реклама
Об отрасли простыми словами
Об отрасли простыми словами
Изюминкой этого блога является максимально подробное описание процессов производства уникального оборудования, строительства и ремонта судов. Здесь можно встретить статьи о создании продукции до рассказа об устройстве различного типа флота без сложной технической терминологии. Желаем приятного и комфортного погружения в нашу отрасль!

Как устроен ледокол "Мудьюг", построенный в 1982 году

На набережной лейтенанта Шмидта в Санкт-Петербурге, по соседству с легендарным "Красиным", достаточно долго стоял ледокол "Мудьюг", ждал своей работы. Мы решили навестить команду, обсудить работу ледокола и познакомиться с устройством судна поближе пока есть такая возможность. Тем более, что нашей редакции "Мудьюг" знаком уже достаточно давно, так как он является постоянным участником "Фестиваля ледоколов" в Санкт-Петербурге.
Это статья будет посвящена прошлому и настоящему ледокола "Мудьюг" и наполнена рассказами капитана о жизни судна. Пусть никого не смущает дальнейшее повествование, датируемое февралем. Все-таки поход состоялся именно в феврале, несмотря на то, что погода не сильно отличается от нынешней.
 
Ледокол "Мудьюг" на Фестивале ледоколов 2018 года / Корабел.ру

На дворе совершенно нетипичный февраль, который вроде считается зимним месяцем. Ледокол "Мудьюг" был спокойно пришвартован к набережной лейтенанта Шмидта. Нас встретил на борту Сергей Сидоренко, который работает капитаном ледокола уже 14 лет. 
 
Ледокол "Мудьюг" сегодня / Корабел.ру

В то время, с развитием северных замерзающих портов появилась потребность в строительстве портовых ледоколов, способных проводить буксировку морских судов. Так появился "Мудьюг", дизель-электрический ледокол, построенный в Финляндии на верфи компании Wartsila в 1982 году. Судно названо в честь одноименного острова в Двинской губе Белого моря. "Мудьюг" имеет длину 111,6 м, ширину - 22,2 м, осадку - 6,8 м, водоизмещение - 8154 т. Ледокол имеет автономность порядка 25 суток, а скорость может достигать 16,5 узлов.
 
"Мудьюг" / Корабел.ру

Любопытный факт - у "Мудьюга" был крестный отец, а не мать, к которой мы в настоящее время так привыкли. Это был советник-посланник СССР в Финляндии Владимиров Виктор Михайлович.
 
Фотография крестного отца ледокола / Корабел.ру

Следует отдельным абзацем рассказать о мощности "Мудьюга", которая, согласно классификационному свидетельству, составляет 9560 кВт. Для примера, портовый ледокол "Обь", который недавно Выборгский судостроительный завод передал "Атомфлоту", имеет мощность 12 мВт. Это говорит о том, что "Мудьюг" скорее не классический ледокол, а такой же портовый, способный выполнять не самые сложные задачи по ледокольной проводке в прибрежной зоне у портов.
 
Корабел.ру
Корабел.ру


Вообще, "Мудьюг" является головным судном серии и имеет двух "братьев" - ледоколы "Диксон" и "Магадан". Все три судна принадлежат "Росморпорту". Однако в отличие от "Диксона" и "Магадана" "Мудьюг" имеет уникальную особенность - иную форму носовой части. 
 
"Мудьюг" / Корабел.ру

Дело в том, что после строительства ледокол был передан в Северное морское пароходство. В 1987-1988 годах "Мудьюг" был модернизирован по проекту немецкой фирмы "Nordseewerke" (с 1999 года входящей в концерн "ThyssenKrupp"), с перестройкой носовой части корпуса. Изначально ледокол имел классический нос. Подобное решение позволило увеличить длину ледокола на 25 метров. Вместе с этим после прохода ледокола лед загоняется под кромку, оставляя за собой в канале чистую воду. Однако такая модернизация привела к снижению маневренности, а нос стал беспомощным в борьбе с арктическими льдами.
 
Сергей Сидоренко, капитан "Мудьюга" / Корабел.ру

В целом, "Мудьюг" и задумывался для работы на Северной Двине. Там ледокол проработал до 1990-х годов. Затем начались "лихие" времена, упал грузопоток из Архангельска. Судно потеряло работу на два года, ведь помимо кризиса, в торосах высотой 3-4 метра оно не может работать.

- Был случай, когда "Мудьюг" ушел в Арктику, застрял во льдах и еле-еле как вернулся, - рассказывает Сергей Сидоренко. - Несмотря на все свое величие, у ледокола всего десять тысяч лошадиных сил, как у ледокола "Красин".

В 1999 году "Мудьюг" был отправлен в Петербург. Ледовая обстановка в городе позволяла ледоколу работать без проблем. Вообще, основной задачей такого судна, как "Мудьюг", является помощь большим балкерам, которые не могут выйти из порта. Таким судам требуется буксировка - вот тут и выступает "Мудьюг". 

Финское понимание ледоколов

Сразу хочется отметить, что почти за 40 лет "Мудьюг", что внешне, что внутренне выглядит превосходно. Старомодно, с пониманием быта и "изысков" того времени, но превосходно. Очередной раз убеждаемся в том, что чистота, состояние, комфорт находится в руках скорее не судовладельцев, а экипажа, который работает на судне. 
 
На борту ледокола "Мудьюг" / Корабел.ру

Ледокол достаточно просторный, что говорит о том, что финны имеют особое представление о комфорте и в целом о строительстве подобного флота. Это постоянно подтверждал Сергей Сидоренко, когда показывал нам быт экипажа. Причем ощущение простора не покидало нас нигде - ни на проходах по трапам, ни в отделениях, о которых чуть позже пойдет речь. 

Все закладные таблички, металлическая эмблема верфи "Вяртсиля", где строился ледокол, в превосходном состоянии. В таком же состоянии находятся устройства и оборудование. Некоторые из них до сих пор в строю, некоторые же живут как предметы памяти того времени. 
 
Закладная табличка ледокола "Мудьюг" / Корабел.ру

На "Мудьюге" работает 30 членов экипажа. Однако, по словам капитана ледокола, раньше было еще больше человек. Затем начались сокращения, под которые попали женщины и специалисты, оставшиеся "за бортом" развития технологий. 

Сегодня среди экипажа очень мало молодежи - всего три помощника капитана, которые моложе 30 лет. И по мнению капитана "Мудьюга", экипажу необходимо "омолаживаться", несмотря на то, что "ребята приходят пустые", на ледоколы готовы встречать желающих работать.

Весь экипаж живет по одному. На судне есть салон отдыха, правда только для комсостава, небольшой спортивный зал, сауна и даже самодельный бассейн. Как рассказали оставшиеся на вахте, раньше на месте бассейна был раздевалка. И команда решила, что сауна без бассейна существовать не может, поэтому применила свои навыки и креатив, чтобы создать вполне настоящий бассейн на финском ледоколе.
 
Салон отдыха комсостава ледокола / Корабел.ру

- У нас банные дни - среда и суббота, - рассказывает капитан "Мудьюга". - И в целом бассейн с сауной у нас пользуются большим спросом. Как говорят в Финляндии, "мы строим сауну, вокруг нее строим еще что-то, а потом получается ледокол".
 
Сауна на ледоколе "Мудьюг" / Корабел.ру

Эта фраза, пожалуй, неплохо описывает ледокол, который построен как раз вокруг комфорта и удобств.

Экипаж на судне оставил в целости и сохранности предметы и решения того времени. Для наглядного примера: так на "Мудьюге" ведут счет дням и проставляют актуальную дату в ЦПУ:
 
В ЦПУ ледокола / Корабел.ру

А такой судовой телефон был встречен в машинном отделении. 
 
Машинное отделение "Мудьюга" / Корабел.ру

Устройство "Мудьюга"

Порядка 90% оборудования на ледоколе осталось со времен строительства. За исключением навигационного оборудования, которое было модернизировано в 2000-х годах. Судно имеет две радиолокационные станции Kelvin Hughes LTD, Manta 1700 RADARARPA SYSTEMS типа KN592582, гирокомпас YOKOGAWA модели CMZ900, магнитный компас KMOT-T марки 279, транспондер АИС ТРАНЗАС Т-105 типа 1113Е018, ЭКНИС / ЭКС ТРАНЗАС NAVI-SAILOR 4000, лаг ДГЛ-1 2925, регистратор данных рейса MVS S-VDR System, эхолот производства FURUNO марки FE-700 (2232-9962) и приемоиндикаторы навигационных систем ГЛОНАСС / GPS GP-150 (6401-7808).
 
На капитанском мостике ледокола "Мудьюг" / Корабел.ру

Еще ледокол оборудован УКВ/ЦИВ-радиоустановками SAILOR TT-3020C (97212477) и ПВ/КВ/ЦИВ-радиоустановками EUROCOM  INDUSTRIES AS, SKANTI TU1500 (638352). На судне есть терминал спутниковой связи Инмарсат-С EUROCOM  INDUSTRIES AS,SKANTI TRP 1000 (639835), НАВТЕКС JRC NCR-333 GD 70776, приемник факсимильных карт погоды SKANTI PCU 9000, спутниковый аварийный радиобуй SAILOR SE-406-II, радиолокационные ответчики марки ДЮЙМ-С-1 (3506007835060099) и УКВ-аппаратура двусторонней радиотелефонной связи типа TR20 GMDSS (23432).
 
На капитанском мостике ледокола "Мудьюг" / Корабел.ру

Хочется отметить, что на "Мудьюге" финны применили в то время революционные решения с точки зрения насыщения и устройств. Например, ледокол может вполне заслуженно считаться судном спецназначения, способным оказывать помощь при пожаротушении. Подобное стало возможным за счет установки на судне пенолафетов, которыми можно управлять с мостика. Также есть дистанционная отдача якорей. Все иллюминаторы капитанского мостика обдуваются.
 
Пенолафеты ледокола "Мудьюг" / Корабел.ру

Еще "Мудьюг" оборудован системой пневмообмыва для избежания так называемого "эффекта облипания", для минимизации контакта с льдом. Это ледокол с ВРШ, что для 1980-х годов было достаточно инновационно. 

- Возможно, ВРШ - не самое правильное решение для ледокольного флота, - рассуждает Сергей Сидоренко. - Однако уже тогда подобная технология считалась революционной.
 
В румпельном отделении ледокола / Корабел.ру

На ледоколе есть собственная мастерская с различным станками. В целом, сегодня вряд ли кого-то удивишь мастерской на судне, но отметим, что она поддерживается в прекрасном состоянии. И это при тех условиях, что режим работы "Мудьюга" не подразумевает длительных рейсов, и использование станков в мастерской будет не всегда актуальным.
 
Мастерская ледокола "Мудьюг" / Корабел.ру

В машинном отделении (тоже, к слову, достаточно просторном) стоят бесменные четыре главных двигателя Wartsila и четыре аварийных дизель-генератора.
 
Машинное отделение "Мудьюга" / Корабел.ру

На ледоколе "Мудьюг" есть буксирная лебедка тягой 250 т. По словам капитана, во время навигаций операции по буксировке производятся достаточно часто, поэтому нельзя сказать, что оборудование простаивает зазря.
 
Буксирная лебедка "Мудьюга"/ Корабел.ру

"Мудьюг" в незапланированном отпуске

Сергей Сидоренко всю жизнь проработал на ледокольном флоте. Это его профиль. За свою карьеру он семь лет проработал на атомном ледоколе "Арктика" проекта 10520, на "Ямале" возил туристов. 

Сейчас его ученики, которые были у него помощниками, уже работают капитанами. Так, в прошлом третий помощник Сергея Сидоренко стал капитаном на новом дизель-электрическом ледоколе "Виктор Черномырдин", что готовится к передаче "Росморпорту" от "Адмиралтейских верфей".

В прошедшую навигацию у "Мудьюга" не было работы - слишком уж аномально теплая была зима. Поэтому и планы на ближайшее время у экипажа достаточно размытые. Сложно прогнозировать свои действия, когда погода в регионе является непредсказуемой.
 
Сергей Сидоренко, капитан ледокола "Мудьюг" / Корабел.ру

- Не знаем, выйдем ли вообще на работу, - рассказывает Сергей Сидоренко, капитан ледокола "Мудьюг". - Может, постоим у набережной, дождемся Фестиваля ледоколов 2020 года. А что? Вполне удобно.

[Больше фотографий в галерее снизу]
"Северное морское пароходство", ОАО
Архангельск
+7 (818) 263-73-18
"Адмиралтейские верфи", АО Санкт-Петербург
+7 (812) 313-81-83
"Транзас Навигатор", ООО Санкт-Петербург
+7 (812) 325-31-31
"ЕВРУС", ООО Санкт-Петербург
+7 (812) 647-70-25, +7 (800) 222-70-25
"Росморпорт", ФГУП Москва
+7 (495) 626-14-25, +7 (495) 411-77-59



Комментарии   3.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
-0+
#Лукашевич Вадим Николаевич, 13.03.2020, 10:35"Вместе с этим после прохода ледокола лед загоняется под кромку, оставляя за собой в канале чистую воду. Однако такая модернизация привела к снижению маневренности, а нос стал беспомощным в борьбе с арктическими льдами."
Отрадно, что мы признаем этот факт. Вообще Финны -молодцы со Времен Союза экспериментируют за наш счет, ныне "Балтику" построили, а у себя не спешат, присматриваются ( то же, что и с носом "Мудьюга")
-0+
#Зюзин Сергей Васильевич, 13.03.2020, 12:08Как небольшой "safety visit" отчёт получился:)
-0+
#Букшев Анатолий Владимирович, 13.03.2020, 22:56"Четыре аварийных дизель-генератора в машинном отделении" - автор статьи не знает элементарных вещей: аварийный дизель-генератор обычно на судах - один и расположен не в машинном отделении, а выше палубы переборок, дабы при затоплении МО он мог обеспечивать электроэнергией необходимое оборудование судна.  Стыдно за Корабел.ру!
Свежие новости