реклама
Сварочные технологии
Сварочные технологии
Осветим проблемы важнейшего производственного процесса - сварки

Каким оборудованием пользуются отечественные верфи. Часть 3

"Корабел.ру" продолжает серию статей из цикла "Каким оборудованием пользуются отечественные верфи", где главные сварщики отраслевых предприятий рассказывают о том, каким сварочным оборудованием и материалами они пользуются в своей работе и почему.
В третьей части материала мы собрали отзывы от специалистов завода "Красное Сормово", Прибалтийского завода "Янтарь" и Кронштадтского морского завода.
 
Николай Баринов / "Красное Сормово" 
ОАО "Завод "Красное Сормово", главный сварщик Николай Баринов

Вопрос выбора сварочного оборудования, оборудования для термической резки, а также сварочных материалов очень остро встал на заводе в период "перестройки". До этого мы, как и все судостроительные заводы СССР, были оснащены в изобилии отечественным оборудованием. Для ручной дуговой сварки штучными электродами применялись многопостовые источники тока типа ВДМ с балластными реостатами типа РБ-300, для полуавтоматической сварки в среде активных газов - источники тока типа ВДУ с подающими механизмами типа "Гранит" и А-547, для автоматической сварки - автоматы типа ТС-17, ТС-35, для аргонодуговой сварки - посты типа ПРС-3.

Это оборудование не отличалось высоким качеством как по стабильности обеспечения режимов сварки, так и по огромным затратам на его содержание в рабочем состоянии, особенно по расходным частям.
Линия сборки-сварки плоских секций завода "Красное Сормово"

В 90-е годы руководство завода стало придерживаться стратегии на перевооружение сварочного производства оборудованием мирового уровня. Так, для автоматической сварки под флюсом было решено переходить не на сварку полотнищ и секций отдельными автоматами, а на внедрение роботизированных комплексов и линий для одновременной сборки и сварки поточным методом. В настоящее время у нас очень эффективно работает германская линия сборки и сварки плоских секций и итальянский роботизированный комплекс по сборке и сварке таврового набора. В области полуавтоматической сварки в среде активных газов и их смесей мы опробовали оборудование австрийских, американских, шведских, финских и отечественных фирм.
 
Линия сборки-сварки тавровых балок завода "Красное Сормово"

Наилучшие результаты получили при эксплуатации финского оборудования – Kemppi. В настоящее время его парк составляет у нас около 75 % от всех полуавтоматов. Последние два года мы активно сотрудничаем с нижегородской фирмой "Эллой", которая поставляет нам оборудование для автоматической сварки под флюсом, для полуавтоматической сварки в среде защитных газов, для аргонодуговой сварки, а также для роботизированных комплексов. Результаты сотрудничества по всем показателям весьма положительные.
 
Линия сборки-сварки плоских секций завода "Красное Сормово"

При выборе оборудования для термической резки металла мы вначале делали ставку на модернизацию имеющихся у нас машин термической резки типа "Кристалл", но поняв, что этот путь малоэффективен, перешли на переоснащение оборудованием шведских и германских фирм. В настоящее время у нас эксплуатируется две шведские и две германские машины термической резки, а также германский роботизированный комплекс по резке и маркировке полособульбового профиля.

В области сварочных материалов для автоматической сварки под флюсом, основной объем которой выполняется на линии сборки и сварки плоских секций, мы отдаем предпочтение импортным материалам. Наши попытки перейти на отечественные материалы пока не увенчались успехом. Для полуавтоматической сварки в среде защитных газов мы стабильно наращиваем объем применения порошковых сварочных проволок. Сейчас этот объем составляет около 60% от общего объема. Из конкретных марок я бы выделил голландскую порошковую проволоку Kobelko DW50 и отечественную новосибирскую проволоку E71Т.
 
