реклама

Импортозамещение добралось до морских платформ

Рынок газотурбинных агрегатов для морских платформ сегодня плотно занят иностранными производителями. Но уже с 2020 года ситуация начнет меняться — с этого времени "Газпромнефть", "Лукойл" и другие шельфовые игроки смогут ставить на свои нефтегазовые платформы отечественную продукцию разработки ОДК.

Первый российский

Одна из главных функций Международного военно-морского салона в Санкт-Петербурге — площадка для представления последних разработок и проектов. Компании привозят все лучшее и перспективное, что имеют на данный момент. Многие даже приурочивают выход свежих новинок к концу весны — началу лета, чтобы иметь возможность устроить презентацию прямо в рамках салона.

У Объединенной двигателестроительной корпорации накануне МВМС-2017 уже был в запасе один несомненный "хит". В апреле компания в лице рыбинского завода "Сатурн" порадовала отечественную морскую отрасль испытаниями "импортозамещающего" М70ФРУ-2, предназначенного для десантного корабля типа "Зубр". "Корабел.ру" подробно писал об этом событии.

Но буквально в последний момент подоспела еще одна хорошая новость — ОДК разработала проект российского газотурбинного агрегата морского применения мощностью 8 МВт для буровых и нефтегазовых платформ и других плавучих комплексов. Проект примечателен тем, что до сегодняшнего дня в этом сегменте использовались исключительно иностранные агрегаты.

 
Александр Караогланов / ОДК
— Рынок энергетических установок с морским регистром для буровых платформ занимают американские и европейские компании. Это компания Solar Turbines, Siemens, Rolls-Royce, входящая в Концерн Siemens, и Wartsila, производящая газопоршневые установки. Российских агрегатов для данных проектов просто не было. Поэтому когда началась политика импортозамещения, разработчики платформ обратились в ОДК. Им понадобился отечественный агрегат, для морских нефтегазовых платформ, — пояснил корреспонденту "Корабел.ру" заместитель управляющего директора — коммерческий директор АО "ОДК — Газовые турбины" Александр Караогланов.

Сама компания "ОДК — Газовые турбины", разработавшая новинку, является дочерним предприятием Объединенной двигателестроительной корпорации и отвечает за производство газотурбинных энергетических и газоперекачивающих агрегатов. Территориально она находится в Рыбинске и работает в кооперации со всеми двигателестроительными предприятиями, входящими в периметр "ОДК", в том числе и с "ОДК-Сатурн" (именно так с недавних пор называется местный завод по производству газотурбинных двигателей для авиации, военно-морского флота и промышленного применения).

В основу агрегата ГТА-8 лег как раз газотурбинный двигатель Е70/8РД разработанный на базе высокоэффективного унифицированного газогенератора производства "ОДК-Сатурн". Он представляет собой морской двухтопливный ГТД, к конструктивным особенностям которого относятся 10-ступенчатый компрессор высокого давления, кольцевая камера сгорания, 2-ступенчатая турбина высокого давления и 3-ступенчатая силовая турбина. Данный ГТД и энергетический агрегат на его основе обладают наилучшими массогабаритными характеристиками, возможностью переключения с одного типа топлива на другое без останова двигателя, эксплуатации без потребления воды, высоким уровнем ремонтопригодности и низким уровнем потерь масла.

В составе газотурбинного агрегата ГТА-8 морского исполнения и решений на его основе планируется применение основного оборудования отечественных производителей и поставщиков.


Технические характеристики:
Газотурбинный агрегат ГТА-8
Мощность электрическая, МВт 8
Мощность тепловая, Гкал/час 11.43
КПД (в простом цикле), % 32.9
Применяемое топливо газовое / дизельное
Номинальное напряжение, В 6 300/10 500
Частота электрического тока, Гц 50
Габариты энергоблока (L x B x H), м 12.6 x 3.2 x 3.4
Масса (на раме с кожухами), т 49.0

 
Двигатель Е70/8РД / ОДК


От 8 МВт до 31 МВт

Проект ГТА для морских платформ компании "ОДК-Сатурн" и "ОДК — Газовые турбины" создавали без жестких контрактов со стороны будущих потребителей, ориентируясь именно на потребности рынка и общую государственную стратегию по импортозамещению. Тем не менее, заказчики сразу проявили интерес, и на сегодня уже есть представление о том, когда и куда пойдут первые агрегаты.

