реклама

"Красное Сормово" готово строить 15 сухогрузов в год

Нижний Новгород, Корабел.ру отправляется на один из самых передовых судостроительных заводов, а, значит, в этом выпуске вас ждет новое интервью с генеральным директором "Красного Сормова" Михаилом Першиным.

Напомним наши дорогим читателям, что Михаил Николаевич – корабел с богатым профессиональным опытом. Его трудовая деятельность, не считая студенческих лет, полностью связана с родным предприятием – "Красное Сормово". С 2001 по 2007 гг., в должности строителя, а после – старшего строителя кораблей, будущий руководитель завода принимал участие в строительстве и испытаниях теплоходов проектов 17310 и 19614, работал ответственным сдатчиком танкеров проектов 19614 и 19612А. В 2007 г. стал главным строителем судов, в 2014 г. – исполнительным директором "Красного Сормова", а в 2018 г. – был назначен генеральным директором.

За 4 года (всего – 21 год на заводе) руководства "Красным Сормовым" Михаил Николаевич успел многое сделать для родного предприятия, о чем мы сегодня и поговорим. Но, помимо этого, в сентябре 2021 г., был избран депутатом Законодательного собрания Нижегородской области, и с тех пор ведет активную деятельность и на этом поприще. Кстати, последний раз развернутое интервью с Михаилом Першиным на нашем портале выходило начале 2021 года.

Виктория Корабеловна на интервью с генеральным директором "Красного Сормова" Михаилом Першиным / Фото: Корабел.ру

Михаил Николаевич, расскажите, что вас связало с корабелами?

– Каких-то особых историй, связанных с морем или кораблестроением, в детстве у меня не было. Просто увлекался чтением рассказов о выдающихся отечественных флотоводцах, интересовался флотом и наукой военно-морского боя. У меня перед глазами был пример старшего товарища, который после 9-го класса поступил в Нахимовское военно-морское училище, а затем в Высшее военно-морское училище радиоэлектроники имени А.С. Попова. К сожалению, несмотря на все успехи в обучении, здоровье не позволило мне пройти отбор в Нахимовское, поэтому после 11-го класса я поступил на кораблестроительный факультет Нижегородского государственного технического университета им. Р.Е. Алексеева.

Как оцениваете образование тех лет?

– Первые два года обучения особенно не запомнились, но, когда начались профильные предметы, стал относиться к учебе более ответственно. Появился глубокий интерес к будущей профессии, начал обращать внимание на различные аспекты создания судов.

На мой взгляд, нам тогда не хватало производственной практики. Важно осознавать, как именно применять полученные в университете знания для решения конкретных задач на предприятии. Теория и практика на самом деле – две неразрывно связанные стороны единого процесса познания.

Конечно, мы приходили на завод "Красное Сормово", видели спуски судов, но эти визиты носили скорее ознакомительный характер. Две-три недели на предприятии в год недостаточно для того, чтобы молодой специалист понял специфику производства. Именно поэтому сегодня, когда при заводе "Красное Сормово" открылся образовательно-судостроительный кластер, куда входят и школы, и техникумы, и профильные вузы, в рамках программы работы со студентами уделяем особое внимание формированию более тесной связки теории и практики, знакомству с реалиями процесса создания судов, образно говоря, погружению в профессию. В конечном счете успех обучения определяется тем, насколько студент правильно применяет полученные знания и навыки на производстве.

Какая первая запись в вашей трудовой книжке?

– Строитель кораблей, "Красное Сормово". Моим наставником – человеком, который помог адаптироваться на предприятии, многому научил и помог мне сформироваться как специалисту, стал Валерий Васильевич Боровков. Когда я пришел на завод, он был заместителем главного строителя. Кстати, Валерий Васильевич и сейчас работает на "Красном Сормове" в должности главного строителя. Традицию наставничества на предприятии мы сохранили по сей день. К каждому молодому специалисту прикрепляется более опытный сотрудник, который помогает новичку влиться в коллектив, адаптироваться к работе.

У входа на территорию завода "Красное Сормово" / Фото: "Красное Сормово"

Ваши первые задачи на "Красном Сормове".