Линия сборки-сварки тавровых балок завода "Красное Сормово" 

Основными поставщиками штучных электродов для нас являются "ИСМ" город Колпино Ленинградской области и "СЗСМ" город Судиславль Костромской области, проволоки сплошного сечения "БСЗ" – город Санкт-Петербург, порошковой проволоки "НЗСМ" город Новосибирск.

Cварочный комплекс завода "Красное Сормово" считается одним из лучших в отрасли. Во многом за счет неоднократно проводимых на предприятии технического перевооружения и модернизации. Корпусообрабатывающее производство оснащено оборудованием для плазменной резки и газокислородной резки и представлено двумя машинами термической резки (плазменные) модели  SUPRAREX –5000 фирмы ESAB, машиной термической резки (плазменная) модели  "ОМНИМАТ – 4600  фирмы Messer, четырьмя машинами термической резки (плазменные) модели "Кристалл ТПл", двумя машинами термической резки (газо-кислородные) модели "Кристалл ТК".

Сборочно-сварочное производство завода размещается в двух судокорпусных цехах (ССК, КСЦ) и обеспечивает изготовление корпусных конструкций в объеме 38,5 тыс. тонн в год. ССК является  продолжением потока: склад стали – корпусообрабатывающее производство  и сборочно-сварочное производство по изготовлению  секций и блоков. Оборудование ССК: Автоматизированная линия сборки и сварки секций двойного борта 12х18м разработка фирмы IMG, Германия. Линия имеет площадку комплектации и шесть поточно-позиционных позиций для изготовления секций.  При сварке полотнищ на этой линии используется сварочный трехдуговой автомат  фирмы LINCOLN.


АО "Прибалтийский судостроительный завод "Янтарь", главный сварщик Евгений Ивановский
Евгений Ивановский / "Янтарь"
Конечно, сварочное оборудование, применявшееся на ПСЗ "Янтарь" в 70-е — 80-е годы прошлого века, такое как ПДПГ-500, Гранит 3У3, ПСГ-500, ПСО-500, "Шторм", Marc-500 c LHF, АДС-1000 с ТД-1000 и сборные сварочные посты с осцилятором и др., давно в прошлом. Однако следует отметить, что установки Marc-500 (Kemppi), приобретенные в 1988 г., до сих пор работают в цехах завода и порой являются незаменимыми. Их отличает надежность, ремонтопригодность и высокая мощность дуги.

В 1990-е годы, в силу анклавного положения Калининградской области и начавшейся на предприятии конверсии производственной деятельности, велось строительство катеров, крупных яхт, сухогрузов и наливных судов, траулеров для иностранных заказчиков из Германии (Abeking & Rasmussen), Норвегии (Umoe Sterkoder), Нидерландов (v.o.f Felicitas) и др. При этом приобреталось большое количество импортного сварочного оборудования, в т.ч. для сварки порошковыми проволоками Ø1.2 мм.

При отсутствии электрических-сервисных схем и комплектующих на это оборудование встал вопрос: что делать при выходе из строя? Причем стоимость полуавтоматов достаточно высокая. Было принято решение приобретать оборудование у поставщиков, имеющих в Калининграде авторизованные сервисные центры по его ремонту и обслуживанию. На сегодняшний день ПСЗ "Янтарь" сотрудничает с тремя фирмами-поставщиками, имеющими сервисный центр и обслуживающими весь парк сварочного оборудования завода: "Серпантинас-сервис", "Абразив-эксперт", "Изотерм".
Сварочный аппарат Kemppi / "Янтарь"
Сварочные аппараты ESAB / "Янтарь"

В первых партиях были приобретены полуавтоматы для MAG-сварки производства ESAB, такие как Origo Feed 304_M13 и Origo YardFeed 200_M3y с источниками Mig400t, которые стали заменой для Гранит 3У3 с ВДУ-506. Следует отметить, что вначале сварщики скептически относились к этому оборудованию (вызывали вопросы технологические свойства при сварке), но в дальнейшем они освоили эту технику. К недостаткам этих полуавтоматов следует отнести недостаточную защиту коммутационных-соединительных кабелей (а у нас их длина составляет до 35 м) и непрочные разъемы ШР.
 