— Сейчас мы работаем с проектировщиком морских платформ, которым является ЦКБ "Коралл", и совместно закладываем решение нашего агрегата в проектную документацию. По тем данным, которые дает проектировщик, с учетом цикла производства, платформы нужны к 2020 году. Соответственно, в 2018 — 2019 годах мы ожидаем заказа, — делится планами Александр Караогланов.

Буровые платформы и суда, оснащенные российскими ГТА, в ближайшем будущем потребуются всем крупным отечественным компаниям, разрабатывающим шельф, включая Газпром и "Газпром-Нефть", "Лукойл" и "Роснефть". Потребность в них на самом деле возникла еще пару лет назад, но на тот момент ситуация была немного другой. Сырьевые гиганты не спешили реагировать на призывы правительства брать курс на импортозамещение. Считалось, что, во-первых, к нефтегазовому рынку история с санкциями не относится, во-вторых, продлится она недолго.

К 2017 году даже самые стойкие консерваторы убедились — возврата к прежней ситуации в ближайшие годы не будет, поэтому к российским предприятиям нужно поворачиваться лицом. К тому же тянуть с разработкой шельфового рынка уже нельзя, освоение Арктики объявлено государственным приоритетом. Это значит, что спрос на российские энергетические агрегаты морского применения гарантирован.
 
Двигатель Е70/8РД / ОДК

Агрегат, представленный корпорацией, открывает собой линейку, которая в будущем пополнится в разы более мощными моделями.

— Тот ГТА с морским двигателем, который сейчас сделан, имеет мощность в 8 МВт. В ближайшей перспективе на базе компетенции "ОДК-Сатурн" по замещению украинских производителей газотурбинных двигателей завершается освоение серийного производства ГТД М90ФР морского исполнения, а на базе данного двигателя к 2019 году будет разработан морской энергетический агрегат мощностью до 20 МВт. В перспективе, в рамках опытно-конструкторских работ, проводимых "ОДК-Сатурн" мощность двигателя будет увеличена, и мы будем готовы предложить заказчику к 2022 году агрегаты морского исполнения 25 МВт, а в 2023 году 31 МВт, что, безусловно, будет востребовано рынком, — рассказывает Александр Караогланов.

На базе морских ГТД, производимых "ОДК-Сатурн", "ОДК — Газовые турбины" планирует разработать как энергетические, так и газоперекачивающие агрегаты морского исполнения и, таким образом, полностью удовлетворить потребности отечественного нефтегазового комплекса в данном оборудовании.
 
Материалы по теме:
Не было бы счастья, да Украина "помогла" (о запуске на "Сатурне" испытаний газотурбинного агрегата М35Р-1 с двигателем М70ФРУ-2)
"Нет никаких прототипов, двигатель абсолютно новый" (о разработке двигателя "Пульсар" на заводе "Звезда")
"ОДК-Сатурн", ПАО Рыбинск
+7(4855)29-61-00
"Центральное конструкторское бюро "Коралл", АО Севастополь
+7 (8692) 53-07-53
"Wärtsilä Corporation", Ltd Хельсинки
+358(10)709-00-00
"Лукойл", ПАО Москва
+7(903)519-87-87, +7(495)627-44-44
"Газпром Нефть", ПАО Санкт-Петербург
+7(812) 363-31-52, +7 (800) 700-31-52 Звонок по России бесплатный
"ОДК - Газовые турбины", ОАО Рыбинск
"Объединенная Двигателестроительная Корпорация", АО Москва
+7 (499) 558-18-62, +7(495)232-55-02



Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости
Восточный порт почтил память Виктора Васяновича
18:24 / события