– Как и любому молодому специалисту, в первую очередь мне важно было выстроить доверительные отношения с коллективом, завоевать уважение сотрудников на производстве. У многих корабелов было за плечами по 30-40 лет опыта строительства подводных лодок, а я только что пришел на предприятие после института, так что заслужить доверие коллектива было непросто.

Завод в те годы переходил от строительства подводных лодок к гражданскому судостроению, появлялись новые задачи.

Первыми судами, в строительстве которых я участвовал, были сухогрузы. Сухогрузный теплоход известного проекта 17310 "Россия" был шестым. Кроме того, строили танкеры типа SFAT, а после – танкеры заводского проекта 19614.

Расскажите, как вы стали генеральным директором "Красного Сормова"?

– Это был долгий путь обретения компетенций и знаний. Перенимал опыт у лучших специалистов, учился на своих ошибках, действовал, проявлял себя. Можно ответить проще: сначала был строителем кораблей, потом старшим строителем кораблей, заместителем главного строителя, главным строителем, исполнительным директором "Красного Сормова", наконец, генеральным директором.

Ваше мнение о Николае Сергеевиче Жаркове, возглавлявшем завод до вас.

– Николай Сергеевич – один из выдающихся промышленников своего времени, который многое сделал для развития завода и судостроения России в целом. Он фактически спас "Красное Сормово" в 90-е годы прошлого века, защитив предприятие от распада. Под его руководством построены 105 подводных лодок, 25 глубоководных спасательных и рабочих аппаратов.

Николая Сергеевича помнят и заводчане, и жители Сормовского района. Например, ко мне недавно обратился Совет ветеранов района с предложением увековечить память Николая Сергеевича, создав мемориальное пространство во дворе дома, где он жил. Скоро там появится мемориальная доска. Кроме того, в честь Жаркова назван сквер на улице Павла Мочалова, в следующем году его планируется благоустроить.

Николай Сергеевич особое внимание уделял дисциплине, соблюдению сроков строительства судов. "Красное Сормово" всегда исполняло свои обязательства перед заказчиком. За 173 года работы завод ни разу не сорвал сроки.

Николай Сергеевич каждый день лично обходил производственные площадки. Всегда интересовался, как идет работа, какие есть проблемы.

Как изменилось "Красное Сормово" с тех пор, как вы вступили в должность генерального директора?

– Если в 2018 году мы строили 8 RSD59 в год, то сегодня – 12. Думаю, что 13 в год – выполнимая задача, но и это – не предел. Ставим перед собой цель в 15 сухогрузов ежегодно. Это позволит предприятию стать более конкурентоспособным не только на внутреннем, но и на международном рынке.

Перейдем к нынешним и завершенным проектам. Вспомните для наших читателей про пассажирский лайнер "Мустай Карим".

– Головное судно, первый после почти 60-летнего перерыва в отечественном круизном судостроении лайнер, который построили на российском предприятии. "Мустай Карим" стал знаковым проектом не только для завода, но и для отрасли в целом.

Очень приятно видеть, что лайнер востребован у туристов из разных регионов России и на деле помог изменить к лучшему представления об отечественном водном туризме. Сужу об этом по отзывам пассажиров, заметкам в СМИ. Честно говоря, сам не был в круизе на теплоходе "Мустай Карим", потому что на это не хватает времени, но за судьбой лайнера слежу с интересом.

Фото: Пресс-служба ПАО
Круизный лайнер "Мустай Карим" / Фото: Пресс-служба ПАО "Завод "Красное Сормово"

Головное судно – всегда вызов для судостроителей, особенно если речь идет о судне такого класса, как "Мустай Карим". Строительство лайнера стало ценным опытом для завода. Конечно, возникали и сложности, но мы с ними справились. Например, были трудности с отделкой интерьера, а вот с металлическим корпусом, системами больших вопросов не возникало.

– Чем будет отличаться "Карелия" от "Мустай Карима"?

– "Карелия", хоть и создавалась с опорой на проект PV300, станет совсем другим теплоходом, который отличается и пассажировместимостью, и габаритными характеристиками. "Карелия" рассчитана на 180 человек, ширина судна – 14, а не 17 метров, чтобы теплоход мог проходить по Беломорско-Балтийскому каналу. Кроме того, у "Карелии" меньшая осадка, что расширяет возможности использования судна.

Рассчитываете ли вы на дальнейшие заказы круизных судов?

– Средний возраст российского круизного флота составляет порядка 40 лет, а спрос на водные туры очень и очень высокий. Согласно экспертным прогнозам, популярность внутреннего туризма, в том числе водного, в ближайшее время будет только расти. Заказы на новые круизные и пассажирские суда будут. Конечно, рассчитываем на участие в их строительстве.

Проект "Карелия" / Изображение: КБ "Вымпел"


Как обстоят дела со строительством краболовов?

– В целом, строительство серии из пяти судов идет по графику. Плановые сроки сдачи не меняются, рассчитываем передать заказчику краболовы-процессоры вовремя. Санкции вызвали некоторые сложности, но мы понимаем, как их преодолеть. Срок сдачи первого судна – май 2023 года. Второй краболов-процессор серии уже готов на 40%, начали строительство третьего судна.

Краболов-процессор проекта КСП01 "Вайгач" / Фото: Корабел.ру


Перейдем к импортозамещению. С какими поставщиками российского оборудования вы работаете?

– Отечественные производители арматуры активизировались, приятно удивил Троицкий крановый завод, взаимодействуем с НПК "Морсвязьавтоматика". Есть и другие компании.

А что насчет кабеля? На них, как показало наше отраслевое исследование, санкции не особо сказались.

– Используем как импортный, так и отечественный кабель. Главное – соотношение качества, цены и сроков поставок, которые предлагают производители. Качество отечественной продукции в последнее время заметно повысилось, многие образцы не уступают по своим характеристикам импортным аналогам, а по отдельным показателям их даже превосходят.

Что нужно делать потенциальному поставщику, чтобы завод его заметил?

– Предложить себя, конечно. Написать письмо либо нам, либо в Объединенную судостроительную корпорацию. Мы внимательно относимся к выбору поставщиков: не просто изучаем предложение, образцы продукции, смотрим референс-лист, но и обязательно выезжаем на предприятие, чтобы оценить производственные площадки потенциального поставщика.

Недавно на Невском ССЗ на RSD59 установили ВРК производства НПО "Винт". Как вы к этому относитесь, и когда начнут устанавливать их на ваши сухогрузы?

– Очень положительно отношусь. Считаю, что надо еще будет поработать над ценой ВРК, но уверен, что качество наших колонок будет гораздо выше китайских. "Красное Сормово" в перспективе тоже планирует устанавливать ВРК именно российского производства.

25 октября 2022 года специалисты Невского ССЗ установили отечественные движительно-рулевые колонки (ДРК) на сухогруз / Фото: "Невский судостроительно-судоремонтный завод", ООО


На "Красном Сормове" есть собственные мебельный и металлургический цеха. Используете эту продукцию для поставок на другие предприятия?

– Мебель производим только для судов, которые строятся на "Красном Сормове", а вот металлургическую продукцию поставляем и на другие предприятия, более того, в планах – увеличить объем этих поставок. Сейчас производим продукцию для нужд военно-промышленного комплекса, клюза, якоря, оказываем услуги резки и гибки металла. Раньше наша продукция по цене была неконкурентоспособна, сегодня мы абсолютно в рынке.

Цифровая верфь. Сегодня об этом так часто говорят, что мы не можем обойти тему стороной.

– Я положительно отношусь к цифровизации, за этим будущее. Ответить на вопрос, когда "Красное Сормово" и другие судостроительные предприятия будут полностью оцифрованы, сложно. Многое зависит от объема инвестиций.

На заводе "Красное Сормово" уже реализовано достаточно много проектов по цифровизации. Продолжаем внедрение системы Глобал, в электронный вид перевели документооборот. Важно понимать, что цифровизация и повышение производительности труда – это постоянный процесс. Реализация проектов не должна останавливаться. Надо следить за лучшими практиками на других предприятиях, перенимать положительный опыт, самостоятельно работать над новыми решениями. Например, мы на "Красном Сормове" недавно автоматизировали процесс подачи заявок на транспорт – новшество подсмотрели у "Янтаря". С сентября на заводе у начальников цехов появились дашборды, где есть оперативная информация о количестве замечаний к качеству продукции, выполнении требований правил промышленной безопасности и других показателях, которые позволяют более оперативно принимать решения и эффективнее контролировать исполнение плана. Этот проект будет развиваться и дальше. Главная задача – повысить качество управления производством.

Плоскостная линия производства на "Красном Сормове" / Фото: Корабел.ру


Недавно вы получили из рук Рахманова кубок за лучшие результаты в развитии производственной системы в ОСК за 2022 год...

– До идеала, я считаю, нам еще далеко, но определенные результаты есть. Конечно, главное – не кубок, а результат, который мы получаем от внедрения инструментов бережливого производства.

Обновляете станочный парк, приходится ли закупать новое, например, сварочное оборудование?

– Закупаем, что необходимо, эта работа идет в плановом порядке. Добавлю, что сварочные аппараты приобретаем только российского производства.

Поговорим о кадрах. Как изменилось восприятие работы на судостроительном производстве в последнее время? Судостроительные профессии стали более привлекательными для молодежи?

– Восприятие действительно меняется. Это заметно даже по ежегодной ярмарке вакансий в Нижнем Новгороде. Еще несколько лет назад выпускники технических вузов предпочитали трудоустраиваться в основном на предприятия атомной отрасли, многие уезжали в город ядерщиков – Саров. Сейчас все больше молодых специалистов обращает внимание на "Красное Сормово" и другие верфи.

Престиж судостроительных профессий повышается. Во-первых, в СМИ стало больше информации о судостроении, крупных проектах нижегородских судостроительных предприятий. Молодые люди стали больше задумываться о том, насколько важно создание мощного флота, как судостроение влияет на экономику России в целом. Быть судостроителем значит работать в одной из самых наукоемких, высокотехнологичных отраслей, вносить реальный вклад в развитие страны.

Меняются и условия работы на производстве. Современные верфи очень не похожи на судостроительные заводы десяти или двадцатилетней давности.

Людям важен не только уровень зарплаты, но и стабильность, наличие перспектив. "Красное Сормово" может дать эту стабильность – понимание, что завод продолжит работать и через 5, и через 10 лет, что производство будет развиваться, а значит, здесь есть, куда расти, есть возможность профессиональной самореализации.

Я убежден, что кадровая и молодежная политика в масштабе отдельного предприятия или региона в целом должна быть тесно связана с долгосрочными стратегиями развития производства. Специалист должен понимать, что в его отрасли есть работа на десятилетия вперед, знать, какие именно знания и компетенции нужно приобретать в процессе работы. Во многих профессиях подготовка сотрудника занимает не один год и не ограничивается обучением в вузе и отдельными курсами повышения квалификации. Специалист должен многое изучить на практике, освоить за время работы на производстве.

В том, что на "Красное Сормове" стали чаще приходить молодые специалисты, сыграло роль и создание образовательно-судостроительного кластера при заводе "Красное Сормово". Программа кластера позволяет начать профориентационную работу со школьниками с 5-го класса, постепенно вовлекая в дополнительные занятия заинтересованных ребят. В вузы и техникумы поступают уже замотивированные абитуриенты, причем в студенческие годы большое внимание уделяется именно практике на производстве. Такой подход позволяет сделать подготовку специалистов более эффективной.

Расскажите подробнее об образовательно-судостроительном кластере.

– Сормовский кластер стал одним из первых подобных проектов в России. Кластер – объединение завода "Красное Сормово", 9-ти школ Сормовского района, учреждений дополнительного образования, двух профильных техникумов и вузов НГТУ им. Р.Е. Алексеева и ВГУВТ. Главная задача кластера – подготовка инженерно-технических кадров для судостроения в условиях тесного взаимодействия школ, техникумов и вузов и предприятия-работодателя. Все участники работают в рамках единой программы, стремясь к конечному результату – обеспечению отрасли высококвалифицированными кадрами.

Ребята ходят на завод на экскурсии, посещают занятия наших педагогов. Специалисты с завода сами приходят в школы и проводят отдельные занятия. Среди заводских сотрудников, которые работают с детьми в рамках программы кластера, – главный конструктор, директор по производству, директор по производственной системе, сотрудники инженерного центра. Это помогает намного лучше познакомить ребят с отраслью, спецификой судостроения, рассказать о том, чем предприятие живет сегодня.

Выпускники школ кластера могут получить на конкурсной основе целевое направление от завода "Красное Сормово" на обучение в высшие учебные заведения. С третьего курса, если студент себя хорошо показывает, начинаем выплачивать дополнительную стипендию. У отличников она достигает 15 000 руб. Для сравнения, обычная стипендия составляет 1700 руб. Летняя практика на заводе – оплачиваемая.

В этом году на предприятии открылась базовая кафедра НГТУ. Теперь студенты будут учиться на территории завода, часть предметов читают наши сотрудники. У ребят есть возможность одновременно с обучением работать на предприятии. Пока на кафедре обучаются только магистранты, а со следующего года наберем студентов начиная с 1-го курса. После окончания вуза выпускники получают гарантированное трудоустройство.

Кстати, Нижегородский государственный технический университет по нашей просьбе увеличил количество бюджетных мест для приема на кораблестроительный факультет до 76 человек. При необходимости, думаю, сможем ещё расширить. Но тут считаю важным отметить, что подобные решения должны опираться на реальную ситуацию, которая складывается в отрасли. Чтобы не получилось, как с юристами и экономистами, когда массу выпускников в итоге некуда было пристроить. Очень важно, чтобы заводы и учебные учреждения работали в связке.

Как стимулируете своих сотрудников?

– У нас есть корпоративная программа льготного ипотечного кредитования. При этом не важно, сколько проработал человек, главное – он показывает хорошие результаты, и мы видим, что он планирует и дальше оставаться на предприятии. Единственное, с ним подписывается договор, согласно которому сотрудник должен отработать определенное время взамен помощи.

Если говорить о бытовых условиях – конечно, у нас есть и проекты, направленные непосредственно на улучшение условий труда на заводе. Среди последних – ремонт душевых, систем вентиляции в производственных помещениях, повышение качества работы столовых. В этом году повысили компенсацию стоимости питания на заводе.

Сам лично иногда хожу в обычные заводские столовые, чтобы оценить их работу, а после анализирую, что можно улучшить. По столовым недавно провели большой опрос среди сотрудников, чтобы выяснить, какие у людей есть замечания, что они хотели бы изменить. Понятно, что человек не может не есть во время рабочего дня, поэтому качество питания – один из важнейших моментов, который характеризует условия труда на любом предприятии. По итогам опроса провели совещание с подрядчиком, замечания будут устраняться.

Уделяем внимание развитию спорта. Недавно открыли спортплощадку на территории завода с полем для игры в футбол и волейбол, воркаут-зоной, есть спортивные уголки в некоторых цехах. Уже стала традицией зимняя лыжная эстафета, которую проводит заводская профсоюзная организация. Проводим множество соревнований для сотрудников: футбол, волейбол, теннис, лыжные гонки, дартс. Участвуем в соревнованиях от ОСК. У нас даже есть свои команды.

Администрация Нижнего Новгорода и области в чем-то помогает заводу?

– Мы активно сотрудничаем и с правительством Нижегородской области, и с администрацией Нижнего Новгорода. И как депутат, и как руководитель предприятия принимаю участие в обсуждении мер поддержки реального сектора экономики, в поиске решений для преодоления сложностей, которые возникают в отрасли. Этот диалог очень важен для нас, потому что позволяет сделать региональную политику поддержки промышленности более эффективной. Кстати, на спуски судов на завод часто приезжают губернатор, глава Нижнего Новгорода, представители правительства области и Нижегородской ассоциации промышленников и предпринимателей.

Часто делаете открытые спуски судов? Что это дает "Красному Сормову"?

– Открытые спуски нужны, в основном, чтобы показать, что предприятие работает. Сегодня к нам на церемонию приходят в гости не только из других районов, но и из области. Особенно приятно видеть, что в последнее время на спусках всегда бывают школьники или даже группы детсадовцев. Надеюсь, многие из этих ребят, побывав на церемонии спуска судна на воду, заинтересуются судостроением, пойдут учиться в профильные вузы и затем придут на "Красное Сормово" в качестве молодых специалистов. Знаю, что некоторые наши сотрудники в свое время именно так и заинтересовались профессией. Обязательно будем продолжать добрую традицию открытых спусков.

В среднем на церемонию приходят от 200 до 300 человек. На спуск круизного лайнера "Мустай Карим" собрались почти 3500-4000 человек. На первый отечественный краболов-процессор "Вайгач" – 1500-2000.

ОСК помогает искать заказы? Как строятся отношения с другими предприятиями внутри корпорации?

– Конечно, ОСК помогает искать заказы. Корпорация принимала участие в привлечении большинства заказов для "Красного Сормова", и вообще любые решения, которые необходимы для того, чтобы появился заказ и его профинансировали, обязательно проходят через ОСК.

Немаловажно и то, что отдельные заказы строятся по принципу "распределенной верфи", то есть в их создании участвуют различные предприятия в контуре корпорации, что позволяет повысить экономическую эффективность производства. Большую роль играет возможность обмена опытом с коллегами, изучение лучших практик других верфей.

До какого года у вас сформирован портфель заказов?

– Краболовы завершаем строить в 2024 году. Проект "Карелия" – в 2026. Продолжается строительство серии сухогрузов проекта RSD59 из 11 судов. Два судна из этой серии мы уже сдали, два на подходе, осталось 7 судов с переходом на следующий год. В дополнение к этой загрузке мы готовы строить еще по 10 сухогрузов или танкеров ежегодно. Наши производственные возможности позволяют это сделать. Работаем над привлечением новых заказов.

Спуск сухогруза проекта RSD59 / Фото: "Красное Сормово" Завод", ОАО


Зимние спуски судов будут?

– Да, как обычно. Но связанные с погодными условиями ограничения в организации спусков в зимнее время, конечно, тоже будут.

Какие вопросы приходится вам решать, как депутату Законодательного собрания Нижегородской области?

– Самые разные. Начиная от ремонта крыш и заканчивая взаимодействием с Государственной Думой. В этом году, например, в детских садах отремонтировали 4 бассейна, что открыло возможность ходить туда не только воспитанникам садов, но и детворе из близлежащих домов.

Михаил Николаевич, спасибо за содержательные ответы. А завершить интервью предлагаем на небольшом блиц-опросе. Итак, первый – рецепт хорошего корабела.

– Переформулирую вопрос, скажу о рецепте хорошего специалиста. На мой взгляд, он должен любить профессию и быть предан своему делу, быть увлеченным, жить тем, чем занимается. В противном случае хорошего специалиста не получится.

Когда закончится ваш контракт с ОСК, планируете его продлевать?
– По крайней мере, хотелось бы. "Красное Сормово" для меня – родное предприятие.

Взаимодействуете с заводами, которые не входят в ОСК?

– Тесно общаемся с Окской судоверфью, заводом "Волга", АО "ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева", хотя и пока что делового сотрудничества с последними у нас нет, так как специфика производства разная.

Идеальный заказ для "Красного Сормово"?
– Идеальный заказ – любая серия.

Когда последний раз были в отпуске?
– В августе этого года, отдыхал 10 дней в Сочи.

Какая у вас была зарплата, когда вы только устроились на "Красное Сормово"?

– 3000 рублей.

Любимое судно

– "Мустай Карим". Очень интересный проект, много сил было потрачено на его создание, и одновременно с этим есть возможность наблюдать, насколько судно востребовано у туристов.
 

Вопросы задавала: Виктория Корабеловна

"Красное Сормово", ПАО
Нижний Новгород
+7 (831) 229-61-27, +7 (831) 229-61-05



Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости