранса, Минпромторга, ОСК – ни у кого нет ни слова в части каких-нибудь обязательств строительства рыбопромыслового флота. Вопрос стоит не в том, чтобы они заказывали за судовладельцев флот, а в том, чтобы создавали условия, при которых любой судовладелец мог пойти и на приемлемых условиях получить реализовать какой-то проект. Правда и ОСК, Минпромторг и Росрыболовство периодически проводят разные совещания, на которых обсуждают проблемы рыбопромышленников. Причем 15 лет. В 1999 году была принята последняя концепция развития рыбопромыслового флота. С 1999 года – 15 лет обсуждаются одни и те же вопросы: финансовый, сырьевой, залоговый, объединение компаний... В практическом плане ничего не происходит.

Итак, какие задачи необходимо было бы решить на федеральном уровне для того, чтобы сдвинуть этот вопрос с мертвой точки? Прежде всего, необходимо наличие определенных финансовых условий, приемлемых для судовладельца. Товарищ Крайний (Имеется ввиду Андрей Крайний, возглавлял Росрыболовство с 2008 по 2014 год, - прим. Ред.) еще в еще в свое время – года три тому назад – сказал дословно: "Нужны длинные, дешевые деньги, нужна система залогов, для того чтобы у банков и лизинговых компаний тоже была гарантия возврата вложенных средств. В первую очередь, необходим механизм использования предприятиями квот, как предмета залога". Всё прекрасно, все замечательно. Что сделали? Ничего. Закрепили за крупнопромышленными компаниями квоты? Закрепили. Правда, если закреплено на 10 лет, то уже на седьмом году судовладелец боится заказывать, потому что он не знает, на 2011 год останутся у него те квоты, или их урежут.

Обеспечение рационального использования государственной поддержки. Сегодня государственная поддержка - это практически компенсация процентной ставки по неподъемному кредиту, поэтому ей никто не пользуется, никто всерьез не воспринимает. Если государство серьезно собирается решать эту задачу, надо гарантировать, что вложенные средства, деньги и какие-то льготы будут использованы с пользой для дела. Для того, чтобы судовладелец мог привлекать для решения каких-то задач, надо самим определиться, я имею ввиду - на федеральном уровне, что, собственно, мы хотим. Вы знаете программу развития гражданской морской техники, где разрабатывалось несколько концептуальных проектов, в том числе судов для рыбопромыслового флота. Постоянные разговоры: нужен этот проект, не нужен этот проект; а может рано, а может не надо. Разговоры идут именно потому, что никто толком не знает нужны ли нам суда для добычи ставриды, тунца, или флот для промысла у Антарктиды. Раз нет стратегии, начинается брожение умов и одни разговоры. Значит необходимо хотя бы концептуально определить, что мы хотим, и куда двигаться.
 
Фрагмент презентации Эдуарда Олеговича Егорова, ОАО "Гипрорыбфлот" / Материалы конференции / Материалы конференции

 Наконец, последнее – объединение усилий судовладельцев. Сегодня договориться двум судовладельцам о том, совместно серийно построить хотя бы три судна очень сложно, но другого пути нет. Надо чтобы этим кто-то занимался. Я не говорю, что это должен делать Минсельхоз или Росрыболовство, но этот вопрос должен быть решен. Мы сегодня уже слушали докладчика от Росморпорта, Газпром – там есть специальные подразделения, которые занимаются планированием строительства флота.

Серия выгодна рыбаку, когда он получает более дешевое судно, быстрее, но при соблюдении всех контрактных обязательств, плюс сервисные услуги, важно донести это до судостроителей.

По идее для каждого судовладельца нужно создавать свое судно, потому что условия промысла, эксплуатации судов, работы сугубо индивидуальны у каждого. Объект улова, величина квот на каждый объект, выпускаемая продукция, рынки сбыта, форма организации промысла - это все уйма факторов. И существует только одно единственное решение, дающее максимальный экономический эффект. Если судовладелец не получает то судно, которое ему дает эта комбинация характеристик, если что-то изменено в худшую сторону, он должен это как-то компенсировать, иначе для него важнее построить одно единственное свое судно.

И последний факт. Когда-то академик Валентин Михайлович Пашин говорил, что 50% качества судна закладывается на стадии ТЗ. К сожалению, ТЗ писать на суда, тем более на такие сложные как добывающие, никто не умеет. Наши рыбаки этого изначально не умеют, проектанты, как правило, пишут под диктовку судовладельцев. Поэтому не всегда пароходы, которые заказывают судовладельцы, экономически эффективны и технически. Поэтому нужно проводить государственную экспертизу. Тем более, что есть постановление правительства, по которому любые бюджетные деньги, вкладываемые в капитальное строительство, должны проходить технико-экономическую экспертизу. Сегодня практически органа, который бы эту экспертизу проводил, у нас нет. Спасибо!
 
  • Эдуард Олегович, скажите, пожалуйста, есть ли успешные проекты за последние три года?

Поскольку практически таких примеров очень мало, можно сказать только о судах, которые строил Ярославский завод. Они строили несколько судов для норвежцев. Там всё было сделано на высшем уровне, то есть потенциал у наших судостроителей есть, только надо его подтолкнуть.

На Витебском заводе шло строительство. Но там, насколько я помню, строили только корпуса и опять же для норвежцев. У нас, к сожалению, за последние годы серьезных проектов не было, если не считать проект 50010 на "Звездочке", по которому было построено три судна.
 
  • Меня зовут Елена Майер. Я представляю три малые верфи. Мои верфи могли бы строить такие суда, но, с моей точки зрения, проблема несколько в другом. Те шесть миллионов тонн рыбы - их же кто-то добывает. То, что Россия добывает теперь четыре миллиона, а не шесть - это не значит, что мы рыбы стали есть меньше, это значит, что рыбу к нам на рынок принёс кто-то другой, и у этого другого есть флот. Если бы этот рынок давал возможность работать так же, как танкерный флот, я думаю, что у нас была бы очередь из судовладельцев. В данном случае, с моей точки зрения, нужны механизмы, регулирующие ввоз и вывоз в Россию рыбной продукции. Именно здесь наши проигрывают, а не проектированием. Как вы думаете?

Что касается сырьевой базы, она, конечно, вся регулируется. Не так много районов, куда бы мы могли пойти за дополнительными двумя миллионами тонн. Сейчас практически все сырьевые ресурсы регулируются различными международными организациями.
 
  • Несмотря на всю сложность, мы продолжаем воспринимать "Гипрорыбфлот" как ведущую научную организацию отрасли. В качестве головы, которой, как вы говорите, нет, мы вынуждены воспринимать "Росрыболовство". Можно ли сказать, что те предложения, которые сегодня вами озвучены, (с многими из которых мы полностью согласны) лягут в виде какого-то проекта-программы на стол Росрыболовства, или такого документа нет?

В государственной программе есть раздел рыбопромыслового флота, но в нём нет - ни количества, ни качества, ни задач, ни решения.

Сегодня довольно много говорили о необходимости закрепления на более длительное время квот. В настоящее время существует масса мелких компаний, которые свои квоты не вылавливают перепродают зарубежным компаниям, оформляя формально, что это они ловят с помощью чужого флота. Тогда получается, закрепляя на длительный срок за такими компаниями их квоты, мы предоставляем возможность, наоборот, привлекать еще больше иностранцев.

Это не только иностранцы. Они передают квоты и нашим рыбакам. Насколько я знаю, с 2019 года вводится новое положение о квотировании, с закреплением квот на 20 лет, там, насколько я слышал, будет записано, что квоты будут выдаваться только компаниям, имеющим собственный флот.

Комментарий модератора: Выкладки, которые сделаны докладчиком, не учитывают изменения производительности новых судов, потому что Эдуард Олегович сказал фразу: "Одно — на одно". А на самом деле надо три старых заменять на одно, потому что смотришь информацию по вылову рыбы, и разговор такой, информация. Пять отечественных судов вылавливают в Охотском море за неделю в четыре раза меньше объем, чем два литовских судна. Так вот ваши выкладки учитывали и вот это изменение или нет? Спасибо.

Егоров Эдуард Олегович: В тех цифрах, которые я называл, всё это учтено. Но там не учитывается только то, что у нас сегодня судовладелец имеет один пароход с маленькой квотой. Для судовладельцев, у которых количество судов от десяти и выше, можно вместо трех добывающих судов (уже отслуживших положенный срок) построить одно новое на тех же самых квотах. Правда, есть еще социальные вопросы их тоже не надо забывать.  

 
Материал подготовила Ирина Акимова
"Гипрорыбфлот", АО Санкт-Петербург
+7(812)320-70-79



Комментарии   5.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
-0+
#Шашков Николай Васильевич, 04.05.2015, 16:41Сколько же можно стимулировать! Строить реально когда начнут?
-0+
#Кузнецов Дмитрий Вячеславович, 04.05.2015, 20:08Да никогда наверное...
-0+
#Фелоненко Николай Николаевич, 06.05.2015, 09:36Никто не считает сколько судов находится в офшорных компаниях, под другим флагом и регистром? Никто не скажет где начинается российский судовладелец. Поэтому начинать нужно с судовладельцев, а не заниматься болтовней
-0+
#Рыбаков Алексей Викторович, 06.05.2015, 14:55Мил человек! А какое ваше дело где начинается российский судовладелец? И что нужно начинать с них(сажать, вешать расстреливать)7 Что про это говорят современные экономические теории? Или не успели изучить?
-0+
#Донской Алексей Владимирович, 06.05.2015, 19:39Полностью согласен с Алексеем Викторовичем!
Какая разница, под каким флагом и регистром судно у российского судовладельца? И утверждение - "Никто не скажет" весьма самонадеянно ))) Об этом говорят отчеты UNCTAD, судя по которым, флот российских судовладельцев (неважно под какими флагами, регистрами, офшорами) стабильно входит во вторую десятку по тоннажу и количеству судов среди 170 государств - членов ИМО.
Поэтому начинать нужно с азов. Например с профессора Э.Л.Лимонова.
Свежие новости
Восточный порт почтил память Виктора Васяновича
18:24 / события