Сварочный аппарат ESAB / "Янтарь"

В дальнейшем, с приходом на рынок Калининграда фирмы "Изотерм" (представитель Kemppi OY), была поставлена партия полуавтоматов серии FastMig MF33 и MF29 с инвертором КМ400. Эти полуавтоматы показали себя надежными при эксплуатации с весьма хорошими технологическими свойствами и удобными в условиях корпусного производства завода. Хорошо показала себя система Super Snake для сварки в удаленных местах. Также были приобретены установки для TIG сварки семейства Mastertig мощностью от 220-350 ампер. Можно отметить, что с приходом KEMPPI цены на оборудование ESAB аналогичного назначения снизились.

Корпусное производство оснащено следующим образом. Резка листового метала производится на МТР "Кристалл" и "Гранат", которые проходили модернизацию в 2008-2009 гг; планируется их дальнейшая модернизация. Также на МТР установлены источники для сухой узкоструйной резки (3-5 мм) и разметки производства Hypertherm серии "powermax". Снятие ласок/фасок производят газорезательными полуавтоматами "Смена-2М" (Кристалл-Сервис). Также используем установки ручной плазменной резки ESAB серии LPH.

Для автоматической сварки под слоем флюса используются автоматы ESAB A2 Multitrac / A6 Mastertrac и АДФ-1000 (з-д "Сэлма"), которые по своим характеристикам не уступают импортным аналогам. Полуавтоматическая сварка выполняется в среде СО2, в основном, на оборудовании Kemppi и ESAB, как было указано выше. Используем горелки Abimig AT 355LW и 350 (Abicor Binzel) и "родные" горелки PSF 405 и MMT 42. Имеем опыт использования автомата Railtrac FW-1000 (ESAB) для сварки монтажных стыков. Однако нужно сказать, что аппарат этот достаточно дорогой, и было много проблем с его эксплуатацией. Автоматическая приварка набора к полотнищам производится автоматами А-1698 (SAW) и Miggytrac 1001 (MAG). Широкого применения автоматы для сварки набора пока не нашли, думаем над увеличением их применяемости.
 
Автоматическая сварка / "Янтарь"
Автоматическая сварка / "Янтарь"

Ручная сварка выполняется от многопостовых источников тока ВДМ-1601 и балластных реостатов РБ-301. Есть интерес к применению многопостовых систем "конверторного" типа взамен балластных реостатов.
Трубомонтажное производство оснащено установками аргонодуговой сварки УДГУ 351 AC/DC (з-д "Сэлма"), Mastertig 3500W AC/DC, Mastertig MLS4000/MLS2300 AC/DC, MinarcTig 180, а также полуавтоматами FastMig_MF33 c КМ400 (Kemppi). Есть опыт применения технологии автоматической орбитальной сварки стыков труб, но текущие производственные условия не позволяют эффективно использовать это оборудование.
 
Автоматическая сварка / "Янтарь"

Совсем недавно в трубомонтажном производстве появились инверторные полуавтоматы Phoenix 405 puls производства EWM. Это профессиональное, многофункциональное оборудование, которое, по нашему мнению, может применяться только на конкретных направлениях производства и требует от сварщика высокого уровня подготовки для эффективного использования его возможностей. К тому же большая часть его функционала бесполезна при использовании СО2 в качестве защитного газа, а он в свою очередь остается по-прежнему основным в сварочном производстве завода. Нельзя не отметить и высокую стоимость такого оборудования и его комплектующих.
Сварочная проволока / "Янтарь"

При сварке конструкций из АМг-сплавов применяются установки Marc-500, Mastertig 3500W AC/DC, EWM Tetrix 451 AC/DC и полуавтоматы ESAB AristoMig_Feed 3004.

АО "Кронштадтский морской завод", главный технолог Павел Горностаев

Как и многие судостроительные заводы Северо-Запада, мы с 80-х годов XX века активно пользуемся сварочными аппаратами производства финской фирмы Kemppi. Оборудование качественное, малогабаритное, выносливое.
Большую часть времени наши сварочные аппараты работают в доках, а вечером мы убираем их в цеха - и никаких проблем и выходов из строя в связи с перепадом температур у Kemppi не было.
Сейчас у нас в активе два аппарата Kemppi MasterTig 3003, два аппарата Kemppi MasterTig 3500, один аппарат Kemppi ЕastМig КМ500.
Есть три аппарата для сварки в среде защитных газов российского производства.
Сварочные аппараты Kemppi. Кронштадтский морской завод / Корабел.ру

Основа качественного выполнения сварочного шва для аппаратов полуавтоматической сварки — это подготовка поверхности: зазор, разделка, чистота и т.д. В судоремонте сварка идет по схеме "старое к новому", поэтому обеспечение всех параметров задача крайне сложная. В таких условиях надлежащее качество шва может дать только ручная дуговая сварка.
Тут мы используем проверенные балластные реостаты и восьмипостовые сварочные выпрямители типа ВДМ. Купили мы их не так давно, но понятно, что модели не меняются уже несколько десятилетий.
Сварочные аппараты Kemppi. Кронштадтский морской завод / Корабел.ру

В судоремонте все-таки не такие большие объемы сварки, как в судостроении. У нас это где-то 10-15 % от общего объема работ. Поэтому сварочные аппараты и изнашиваются не так сильно. Например, у нас в четвертом цехе до сих пор работает один аппарат Kemppi FU20 производства середины 80-х годов. Да и вообще финская техника очень надежная, характерных и регулярных выходов из строя у аппаратов не наблюдалось. Меняем только расходные части, проводим ТО.
Сварочные аппараты Kemppi. Кронштадтский морской завод / Корабел.ру

Что касается электродов, то у нас основной объем составляют электроды марки УОНИ 13/55. Опытным путем мы пришли к выводу, что сейчас на рынке самое оптимальное предложение по данным материалам дает ООО "Ижорские сварочные материалы". Поставщик проверенный, надежный, что очень важно в сегодняшних условиях, когда на рынке очень много контрафактной продукции.
 
Сварочный аппарат Telwin / Корабел.ру

Дело в том, что мы осуществляем закупки материалов точно под запланированные объемы работ. Ни электроды, ни флюс, ни проволоку мы в большом запасе на складах не держим. Если к нам попадает некачественная продукция, с которой работать невозможно, то это может привести к срыву сроков ремонта.

Подобный и самый характерный случай произошел у нас в этом году, когда мы заказали партию электродов ESAB марки ЭА-395 у одной из компаний-поставщиков. Партия была со всеми сертификатами качества, с качественной упаковкой. Только сами электроды были некачественными.

Но надо отдать должное поставщику, приехали представители, признали, что партия была бракованная, оперативно заменили продукцию. С ижорскими электродами таких недоразумений не происходило.

Беседовал Владислав Букин

Ссылки на предыдущие материалы:
Каким сварочным оборудованием пользуются отечественные верфи. Часть 1
Каким сварочным оборудованием пользуются отечественные верфи. Часть 2
"Кронштадтский морской завод", АО
Кронштадт
+7 (812) 435-21-01
"Красное Сормово", ПАО
Нижний Новгород
+7 (831) 229-61-27, +7 (831) 229-61-05
"Прибалтийский судостроительный завод "Янтарь", АО
Калининград
+7 (401) 264-86-41, +7 (401) 261-31-80
"ЭСАБ", ООО Москва
+7 (495) 663-20-08
"Ижорские сварочные материалы", ООО Санкт-Петербург
+7(812)322-88-57
"Кемппи Россия", ООО Москва
+7 (495) 240-84-03



Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости